Давид Майерс
С 1948 года Израиль руководствовался простым принципом: никогда больше. Никогда больше еврейский народ не будет беспомощным и беззащитным. Никогда больше шесть миллионов евреев не отдадут свою безопасность в чужие руки. Это стало основополагающим принципом еврейского государства, и этот принцип поддерживал каждый израильский лидер, включая Шимона Переса.
Поэтому было довольно удивительно читать недавние комментарии г-на Переса в газете Таймс оф Исраэль, где он снова повторил свою полную уверенность, что президент Обама использует военные действия против Ирана, если все дипломатические усилия потерпят провал.
Перес, без сомнения, знаковый израильский лидер. И недавно он принял решительную позицию в отношение ХАМАСа и палестинского мирного процесса. Но его комментарии по Ирану тревожны, поскольку они подрывают принцип политики Израиля «никогда больше».
После Холокоста прошло едва три года, когда было провозглашено государство Израиль, и лидеры Израиля пообещали, что они никогда не позволят, чтобы евреи шли на убой, как это было в Европе. Израиль будет построен как сильная, мощная нация и сможет противостоять любому, кто замыслит уничтожить еврейский народ.
Лидеры Израиля также руководствовались еще одним принципом: Израиль никогда не доверит свою безопасность кому-то другому. Они знали, что если наступят трудные времена, мир кинет еврейское государство, точно так же, как он кинул шесть миллионов евреев в Европе.
Это предположение получило немедленное доказательство в 1948, когда Израиль стоял на грани уничтожения, не имея достаточно оружия и живой силы, Соединенные Штаты и Европа отказались вмешаться. Только благодаря действиям Израиля и его стойкости, еврейское государство выжило. И только надежда на самого себя помогает Израилю существовать сегодня.
Вопреки тем, кто обвиняет американских евреев в двойной лояльности и пугает «израильским лобби» в Вашингтоне, американские евреи – прежде всего американцы. Мы понимаем, что Израиль и Америка будут иметь иногда различные интересы, и мы ожидаем, что наши лидеры будут делать то, что в наилучших интересах Америки. Израиль должен осознать это и понять, что он не может передать свою безопасность в руки Соединенных Штатов Америки.
Этот принцип применим к республиканской и демократической администрации. Например, президент Джордж Буш был одним из самых твердых сторонников Израиля в Белом доме. Но когда премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт пришел к Бушу в 2007 просить Америку уничтожить сирийский завод по изготовлению ядерного оружия, президент Буш отказался, решив, что Америка не может провести такую акцию.
Однако Ольмерт знал, что для Израиля, препятствование сирийцам в создании ядерной программы является необходимостью. Поэтому он приказал произвести израильский удар в одностороннем порядке (шаг, который сегодня, почти повсеместно хвалят). Что толкнуло Олмерта на такое решение? Он понимал, что Израиль не может передать свою безопасность в руки кого-то, даже своего большого союзника — Соединенных Штатов, или своего большого друга Джорджа У. Буша. Никогда больше.
Израильский удар против ядерной программы Ирана, очевидно – вызов, намного сложнее, и имеются весомые аргументы с обеих сторон. Но Израиль не может вверить свою безопасность в руки Америки и президента Обамы. Америка и Израиль подвергаются различным угрозам со стороны Ирана. И хотя последствия ядерного Ирана будут ужасными для всех, исламское государство никогда не сможет разрушить Америку и ее 300 миллионов граждан.
К сожалению, меньше 70-ти лет назад, мы видели, что можно уничтожить шесть миллионов евреев.
Если мирные усилия потерпят неудачу, Израиль может быть вскоре вынужден взвесить риск и решить, произвести ли удар по Ирану. Но если Соединенные Штаты откажутся действовать, Израиль должен будет произвести такой расчет с учетом своих собственных интересов, так же, как американцы (и американские евреи) ожидают от президента Обамы, что он примет свое решение, исходя из интересов Америки.