– Здравствуйте, рав! Мы с вами давно не беседовали, накопилось столько… Вы позволите, сегодня я не буду залезать в ботинки «врага религии», и мы просто поговорим по-человечески о происходящем сейчас в мире?
– Договорились. Насчет ботинок это вы удачно подметили — вы намекаете, Арье, на принятый у некоторых журналистов обычай швыряться ботинками с целью опозорить «швыряемого»?
– Даже и в мыслях не было! А что, появились свежие новости на этом фронте?
– У-а! Новостей навалом. Хотя бы из Бостона. Но я бы хотел не фиксироваться только на конкретных событиях, а посмотреть на происходящее с точки зрения общечеловеческих ценностей. Вы помните, конечно, притчу из Талмуда о человеке, который хотел стать евреем и приходил поочередно к двум величайшим мудрецам того времени, Шамаю и Гиллелю.
– Вы имеете в виду римлянина, который просил рассказать ему про иудаизм, пока он стоит на одной ноге?
– Именно. Шамай, глава Сангедрина, прогнал его, шокированный явным пренебрежением к Торе, которую учат годами и десятилетиями. А Гиллель принял прозелита и объяснил: «Нет проблемы. Не делай другому того, что ненавистно тебе. Все остальное — комментарии, иди и учись». Почему мудрец, учениками которого фактически являются все сегодняшние евреи, весь наш народ, ответил именно так? Дело в том, что это может понять абсолютно любой человек, любого времени, страны и религии. В этом суть всей общечеловеческой морали.
– Рав, я срочно встаю на одну ногу — можете ли вы мне объяснить то, что сейчас происходит в мире? У меня лично ощущение, что публика дружно сходит с ума.
– Мне это нравится, реб Арье. Вы пока часик постойте, а я посижу и погляжу, сколько вы на одной ноге простоите. Это сильно помогает против схождения с ума?
– А как же! Рав, не забудьте, что я немало занимался йогой, так что на сегодняшнюю беседу сил у меня хватит. Тем более после отпуска на Святой Земле.
– Раз так, стойте и слушайте. Трагедия в Бостоне — это не только вопрос жертв, убитых, раненых и страданий их близких. И не только общая трагедия наша с вами, жителей этой страны. Зрелище разбросанных фрагментов человеческого тела, луж и пятен крови на тротуаре…
– Когда я в тот день следил за новостями, то не только на американских, но и на израильских и российских сайтах о Бостоне говорили беспрерывно, а теракт в Ираке, где с ходу погибло 35 человек, прошел коротким упоминанием.
– Там это, увы, давно уже рутина, а в Бостоне подобное впервые.
– Ну а Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября? А лос-анджелесский аэропорт? А «милый» психолог, майор Хассан, который расстрелял кучу ребят в Техасе? А…
– Это уже начали подзабывать. Пережитое горе — иное, чем горе свежее. К тому же американское правительство успокаивает народ, распевает о «мирной религии ислам», люди расслабились и посчитали, что после 11 сентября наконец наступил мир с Ишмаэлем, хотя бы на самой территории Америки.
– Шеф полиции Массачусетса тут же заявил, что у них не было никаких предупреждений. В Израиле же ситуация, когда никаких сигналов о возможном теракте не поступало, редкость.
– Это и говорит о непонимании на Западе того, что сегодняшний ислам принес в мир.
Впрочем, оно и немудрено: своей идеологии, своей шкалы ценностей у Запада уже нет, мы об этом с вами не раз говорили. Христианство теперь находится в глубочайшем кризисе, может быть, самом большом за всю его почти двухтысячелетнюю историю. Нынче в Америке и особенно в Европе люди, которые пытаются искать истину, искать Б-га, куда чаще переходят в ислам, чем идут в церковь.
– Насколько мне известно, среди евреев ситуация обратная: христианская церковь продолжает активную пропаганду и миссионерство среди нас, и не так уж мало наивных носатых «правдоискателей» угодило в их сети. А случаи перехода евреев в ислам почти неизвестны. Не исключено, что от «исламизации» секулярных евреев спасают только неприкрытая враждебность и антисемитизм.
– Вы же знаете, реб Арье, у евреев всегда «горе от ума». Народ, который в духовном смысле имеет все, ищет непонятно где, непонятно что и зачем. Как в русских сказках: «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». И люди тратят на это всю жизнь.
– Ребе, я боюсь, люди в основном тратят жизнь на гораздо большую чепуху — на погоню за деньгами, мелкими удовольствиями, «престижем», на пережевывание и переживание политических сплетен и т.п.
