ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БЕРЕЗОВСКОГО
В связи с трагической гибелью в Лондоне Бориса Абрамовича Березовского предлагаю вниманию читателей статью, которая была опубликована почти тринадцать лет тому назад в газете «Еврейский мир». Она была написана под впечатлением встречи российского олигарха с русскоязычными жителями Бруклина, то есть с евреями из бывшего Советского Союза, в помещении театра Миллениум. Надеюсь, эта статья без какой-либо корректировки, но с добавлением второй части, будет интересна нашим читателям и сегодня, после того как прошло так много лет, а г-н Березовский нашёл своё успокоение и вечное пристанище. ИТАК, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, до смерти олигарха.
КАНАТОХОДЕЦ НАД ПРОПАСТЬЮ
(два часа вместе с Березовским)
О Борисе Абрамовиче Березовском, сокращённо БАБ, написано достаточно много. Большинство этих публикаций носит негативный характер. Одни видят в нём олигарха, богатого человека, и это подспудно вызывает чувство зависти. Другие огульно считают, что БАБ нажил капитал нечестным путём, радуются любому сообщению из прокуратуры о привлечении его к ответственности, потому что без суда и следствия заранее считают его жуликом, как бы подтягивают до своего уровня. Третьих раздражает неуёмная энергия этого человека, способность в течение более десяти лет оставаться на плаву и на виду всей страны. БАБ меняет места своей государственной службы, везде добивается успехов благодаря неординарному мышлению и поступкам. БАБ даже стал главной героиней сценария «Пышка» в программе «Куклы». Однако, зная ментальность русского человека, можно утверждать, что всех этих людей объединяет ненависть к слегка полноватой, рано облысевшей фигуре с типичной еврейской внешностью, в которой все без исключения видят, прежде всего, еврея. Даже многие русскоязычные евреи, привыкшие на себя смотреть русскими глазами, и те не скрывают к нему своего отрицательного отношения, хотя мотивировка у каждого из них иная.
Жизнерадостный Борис Березовский
Два часа, которые провели русскоговорящие евреи Брайтона вместе с Березовским 18 сентября 2000 года в театре Миллениум, по-моему, несколько развеяли эти предубеждения, в течение которых гость из России отвечал на многочисленные вопросы требовательной публики. Из всех вопросов, заданных БАБу, выделю только три, которые, по-моему, отражают негативное отношение нашей публики к личности этого человека: 1. Почему вы приняли христианскую веру? 2. Не кажется ли вам, что ваша деятельность усиливает антисемитизм в стране? 3. Зачем вам всё это надо? (имеется в виду кипучая деятельность на благо России). БАБ отвечал на вопросы легко, чувствовалось, что он слышит их не в первый раз.
БАБ фактически ушёл от ответа на первый вопрос, заявив, что вопрос веры – сугубо личное дело, и рассказал анекдот. К ребе пришёл один еврей, у которого сын принял христианство, с вопросом – «Что делать?» Ребе обещал подумать и пригласил прийти ещё раз. Когда тот вернулся, ребе сказал: «Я разговаривал с Б-гом и задал ему твой вопрос». – «Что же ответил Б-г?» — «Он сказал, что у него такая же проблема». Зато на второй вопрос БАБ ответил чётко и прямо: «Не считаю. Потому что у нас в элите страны много лет работают Примаков, который совсем не Примаков, и Жириновский, у которого папа не юрист. И все об этом знают. Я считаю, что имею не меньшее право на эту страну, чем Зюганов и Макашов». Мне показалось, что БАБ прав, правда, по совсем другой причине. Антисемитизм в России, по-моему, существует независимо от деятельности таких ярких личностей, как Березовский, хотя в каждый отдельный исторический момент проявляется индивидуально в зависимости от оценки персоны. Антисемитизм также продолжал бы существовать в России, если бы Березовского совсем не было. Если бы не было Березовского, то антисемиты вспоминали фамилию Глузмана, или Кобзона, или Лифшица, или даже Повзнера и т. д. и т. п. Потому что, антисемитизм, как общественное явление, выражает внутреннее состояние души русского человека и лишь подпитывается внешними раздражителями, хотя может существовать и без этих раздражителей самостоятельно, основываясь на внутренних твёрдых убеждениях. Антисемитизм не зависит от государственного устройства в стране. Состояние душевного спокойствия или беспокойства передаётся по наследству через гены и несёт в себе воспитанную и накопленную в течение веков историческую память ненависти к малому народу. Значительная роль в создании этого состояния равновесия всегда принадлежала русской интеллигенции и, прежде всего, российским писателям. Тех, кто не захочет со мной согласиться, отсылаю к замечательной статье Зеева Жаботинского «Русская ласка», написанной по случаю юбилея Н. В. Гоголя в 1913 году. И сегодня можно продолжить длинный список имён русских писателей, зараженных антисемитизмом и являющихся его главными популяризаторами и распространителями. Это и Солженицын, и Распутин, и Астафьев, и Белов, и Проханов и так далее, поскольку для их перечисления не хватит страниц газеты «Еврейский Мир». Гораздо труднее назвать русские имена тех, кто не запятнал свою честь антисемитскими высказываниями.
