«…И когда этот договор будет подписан, тогда будет понятно, о чем именно этот договор будет», — говорит Обама, нервно моргая по случаю необходимости импровизировать из-за очередного отказа телепромптера. В дальнейшем из-за этой короткой речи, произнесенной на прошлой неделе в Рамалле и посвященной израильско-палестинским отношениям, возникли совершенно необъяснимым образом сложности в отношениях между… США и Канадой.
Поскольку они появились в нарративе сразу после путаного описания того, как это неприятно, когда на голову падают палестинские ракеты, можно было бы от неожиданности предположить, что жители США периодически страдают от своих канадских соседей. Которые то ли травят их, устраивая набеги на бешеных лосях, то ли просто ночами перебираются через границу и забивают жителей далеких американских поселков насмерть клюшками. С криками «Хоккей Акбар!».
В целом наблюдать за потугами человека, находящегося во главе могущественной супердержавы, связно сказать несколько слов без поддержки телесуфлера было тяжко. И от чувства неловкости, которое возникает от наблюдения за тем, как некто при тебе попадает в неудобное положение, и от неприятного ощущения, что человек, в общем, наделенный огромной властью, совершенно, абсолютно не представляет себе, о чем говорит, обсуждая тему, в которой, в общем, обязан разбираться, потому что должность этого требует. Ситуация на Ближнем Востоке, уж простите, это не бином Ньютона, не новые исследования генома человека или космоса. Лидер страны, символизирующей демократию, ведет себя перед публикой, как блондинка из анекдота о конкурсе красоты…
И это еще не самое плохое. Гораздо хуже — описание президентского маршрута и приложенная к этому видео карта Израиля, сделанная Госдепом США. В описании маршрута фигурируют остановки «в Тель-Авиве, Израиль», «в Аммане, Иордания» и «в Иерусалиме». Который, отметим, находится непонятно где — в какой стране Иерусалим, извините? А давайте глянем на карту Израиля: где Голанские высоты — ой, в Сирии. Часть севера Израиля отхватил Ливан. А где Иудея и Самария с полумиллионом израильтян? Это же теперь часть некоего, по всей видимости, государства «Западный берег». Иерусалим, кстати, оказался там же, на «Западном берегу». Действительно, какое отношение имеют к этому городу израильтяне? Там же живут эти, как их, западнобережцы?
Напрасно тратили свое время глава израильского правительства, десятки тысяч работников служб безопасности, историки и экскурсоводы — все, кто обеспечивали безопасность живописного маршрута президента США по историческим местам древнего Израиля. Все, кто показывал и рассказывал «кенийскому американцу» про историю еврейского народа. Вся эта информация для него не имеет никакого значения, потому что он выбрал сторону и выбрал ту «правду», которая ему нужна, — и там есть место только для ислама и палестинского народа. Ну и заодно для диких канадцев на лосях с клюшками.
Можно, конечно, сказать, что это все «ошибки», «опечатки», «оговорки»… Но мне, израильтянину, хотелось бы спросить у американцев, как бы они почувствовали себя, если бы Техас внезапно на карте Госдепа оказался в Мексике, а Аляска — в России? И, говоря об экономических проблемах страны, президент при отключении телепромптера начинал себя вести, как двоечник у доски, утверждая, например, что сократить дыру в бюджете можно, начав печатать побольше денег…