– Можете добавить наркотики, модные якобы «мистические» тусовки… Но давайте вернемся к людям ищущим. Ислам сегодня привлекателен, особенно для молодежи, тем, что в нем есть некие жизненные цели и готовность к самопожертвованию ради них. Вспомните японских камикадзе, которые жертвовали жизнью ради «живого бога» — императора. Сколько историй о том, как спустя годы находили в джунглях японских солдат — те не знали о капитуляции и не сдавались. Кстати, в то время японцы — граждане Америки в этой стране были изолированы.
– Как немцы Поволжья в СССР?
– Примерно. Хотя не так зверски, как у сталинского режима. А ныне инициативу «борьбы до победного конца» перехватил ислам (джихад — «священная война» для установления законов шариата во всем мире).
– Мусульмане постоянно подчеркивают, что джихад — это в первую очередь внутренняя борьба человека со злом в себе, с безверием.
– Да, но большинство из них давно уже пользуются этим термином в значении обычной «горячей» войны и физического уничтожения. Еще хочу добавить, что сегодня в Европе арабский мужчина гораздо привлекательней для местной женщины, чем надоевший абориген-европеец. Он более экзотичен, умеет красиво, не жалея денег, ухаживать, специфичный шарм — Восток, одним словом. А в их «старосветском» обществе потребления мужчины зачастую вообще не готовы к семейной жизни, сегодня Европа — центр получения дешевых удовольствий, распущенности в интимных вопросах, она погрязла в наркомании, духовном вакууме, в семьях обычно больше собак и кошек, чем детей… Мусульмане в этом смысле более нормальные люди, они ценят семейную жизнь, хотят иметь детей и т.д.
– Вы меня уговорили, завтра же перехожу в ислам.
– Реб Арье, «шваи-шваи», что по-арабски означает «не торопитесь», «минуточку-минуточку». У вас есть дома хорошая скороварка для изготовления бомбы?
– Рав, но я же житель великой Америки, зачем мне простые кастрюли с гвоздями? Мы побывали в Израиле одновременно с нашим всенародно любимым президентом. Выступать в Кнессете он наотрез отказался, зато, после долгих и пламенных излияний о любви к еврейскому народу, призвал израильскую молодежь к неподчинению правительству.
Попросту говоря, к «Арабской весне» в Израиле. И этим подчеркнул свое — а следовательно, всей нашей великой империи — отношение в Государству Израиль и его правительству как нелегитимному. По-моему, эффект от этого побольше, чем от двух бостонских скороварок.
– Да, Обама пытается дипломатично поддерживать арабов.
– Дипломатично?! По-моему, ноги на столе — более интеллигентный стиль поведения.
– Арье, вы слишком строги. А вот израильтяне приняли гостя с телячьим восторгом, на радостях даже извинились перед Турцией за убийство их провокаторов и террористов солдатами при самообороне. Полный сюрреализм.
То, что случилось в Бостоне — не должно быть сюрпризом. Это логическое развитие событий, всего, что сейчас происходит в мире. Уповать сегодня на «миролюбие ислама»… Если Америка и Израиль не начнут жить с открытыми глазами…
– Ну да, Обама в выступлении после теракта старательно избегал слова «терроризм», тем более эпитета «мусульманский». Но Израиль ведь вынужден глаза слегка приоткрыть, террор-то там многолетний.
– Разве что слегка. Мне лично очень нравится эвфемизм «жертвы мира». Миру пора открывать глаза, перестать прятаться в прекраснодушные «воздушные замки». Страусиное, испуганное поведение правительств и государств по отношению к «мирному исламу» к миру никак не приведет.
Но самое главное — когда нет духовной основы, стержня, смысла жизни — чему верить и на что ориентироваться? Когда нет главного правила, которое заключено в словах великого Гиллеля — «Не делай другому того, что ненавидишь сам», — что остается делать? Только рисовать воздушные замки. Мы сегодня — свидетели того, что даже искаженное, дикарское служение идее, пусть суженной и искривленной — на равных борется против всей экономической и военной мощи Запада.
– Каково во всем этом место евреев?
– Что касается нашего народа, написано: «Не бойся, червь Израиля». Оружие нашего народа, как у хрупкого червячка — во рту его. Сила нашего народа — в его устах. И пока в иешивах звучат голоса детей, повторяющих слова Талмуда и ежедневно, утром и вечером, восклицающих: «Слушай, Израиль!» — нам ничего не грозит. Кроме собственной глупости. Правда, эта угроза — всем угрозам угроза. Вспомните хоть, как перед Второй мировой верили евреи в немецкий либерализм. Теперь, реб Арье, опускайте вашу ногу на землю — в наше время надо, чтобы не сойти с ума, крепко стоять на земле!
Беседовал Арье ЮДАСИН