Однако российские евреи типа Березовского предпочитают недооценивать влияние антисемитизма на жизнь в стране или вообще не замечать. Многие из них просто отбрасывают его, потому что заняты делом, которое считают нужным и благородным. Именно так г-н Березовский ведёт свой корабль жизни, несмотря на крики и клевету со стороны, не принимая во внимание разъярённую его успехами толпу, потому что чувствует себя сильнее этой толпы. Для иллюстрации подобного утверждения напомню победу Березовского на выборах представителя Дагестана в Государственной Думе России. Двенадцать претендентов избирались населением, состоящим на 58% из мусульман, а 42% населения составляли казаки, которых сам Березовский назвал «нелучшей частью русских». Отвечая как-то в прессе на вопрос об отношении к своему еврейству, БАБ сказал, что всё дело в том, кем ты сам себя считаешь.
По-моему, здесь Березовский сильно ошибается. Утверждая, что он россиянин не меньше Макашова, Березовский не учитывает мнение большинства населения страны. Точно так же отвратительно, как генерал Макашов отзывается о российских евреях, согласно многочисленным опросам общественного мнения, думает более 80% страны, которые злобно ненавидят евреев, а остальные только тихо. Поэтому самоощущение самого Березовского не имеет никакого значения. Точно также неважно, как ты сам себя идентифицируешь в части принадлежности к какой-либо национальности. Гораздо существеннее, как тебя воспринимает окружение. Например, фашисты и их помощники никогда не интересовались мнением своих жертв о национальной идентификации или религиозной ориентации, а решали их судьбу, исходя из своих расовых соображений. Об этом важном факте Березовский почему-то забывает.
Наконец, на третий вопрос г-н Березовский ответил так: «Я сам часто об этом задумываюсь, но не нахожу ответа. У меня был выбор – Израиль, Америка или Россия. Я выбрал Россию, потому что мне здесь интересно. Когда я работал в должности Председателя Совета Содружества стран СНГ, спал по три часа, теперь с удовольствием вспоминаю этот период. Я принял участие в избирательной компании Ельцина, когда его рейтинг был только 6%, а коммунисты имели 25% и считали себя победителями. Как известно, Ельцин победил, и я получил удовольствие».
Конечно, г-н Березовский – незаурядная личность, для его деятельности нужно большое жизненное пространство, нужны трудные проблемы, за решение которых он с удовольствием берётся и находит нелёгкие решения. Он идёт по минному полю, и сам знает об этом, ибо допускает, что может оказаться в тюрьме. История помнит немало еврейских энтузиастов в разных странах, которые, несмотря на опасность, служили интересам другого народа. Напомню имена большевика Л. Троцкого или православного священника А. Меня. Оба они погибли от удара топором по голове. Я, конечно, желаю Березовскому добра, но сравниваю его с канатоходцем, который идёт по тонкому тросу над пропастью. Если он потеряет равновесие или сделает неверный шаг, под его ногами окажется пропасть без спасительной сетки. Его желание принести пользу России является неблагодарным делом и никогда не будет оценено по заслугам. Он находится на виду, пока нужен его ум, энергия и нестандартный подход к решению трудных государственных проблем, однако будет выброшен без всякого сожаления на обочину истории, как только отпадёт в нём необходимость. Он служит стране, которая в каждом конкретном случае поддерживает силы, противостоящие Израилю (палестинцев, Сирию, Ливан, Ирак, Иран и др.), клокочет ненавистью к российским евреям (Макашова, по сообщению газеты «Завтра», поддерживают все россияне) и, конечно, враждебна самому Березовскому. На мой взгляд, жизнь Березовского была бы гораздо целесообразнее, если бы он приложил свои способности и финансовые возможности для решения проблем народа, к которому сам принадлежит.
