Вскоре после окончания Шестидневной войны, тогдашний начальник штаба АОИ, Ицхак Рабин выступил с речью, которая запомнилась как «Tzidkat Haderech (правота нашего дела)». В этом выступлении он говорил о «признании превосходства АОИ по духу и морали, что было доказано в ходе войны».
Рабин сказал: «это все начинается и заканчивается с духом. Наши солдаты имели преимущество не по оружию, а по своему убеждению относительно их высшей миссии, их убеждению в правоте их дела, их глубокой любви к родине и признанию сложной задачи, возложенной на них — обеспечить существование нашего народа на нашей родине».
На протяжении всей истории было доказано, что любая победа на поле боя, а также любая дипломатическая победа достигается главным образом, благодаря сильной веры победителя в правоту своего дела и глубокого чувства, что он борется за благородное и справедливое дело. Именно поэтому мы видели страны с превосходящими силами, терпящими поражение в войне с более слабым противником. Так было в случае Войны за независимость, когда небольшой еврейский ишув победил арабские армии. Точно так же могучие Соединенные Штаты проиграли вьетнамскую войну, когда их раздирала внутренняя борьба относительно справедливости войны.
Это основная причина моих возражений против извинений Израиля перед Турцией. Даже если в определенный момент времени появляются какие-то ценные дипломатические или политические интересы, это нарушает основной смысл правоты дела и бьет по морали нации. В долгосрочной перспективе ущерб гораздо больший, чем сиюминутная выгода, которая представлена как дипломатическая мудрость.
Я думаю о коммандос АОИ, которые рисковали своими жизнями на борту судна «Мави Мармара» и о том, что они должны были почувствовать, услышав от Израиля извинения. Извинения превратили их в виновную сторону. Извинившись перед Турцией, государство отказалось от этих солдат, которые рисковали своими жизнями и действовали в целях самообороны во время миссии, на которую они были отправлены государством.
Готовность Израиля компенсировать семьям граждан Турции, которые были убиты во время рейда, является признанием вины и определяет, что борьба против террористических групп, которых посылают причинить вред стране, не справедлива. Такие чувства среди солдат и народа являются разрушительными для способности выживания нации.
Что касается политико-дипломатического значения извинения, мы должны иметь в виду, что ухудшение отношений между Израилем и Турцией не началось с Мармары и даже не с низкого стула посла. Оно началось задолго до этих инцидентов и было результатом стратегического решения и идеологии турецкого режима, во главе с Эрдоган и Давудоглу. Первое заметное публичное выражение этого ухудшения проявилось в первую каденцию Эхуда Ольмерта на посту премьер-министра, когда Эрдоган выступил в обсуждениях на Конференции в Давосе, бросив тяжелые обвинения против Президента Переса. За этим последовала целая серия дополнительных агрессивных мер, таких как турецкий телевизионный сериал, который был показан на государственном телевидении и изображал солдат АОИ как убийц грудных детей.. Всего несколько недель назад Эрдоган приравнил сионизм к расизму и назвал его преступлением против человечности. Даже после извинений Израиля и «примирения», Эрдоган до сих пор не извинился за это заявление.
Неоднократно в прошлом я уже говорил в закрытых и открытых обсуждениях, что я согласен с высказыванием сожалений Израиля по поводу гибели турецких гражданских лиц на борту Мармары, так же, как и США выразили свое сожаление Пакистану. Несмотря на огромные различия в этих случаях – США убили 24 пакистанских солдат из-за недоразумения об истинном местоположении пакистанских воинских подразделений, тогда как наши солдаты защищали себя от активистов, принадлежащих к террористической организации (благотворительный Фонд IHH признается в качестве террористической организации в европейских странах, включая Германию и Голландию), которые хотели убить их и незаконно пересечь границы Израиля. Тот факт, что Эрдоган отказался принять эту формулировку, и то, как израильские извинения были приняты и истолкованы в Восточном Иерусалиме на основе газет, а также — в Рамалле, Газе, Ливане и самим Эрдоганом, является свидетельством важности разницы между выражением сожаления и принесением извинений.
Еще более важно, как извинение было воспринято Грецией, Кипром, странами Персидского залива, курдами и умеренными и светскими элементами в Турции. С их точки зрения извинения показали, что лучше не сотрудничать с Израилем, лучше обойти еврейское государство и достичь соглашений с Эрдоганом и Давутоглу. Извинения доказали им, что на Израиль нельзя рассчитывать, когда дело доходит до сотрудничества по вопросам, касающимся активизации умеренных элементов на Ближнем Востоке. Это долгосрочный стратегический удар, результаты которого мы увидим в ближайшие годы.
В заключение для меня важно еще раз сказать солдатам АОИ то, что премьер-министр Израиля сказал им на выпускной церемонии по окончании курса морских офицеров два года назад: «Государство Израиль гордится вами. Мы гордимся вами».
Перевод Мирьям Аргаман