Аня Антопольская
Скоро мы будем праздновать День Независимости Израиля. Замечательный праздник, принятый нашим народом, сделавшим этот день своим, наполнившим его гражданскими церемониями и глубоким религиозным смыслом. День, ставший близким подавляющему большинству еврейских граждан нашей страны.
Но что же такое Независимость? Независимость от кого, или от чего? К своей очередной годовщине Израиль подошел, имея большую территорию, к которой он все еще никак не может определить своего отношения. Это – территория Иудеи и Самарии.
…Почти каждый день я езжу по дороге из Нокдима, где находится мой дом, в Иерусалим и обратно. (Для справки: Нокдим –поселок в Гуш-Эционе, в Иудее, расположенный на так называемых «оккупированных Израилем территориях»).
В последнее время я стала замечать пугающие меня изменения. Речь идёт о красных предупредительных щитах, натыканных вдоль дороги на всем протяжении пути. Нет, эти щиты появились не вчера, просто в последнее время их стало значительно больше. А еще два года назад не было вообще…
По дороге из Иерусалима в Нокдим (15 км, 10 минут на машине) я насчитала 18 таких щитов!
Вначале, два года назад, появились щиты «проезд для израильских граждан запрещен, т.к. начинается зона Палестинской автономии». Но с течением времени в других местах появились и другие формулировки. На многих перекрестках Иудеи и Самарии стали писать предупреждения такого рода: «Дальше проезд запрещен, т.к. эта дорога приведет вас в Палестинскую автономию» (курсив мой)! Т.е. на самом деле, по израильскому закону мы вполне можем продолжать свой путь. По этой дороге еще ехать и ехать, чтобы попасть в Палестинскую автономию, но надпись останавливает нас! Большинство израильтян и без всяких щитов остерегаются приезжать в Иудею и Самарию. А сейчас, увидев очередное устрашающее красное предупреждение, люди не будут вчитываться в то, что там написано. А будут просто разворачиваться, и уезжать обратно.
Хорошо это или плохо? Смотря, с какой стороны и с чьей точки зрения посмотреть.
Политическая сторона дела ясна: поставив щиты, мы приучаем себя и других к мысли о существовании двух государств. То, о чем спорят в Израиле и в мире, уже происходит де-факто… Поэтому левые вроде бы «за», правые должны бы быть «против». Но все не так просто.
Психологически можно понять желание отгородиться от чужих, жить со своими, закрыться от всего остального мира. Евреи хотят жить с евреями, арабы – с арабами, харедим – только с членами своей общины, и т.д. Мы поставим щиты, или забор, или проведем границу (реальную или воображаемую), а вы уж там живите за этой границей как хотите, и нам не мешайте.
Есть и еще один аргумент за отделение – по крайней мере, на территории Иудеи и Самарии. И аргумент этот – безопасность. За последнее десятилетие было много случаев, когда евреи – случайно, или не случайно, заезжали в арабские города и деревни, и находили там свою смерть… Поэтому логику военных, устанавливающих эти щиты на наших дорогах, а также всеми другими способами препятствующих лишним встречам между евреем и арабом, вполне можно понять. Как тех из поселенцев, которые относятся к этому с симпатией.
Говорят также еще об увеличившихся в последнюю пару недель случаях камнеметания, когда арабские подростки забрасывают камнями еврейские машины. Но вот этого, как раз, щиты уберечь не могут: арабы, жители окрестных деревень, имеют полное право выходить и выезжать на дороги, по которым проезжают еврейские машины…
Однако, на всю это эту проблему с границами можно посмотреть и с другой стороны. 14 лет я живу в Нокдиме и у меня никогда не было сомнений в том, что это – наша земля. Что не может быть здесь никаких «двух государств для двух народов». Но живем-то мы здесь не одни, а с нашими арабскими соседями. И с течением времени у меня сформировалось убеждение, что это не зря. Не просто так, не случайно получилось, что живем мы на одной земле вместе с арабами. Так уж распорядился Всевышний, что мы встретились тут именно с ними. Это могли бы быть датчане или буддисты-непротивленцы… Но нет – Его выбор пал на арабов-мусульман. Значит, нам суждено жить именно с ними. Нашему народу дана такая судьба, брошен вызов, который мы должны принять. Мы, евреи, и никто другой, должны найти решение этой проблемы и выход из создавшейся ситуации. (Здесь важно отметить, что далеко не все жители поселений разделяют мою точку зрения на решение данной проблемы).
Если мы говорим, что, скажем, этот дом – мой, мы имеем в виду, что сами украшаем его, чистим и убираем. Другими словами, берем ответственность за все, что в нашем доме происходит. А вот как раз ответственность – это то, чего мы не хотим, или боимся взять, когда речь идет о наших землях.
С самого начала этого ощущения ответственности не было. За Иудею и Самарию долго искали, кому отдать ответственность – и как радовались, когда Арафат согласился взять ее на себя!
Сейчас Израиль шаг за шагом отказывается от этих территорий. Причем происходит это тихо и незаметно, так, что многие об этом просто и не догадываются! Что особенно печалит меня, если не сказать – страшит…
Вот какую замечательную надпись можно увидеть на ближайшем к Нокдиму повороте:
Деревня названа палестинской, хотя юридически она находится в зоне полной израильской власти. Деревня не имеет отношения к автономии! Т.е., опять же, мы, граждане Израиля, по закону можем там находиться. Но вряд ли кто из нас рискнет сейчас заехать за этот щит…
Таким образом, получается, что мы сами тихо, незаметно, без лишнего шума создаем ситуацию, в которой де-факто, наша земля уже не принадлежит нам. Мы полностью снимаем с себя ответственность за арабские деревни, находящиеся в Иудее и Самарии.