ВЛАДИМИР ОПЕНДИК
24 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИЛИ СПУСТЯ 13 ЛЕТ
Разрешите сегодня добавить к прежнему тексту несколько свежих соображений. К сожалению, мой прогноз оказался весьма близким к реальной жизни. Тринадцать лет назад многие журналисты также откликнулись на встречу с Березовским, написали статьи о его будущем в весьма оптимистическом духе, а моя статья вызвала у них раздражение.
Не буду касаться всех обстоятельств трагической гибели этого человека, поскольку мир сегодня полон самых разнообразных слухов и предположений, а криминалистическая экспертиза Лондона не вынесла своего окончательного вердикта. Для того чтобы оценить ситуацию, связанную со смертью Березовского, эти результаты и не особенно важны, поскольку олигарх уже покинул грешную землю и может наблюдать жизнь со стороны, наконец-то без иллюзий оценив свою деятельность и те цели, ради которых он не жалел ни здоровья, ни самой жизни.
Тот же Березовский, но уже без оптимизма
К сожалению, многие выдающиеся и весьма способные деятели еврейского происхождения очень часто бывают не в состоянии реально оценить жизненную ситуацию и поэтому наступают на одни и те же грабли, на которые часто ступали многочисленные их предшественники. В предыдущей статье мною были упомянуты только два имени совершенно разных людей и поколений, но имевших одинаковую трагическую судьбу. Оба погибли в расцвете сил и творческих возможностей, но не были готовы к трагическому концу. Троцкий просто потерял бдительность и, как и раньше, недооценил могущество коварного Сталина. Священник Мень весьма заблуждался в оценке своей деятельности со стороны руководителей Православной церкви. Он служил церкви преданно и искренне, не желая слышать и видеть признаки ненависти, которые нередко проявлялись вокруг него и были разбросаны по всему миру. Этим общественным деятелям очень хотелось быть гражданами мира, нести людям добро, как они понимали свою миссию на земле, но силы зла оказывались сильнее их желаний и гораздо коварнее предположений. Обо всех троих лучше других сказал просто и точно Черномырдин: «Они хотели как лучше, а получилось как всегда».
Березовский сознательно выбрал свой тернистый путь. Он говорил об этом в Нью-Йорке чётко и ясно. Ему не хотелось признавать могущество сил, способных лишить его любимой деятельности и даже жизни. Он предполагал, что способен всё предусмотреть, предвидеть и всегда найти спасительный выход из тупикового положения. И Троцкий, и Мень, и Березовский ошибались в главном: они сознательно отказывались служить интересам своего народа в пользу интересов другого народа, надеясь на понимание и благодарность неблагодарного мира. Наивность наказуема, и мы это видим с особой чёткостью сегодня. Таким творческим натурам, как Троцкий, Мень и Березовский, нужен был простор для деятельности, небольшая территория Израиля казалась им тесной, для неё им нужен был земной шар, не меньше. Они его и получили, но только после смерти.
Безусловно, Березовский был неординарной личностью. Отношение к нему в России — явно негативное, от граждан этой страны ничего иного, кроме ненависти, ожидать не приходится. Кто-то написал в шутку о Березовском: «В России на нем всех собак понавешали – враг народа номер один, английский шпион, подстрекатель, провокатор, бабник, педофил, убийца. Короче, виноват во всем, окромя погоды».
