Наша судьба
– Я совершенно по-новому переосмыслил историю Моисея, – сказал я Джону Балану, услышав, как он «год прятался от фашистов, но 50 лет прятался от своего еврейства». В конце концов Джон открыл в себе еврея и с радостью вернулся к своим братьям…
Как удивительна и таинственна судьба еврея! Как никакой другой народ, мы подвергались преследованиям и гонениям на протяжении нашей истории. Но, с другой стороны, мы выжили, несмотря ни на что! Даже тогда, когда казалось, что какая-то еврейская община исчезла навсегда, евреи возрождались.
Не все евреи героически шли во имя веры на костры инквизиции. Но даже принявшие христианство пытались тайно оставаться евреями. Внешне они казались потерянными для народа. Многие из них сначала бежали в Португалию, а оттуда, спасаясь от новых преследований, плыли на кораблях в Голландию. В Амстердаме бывшие мараны (свиньи, как пренебрежительно называли крещеных евреев испанцы) возвращались к вере отцов, вливаясь в еврейскую общину города.
Кантонистов забирали еще детьми из родительского дома для 25-летней службы в царской армии, обращая их насильно в христианство. Возвращаясь домой, многие из них возвращались также в родные общины и к вере отцов.
Джон Балан вернулся к своему народу, когда осознал, что и он явился жертвой Холокоста, только не в физическом, а в духовном смысле. Путь детей Холокоста – это и наш путь. Только, возможно, нам, советским евреям, еще труднее осознать, что все мы духовно выросли во вражеском плену, под влиянием чуждой нам агитации и пропаганды. Потому так важна для нас судьба Моисея, который является пророческим символом неистребимости еврейской души.
Вырос во дворце
Фараон приказал топить всех новорожденных еврейских мальчиков. Поэтому родителям Моисея ничего не оставалось, как спрятать его в корзинку и «поставить ее в тростники на берегу реки», вверив судьбу ребенка Небесам. Дочь Фараона услышала детский плач и сжалилась над ним: «Это один из еврейских детей». Сестра Моисея Мирьям предложила ей найти еврейскую кормилицу, которая бы выкормила ребенка. Так мать Моисея получила право на какое-то время кормить и растить своего сына. Но потом Мирьям принесла его дочери Фараона, которая и назвала его Моше, «вытащенным из воды», и сказала: «Потому, что я вытащила его из воды».
Мудрецы объясняют: Батия, праведная дочь Фараона, хотела, чтобы Моисей помнил, что он был спасен для спасения других людей. Моисея «вытащили из воды», чтобы «вытащить из воды» евреев в момент их Исхода из египетского рабства.
Услышав плач Моисея, Батия сразу же поняла, что плачет ребенок преследуемых евреев. Почему же Фараон не забеспокоился, что мальчик, которого принесла его дочь во дворец, – еврейский ребенок? Почему не поспешил исполнить свой собственный указ и не утопил этого ребенка? Потому что Фараон был уверен: в любом случае он сможет воспитать его египтянином, ненавистником евреев. Он жестоко ошибся, не зная тайны еврейской судьбы.
«Когда Моше вырос, вышел к своим братьям и увидел их страдания, он увидел египтянина, бьющего еврея – одного из его братьев» (Шмот 2:11).
Казалось бы, все видели страдания притесняемых евреев. Почему же Тора прославляет Моисея за то, что он увидел страдания своих братьев? Потому что он не только видел глазами, но и сострадал сердцем, говорят мудрецы. Моисей «обратил (к ним) свои глаза и свое сердце, чтобы скорбеть о них (проявляя участие)», – пишет Раши. Моисей посвятил свою жизнь делу освобождения братьев.
«С ним я в беде»
Благодаря какому чуду Моисей, выросший во дворце Фараона, не забыл, что он еврей, и встал на защиту своих притесняемых братьев?
Заступившись за еврея, Моисей был вынужден бежать из Египта в Мидян. Там ему впервые открылся Всевышний.
«Однажды Моше-рабейну пас овец своего тестя Итро у горы Хорев в Синае и увидел необыкновенное явление: небольшой ежевичный куст – на иврите «снэ» – горел, не сгорая, – пишет благословенной памяти Рабби Ицхак Зильбер в своей книге «Пламя не спалит тебя!»: «Решил Моше подойти поближе к этому чудесному кусту и услышал вдруг прозвучавший в пламени голос Б-га: «А теперь иди, посылаю Я тебя к Фараону, и выведи Мой народ, детей Израиля, из Египта. Когда выйдет народ из Египта, будет он служить Мне у этой горы». «Маленький куст снэ символизирует наш немногочисленный народ, который не раз за свою историю должен был, казалось, исчезнуть, «сгореть». И все же он, подобно снэ, горит и не сгорает», – объясняет рав Зильбер.
«Почему Всевышний показался Моисею из куста, а не другого дерева? – спрашивает Раши. – Для того чтобы (дать нам постичь мысль) «с ним Я в беде» (Псалмы 91:15). Колючий куст пустыни ложится низко на землю, – объясняет Магараль из Праги. – Пророческое видение горящего куста, из которого Всевышний обратился к Моисею, – это символ того, что, как бы ни были унижены евреи в изгнании, как бы ни тяжелы были «колючки» преследования, все равно Всевышний сострадает своему народу, Он «с ним в беде». Он выведет евреев из физического рабства и вернет им свободу духа, даруя Тору на горе Синай. Всевышний откроется всему народу на том самом месте, на котором впервые открылся Моисею из горящего, но не сгорающего куста.