А что происходит в самих этих арабских деревнях? Берет ли кто-нибудь ответственность за них? В последнее время в эти деревни вливаются большие деньги из стран Европы. Европейцы строят там новые дома, ремонтируют старые, расчищают улицы, сажают красивые парки, строят бассейны… Общаясь с местными арабами, бывая в гостях у них в деревне, мы видим эти изменения, происходящие прямо на наших глазах. В результате получилось, что, не взяв ответственность за жизнь наших арабских соседей, мы теряем возможность налаживать нормальные добрососедские отношения. И эту ответственность быстро взяли на себя другие, перехватив инициативу в свои руки… В некотором смысле мы отказываемся тем самым от прав на эти земли.
Мой личный опыт жизни «на территориях», общение с арабами, анализ этих отношений привели меня к пониманию того, что, только сотрудничая с нашими соседями, мы сможем наладить здесь нормальную жизнь. Мы можем и должны жить здесь вместе, в одном государстве.
Если мы хотим, чтобы ситуация в Иудее и Самарии изменилась, необходимо, чтобы изменилось наше сознание, чтобы евреи захотели, наконец-то, взять ответственность за все, что происходит на нашей земле. И тогда должны начаться два параллельных процесса.
Один процесс должен пойти сверху. Решением правительства должны быть убраны красные щиты на дорогах, вложены большие средства в арабские деревни, в их инфраструктуру, образование, здравоохранение, в создание рабочих мест.
Но эти действия ничего не дадут, если не будут поддержаны снизу.
Роль простых граждан и общественных организаций на этом этапе, на мой взгляд, состоит в том, чтобы хотя бы немного узнать друг друга. Если даже жизнь евреев-поселенцев остальные израильтяне плохо знают, то о жизни арабов Иудеи и Самарии – так просто ничего. Причем это взаимно. Чем больше мы в последние годы общаемся с жителями арабских деревень, тем больше у нас возникает ощущение «параллельных миров». У нас часто нет общего языка в буквальном смысле этого слова – новое поколение палестинских арабов уже не говорит на иврите, а мы не знаем арабского. Мы ездим на разных автобусах по разным дорогам, хоть и на расстоянии считанных километров друг от друга, слушаем разные новости, ходим в разные магазины. Про школьные учебники нечего и говорить.
Необходимо разрушить эту стену.
Нужны экскурсии – евреям в деревни, арабам – в поселения, встречи жителей друг с другом. Нужны уроки арабского языка и основ ислама для евреев, и иврита и основ иудаизма для арабов. Важно развивать проекты к взаимной экономической выгоде и евреев, и арабов – например, в области туризма и охраны археологических памятников, находящихся на территории Иудеи и Самарии.
Такая работа уже ведется на местах, хотя, конечно, ее размах явно недостаточен, а сопротивление, причем, с обеих сторон – невероятно велико. Достаточно напомнить, что уголовный кодекс автономии включает тюремный срок за сотрудничество с поселенцами. А евреи, в свою очередь, тоже не горят сотрудничать с арабами…
Готовы ли мы взять на себя эту ответственность? Только так, на мой взгляд, может быть достигнута истинная Независимость Израиля.
И, все-таки, несмотря ни на что — с праздником! С Днем Независимости Израиля!
Аня АНТОПОЛЬСКАЯ — содиректор организации «Место встречи»
Материал получен от автора
Первое впечатление от статьи Ани заставило предположить, что побудила ее взяться за перо наивность. Нельзя считать случайностью, что Тора назвала Ишмаэля дикарь-человек. Немало страниц Торы посвящено взаимодействию между людьми, основу которого составляет воспитание. Воспитание в животном мире занимает очень мало времени. Уже двух или трехмесячный котенок или щенок усваивает путем подражания приемы взрослых особей и готов к предстоящим жизненным приключениям. Высокую смертность потомства животные компенсируют их быстрым умножением. Им помогают инстинкты и эмоции, управляющие физиологическими процессами организма. Подобное наблюдаем и у всех народов, которые и через тысячелетия оказались не способными обеспечить свое пропитание. Естественно, что другие культурные потребности возникают с большим опозданием. И если элита народа «не догадывается», что проблема заключена в воспитании, она обрекает народ на нищету. Тысячелетия закрепляют обычаи, а они оставляют свой след из поколения в поколение. Понимая это, Тора писала: «И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему». А чтобы не было сомнения, добавила: «и да властвует он над скотиной». И если, человек не воспользуется свободой выбора, чтобы стремиться к подобию Бога, он остается скотиной, даже обладая интеллектом. Скотина с интеллектом опасней зверя! В этом убедила 2-я мировая и приговор Нюренбергского суда о повешении зверей с интеллектом.
Но ООН, наделила правами человека всех, кого родил человек, не замечая огромных различий в уровне социальной зрелости. И почти две трети населения планеты к нашему времени управляются инстинктами и эмоциями. Они не способны к творческому труду, без чего созидательный труд теряет эффективность. Конечно, им мешает Израиль, который за несколько десятилетий превратил пустынные земли в развитое государство. Он убеждает своим существованием народы в никчемности управляющих ими элит. Поэтому и растет антисемитизм, а Европа теряет возможность противостоять исламизации. Появились интересанты, которые рады дешевой рабочей силе, и не хотят видеть, что нет региональных конфликтов. Есть конфликт планетарный, требующий немедленного разрешения. Никакое частное решение, Аня, не исправит ситуацию.