Приведу название одной из статей о Березовском: «Борис Березовский: злой гений российской политики». Почему «злой» и почему всей «российской политики», никто не сможет дать исчерпывающего ответа без усиления или искажения замыслов и деятельности Бориса. Напомню, как один из трёх Тополей на Плющихе написал в адрес Березовского провокационное письмо под названием Возлюбите Россию, Борис Абрамович!», которое с иезуитским удовольствием цитирует нацист по убеждениям русский академик И. Шафаревич. В самом названии письма явно витает антисемитский дух и содержится обвинение Березовского в нелюбви к России. Это тот самый Э. Тополь, который является специалистом по антисемитским провокациям. Помните, когда Тополь находился одной ногой ещё в Штатах, то он написал письмо еврейским, повторяю, только еврейским, олигархам с предложением помочь несчастным русским детям. Тополь не писал писем тысячам русским богатеям, резвящимся на свои миллиарды на курортах Европы и Штатов, а сознательно поставил евреев в крайне неудобное положение, нагнетая ненависть к ним, которые как бы ни желают помочь голодающим детям России.
Березовского ненавидят той испепеляющей ненавистью, с какой маленький и бездарный мещанин ненавидит весьма успешного и талантливого соседа, да ещё еврейского происхождения. О национальном происхождении Березовского можно прочесть на Интернете: «Его отец еврей, мать еврейка-полукровка, сам Борис Абрамович, согласно еврейским законам, не еврей, потому что его бабушка по материнской линии не еврейка». А вот мнение самого Березовского, взятое из интервью с лондонским корреспондентом Е. Барбаном: «Будучи евреем по национальности, я, конечно же, пытаюсь помогать евреям, но эта помощь никогда не проявлялась в виде участия в создании какой-либо из многочисленных российских еврейских организаций». И ещё: «В свое время в недрах ФСБ был разработан документ, якобы описывающий мою биографию, в котором говорилось, что отец Березовского — известный раввин, хотя мой отец был абсолютно нерелигиозным человеком и всю жизнь проработал главным инженером различных строительных трестов». «Хотя, если бы мой отец был раввином, я любил бы его ничуть не меньше». В отношении принятия православия Березовский заметил: «Православие — это религия, а еврей — это национальность. Точно так же, как еврей может стать православным, русский может стать иудеем. Я не имел никакого отношения к созданию какой-либо еврейской организации в России. Однако я не вижу никакого противоречия в том, что православный человек поддерживает евреев». На вопрос, почему принял православие и когда это произошло, Березовский ответил: «Это произошло в апреле 1994 года, за два месяца до покушения на меня, которое трагически закончилось для моего водителя, а я чудом остался жив. Мне трудно рационально объяснить свое крещение, хотя думаю, что в огромной степени это — результат влияния русской культуры. Я пришел к этому после долгих — не один год — раздумий и считаю себя верующим христианином» (Ефим Барбан, «Борис Березовский: «Православие — это религия, а еврей — это национальность», «Московские новости», 22.10.2002). Блажен, кто верует! Ничто не смогло помочь Березовскому выжить, даже переход в православие.
Березовский в раздумье. Есть, над чем, задуматься.
В этом же интервью Березовский ответил ещё на ряд интересных вопросов, в том числе о своих политических убеждениях: «Мои политические убеждения никак не изменились. Более того, они абсолютно последовательны: начиная с 1995 года, когда я принял решение поддержать Ельцина, и по сравнению с 1999 годом — когда я решил остановить Примакова и Лужкова и поддержать Путина. Сегодня же я вижу, что этот курс по существу похоронен». Поскольку в прессе постоянно циркулируют слухи о требовании российских властей об экстрадиции Березовского в Россию, ответ журналисту был следующим: «Никакого требования о моей экстрадиции из России не поступало. Оно не поступало ни в Англию, где я сейчас живу, ни во Францию, где я жил до этого, ни в какую-либо другую страну. То, чем занимается прокуратура, — это абсолютный блеф и шельмование. Зачем меня разыскивать? Я не скрываю своего местопребывания».
Мне же хотелось сказать здесь несколько слов о том, как воспринимается смерть Березовского сегодня в наших средствах массовой информации и напомнить читателям о безобразной передаче журналиста А. Гранта на RTN сразу после сообщения о смерти Березовского. Фактически, Грант повторил все мерзкие слухи, которые российские антисемиты распространяют об умершем человеке. Гран назвал Березовского «чёрным кардиналом», соучастником и даже автором заказных убийств и многих других преступлений, хотя каждый раз оговаривался, что преступления не были подтверждены судебными инстанциями. Он приписывал Березовскому своё понимание жизни.
ВЛАДИМИР ОПЕНДИК
1 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА