На смерть Валерия Золотухина

      На 72-м году жизни скончался известный в России артист театра и кино Золотухин Валерий Семёнович. Актёр 4 марта был госпитализирован в Российский центр Рентгенорадиологии. Медики установили, что у него развивается опухоль мозга, причем настолько стремительно, что провести операцию врачи не смогли — слишком большой риск. Были идеи перевезти Золотухина в европейскую клинику, но и это посчитали опасным. 14 марта врачи ввели его в искусственную кому. В последнее время актер находился в критическом состоянии. Незадолго до госпитализации Валерий Золотухин возглавил театр на Таганке, который лишился своего бессменного руководителя Юрия Любимова.

Первой большой ролью Валерия Золотухина, стал участковый Василий Снежкин в детективе все того же Владимира Назарова «Хозяин тайги» (1968). В этой картине Золотухин играл в паре со своим лучшим другом Владимиром Высоцким, к тому времени уже популярным актером и певцом. Герой Золотухина, молодой участковый, не имеющий ни опыта расследований, ни знания людей, ни дедуктивного мышления, расследовал ограбление магазина в соседней деревне. В результате следствие приводило его к циничному бригадиру (Высоцкий). Картина имела несомненный зрительский успех. Исполнилась его мальчишеская мечта — теперь актера знала вся страна. А спустя три года на экраны вышел фильм, принесший ему и вовсе огромную популярность. Это была эксцентрическая музыкальная комедия Николая Рашеева и Абрама Народицкого «Бумбараш».  Валерий Семенович был человек верующий. Он учавствовал в православных проектах («Рождественские истории»), при его непосредственном участии была построена церковь на Алтае. Не знаю почему, может быть из-за его каких-то высказываний или за его показную дружбу с некоторыми русскими лжепатриотами, но среди евреев Золотухин считался недругом нашего народа. Сам артист знал об этом и категорически отрицал свою принадлежность к стае антисемитов.

*****

Межнациональные конфликты, обострившиеся в последнее время, – что-то противоестественное для нашего народа. Если, конечно, вынести за скобки антисемитизм, который проявлялся время от времени. Помню, в детстве в моем классе на Алтае учились и калмыки, и евреи, и немцы, и татары – и никто не подозревал, что один народ, оказывается, хуже, а другой лучше. Мне это “объяснили” взрослые дяди уже в Москве. Да и то не сразу…У меня был такой случай. Перед президентской кампанией, первой президентской кампанией, когда выбирали президента после ухода Бориса Николаевича, меня пригласили в “Яблоко”. Я уважаю программу “Яблока”, Григория Алексеевича, как-то мне это близко, интеллигентный человек, и мне показалось это довольно симпатичным. Путина я тогда не знал, и никто не знал. И я поехал, я не агитировал за “Яблоко”. Мое присутствие в этой компании, значит, определяло мои симпатии. Видеоряд говорил сам за себя. И вот, значит, в одной больнице мы встречаемся. Григорий Алексеевич ходит там по палатам, мы с ним тоже. Из больницы выходим, там все остались, выходит один человек и говорит: “Да как тебе не стыдно, русский ты человек, с этими евреями ходишь! Меня, говорит, хозяин-еврей обобрал, довел меня до больницы, он меня обокрал”. То есть он у него работал. А я, понимаете, я так вспылил, я говорю ему: “Да тебя, дурака, не только еврей обманет, и я тебя обману! Разве можно сваливать на кого-то, когда ты сам не работаешь?” Вот такая ситуация , ведь народ за 70 лет развратили. ( Радио ”Свобода”. Из передачи «Лицом к лицу», 27.07.2003 – А.З.)

*****

Ну так у нас же как? Сказал слово “еврей”, поругал еврея, или, как говорят, человека еврейской национальности, – антисемит! А я, если ругаю еврея, то ведь не за национальность, а за присущие конкретной личности, пусть и еврею, отрицательные, на мой взгляд, черты. Отсюда некоторые недоразумения. Поехал в США, должен выступать на Брайтон-Бич, устроители где-то прочитали, что я – друг Валентина Распутина; а Распутин… известное дело. Готово: Золотухин -антисемит, и незачем ему тут выступать со своими концертами. Позвонили даже в Москву – не состою ли я в “Памяти”. Ответ резко отрицательный. А тут и многолетние друзья-евреи вмешались: стали бы мы с ним дружить, если бы… Почему, в конце концов, я не могу гордиться тем, что меня родила русская мать? Что я русский по рождению и по паспорту?! Мы были в Израиле с “Таганкой”, и я видел, как там гордятся своим происхождением, с каким упоением, с каким трудолюбием они заботятся о своей родине, с каким военным бесстрашием они готовы защищать свою страну. Часто мне приходилось работать с цыганскими ансамблями. Как они гордятся, что они цыгане. И без конца и краю поют свои песни и исполняют свои национальные танцы. Ни один концерт грузинских артистов не обходится без “лезгинки”. А у нас, как только начинается “Камаринская” или “Калинка”, наши дети переключают телевизор на другую программу, а если концерт составлен из русских мелодий по заявкам радиослушателей – это проявление крайнего великодержавного шовинизма, национализма и антисемитизма. И то, и другое мне противно. В нашем классе на Алтае учились евреи, сосланные немцы, высланные молдаване, калмыки, украинцы, русские, и никто из нас не был ущемлен, выделен и не заслуживал какого-то высшего внимания, кроме меня и дочери секретаря райкома – мы были начальниковы дети и по детскому недоразумению втайне знали, кто мы такие. Но это уже было как бы классовое расслоение, о котором мне стыдно вспоминать, потому что в новогоднюю ночь мы с братом находили под подушкой мандарины и колбасу и не имели права носить это в школу. А то, что евреи плохие люди, никто мне на Алтае не говорил. Я об этом узнал только в Москве, от людей грамотных и цивилизованных, но, честное слово, не поверил и не верю сейчас. Отдельные евреи, как и отдельные русские, разумеется, есть и нехорошие, но то – отдельные, как и отдельные немцы, но народ… при чем тут весь народ? Неужели я должен оправдываться в этом и отчитываться, что я не верблюд? А потом – вон жена моя, Тамара, говорит, что ей только евреи и помогали в жизни. В книге же моей если кому и досталось, то русским, а более всего – самому автору. Вот опять же русская душа, что ли? А может, просто моя душа? (Из интервью в газете ”Московский комсомолец” 01.08.1999 – А.З.)

               Источник:   www.zelikm.com  »Евреи глазами именитых друзей и недругов»

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора