Чтобы ты остался евреем!

Выброшенная из вагона

Недавно вместе с учениками Синай Академи я посетил Музей еврейского наследия и Холокоста в Нижнем Манхэттене. Без сомнения, самым важным для нас явились встречи с людьми, чудом пережившими Холокост.

Авива Блюмберг (Финкельштейн) рассказала нам, как ее отец, редактор еврейской газеты «Хайт», незадолго до начала войны уехал из Варшавы в командировку в Швейцарию. Авива же осталась дома с мамой Ривкой и младшей сестрой Эстер. Мы узнали о том, каким чудом ей удалось пережить ужасы Варшавского гетто и найти своего отца в 1945 году.

Нас совершенно потряс рассказ другой женщины, чьи родители успели выбросить ее ребенка из окна поезда, направлявшегося из Парижа в Освенцим. Нашлась добрая душа, которая не только спасла девочку, но после войны вернула ее в еврейскую общину. Переехав в Америку и получив здесь еврейское образование, она живет недалеко от меня, в Бруклине, наслаждается своими еврейскими детьми и внуками.

Но разве наша судьба многим отличается от судеб этих людей?

– Если бы только моя покойная мама могла увидеть, что ее внук с таким увлечением занимается Торой! – воскликнул однажды отец Якова Б., ученика Синай Академи. – Помню, как мама моя зажигала субботние свечи и плакала, – продолжил он.

– О чем ты плачешь, спросил я однажды ее.

– О том, чтобы дети и внуки мои остались евреями, – ответила мама…

Мои бабушки и дедушки уже не зажигали свечей и не умели молиться. Однако помню, как дедушка однажды обратился ко мне, 15-летнему московскому школьнику: «Сейчас ты любишь Израиль и хочешь вырасти евреем, но что будет с тобой, когда ты повзрослеешь? Не ассимилируешься ли, не забудешь о евреях и Израиле?» Вскоре он умер, а мне так хотелось сказать ему: «Ты видишь: я остался евреем и не забыл Израиль»!

Прошли годы, и я понял, что вопрос моего дедушки, по сути, был не вопросом, а благословением внуку, чтобы я остался евреем. Любопытно, что книгу воспоминаний о своей жизни рабби Ицхак Зильбер так и назвал: «Чтобы ты остался евреем!» В этих словах вся тайна существования нашего народа. Потому с особым чувством за субботним или праздничным столом я даю благословения своим детям. «Пусть Всевышний уподобит тебя Эфраиму и Менаше» (Берешит 48:20), – говорю я своим сыновьям. – Пусть Всевышний уподобит тебя Саре, Ривке, Рахели и Лее», – обращаюсь я к своим дочерям.

Руки на глаза

В связи с этим возникает естественный вопрос: если мы желаем своим дочерям стать подобными праматерям нашего народа, то почему мы не желаем нашим сыновьям уподобиться нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову?

Приведем несколько ответов.

В отличие от других братьев, Эфраим и Менаше не конфликтовали, а жили в мире..

Эфраим и Менаше выросли не в Израиле, а в Египте, но все равно остались праведными людьми.

Еврейские женщины всегда остаются на своей духовной высоте, в то время как мужчины подвержены снижению духовного уровня из поколения в поколение.

Благословляя своих внуков, Яаков сказал, что «Эфраим и Менаше будут для него, как Реувен и Шимон». То есть внуки эти реализовали весь свой потенциал, оставаясь подобными своим родителям, сыновьям Яакова.

Потому и мы желаем нашим детям сохраниться, пережить все изгнания и реализовать максимум своего потенциала, как Эфраим и Менаше, – говорил рабби Яаков Вайнберг, глава иешивы «Нер Исраэль» в Балтиморе.

Всем известно, что Эфраим и Менаше – сыновья Йосефа. Того самого человека, который чудом пережил рабство, тюрьму и, что может быть еще труднее, испытание богатством и властью. Йосеф не только чудом выжил, но и остался праведным и благородным евреем. Не случайно у Йосефа вырастают сыновья, которые становятся примером для подражания и источником благословения для всех нас.

Указывая Яакову спуститься в Египет, Всевышний говорит ему, что «Йосеф положит руки на твои глаза». Хофец Хаим, объясняя это место Торы пишет, что каждый еврей, подобно Яакову, может испугаться тяжести и тьмы изгнания. Не бойся, Яаков, не бойся, еврей, говорит ему Тора, история чудесного спасения Йосефа всегда будет перед твоими глазами, вдохновляя тебя верой и освещая твои глаза светом даже во тьме изгнания!

Горящий куст

Но кто была жена Йосефа и мать Эфраима и Менаше?

«И нарек Фараон имя Йосефу Цафнат-Паэнех; и дал ему в жены Аснат, дочь Потифера» (Берешит 41:45).

Рабейну Бехайе известный комментатор Торы, который жил в Испании в XIV веке, писал, что Аснат была дочерью Дины от Шхема. Аснат не египетская аристократка, а племянница Йосефа.

Что означает слово «Аснат»? На иврите снэ – это куст. В связи с этим рабейну Бехайе приводит слова Мидраша.

«После того как Шхем захватил и изнасиловал Дину, ее братья Шимон и Леви вырезали всех жителей города, принимавших участие в преступлении, и освободили заложницу. Когда у Дины родилась дочь, то Яаков опасался за ее жизнь: как бы братья Дины не сделали ей чего-то плохого. И он решил защитить ее и вверить ее судьбу в руки Всевышнего. Он посадил девочку под куст и повесил ей на шею записку: «Тот, кто женится на ней, свяжет себя с потомством Яакова». Случилось чудо – Всевышний хранил девочку, оставленную под кустом. Судьба, как и Йосефа, перенесла ее в Египет, там ее удочерила жена евнуха Потифера. Когда пришло время Йосефу искать себе невесту, то многие девушки бросали в него свои украшения. У Аснат не было украшений, а только записка, которую она бросила ему. Когда прочитал Йосеф записку, то сразу же женился на ней. У Йосефа и Аснат родились сыновья Эфраим и Менаше».

Что напоминает вам история Аснат, которую Яаков оставил под кустом? Совершенно верно, историю о Моисее, судьба которого, казалось, тоже была предрешена. Мать оставила его в корзинке, но ребенок чудесным образом выжил. В дальнейшем Всевышний открылся ему в горящем кусте. Почему в горящем кусте? Потому что этот куст, подобно еврейскому народу, горел, но не сгорал! Именно таким образом в исторической судьбе еврейского народа Всевышний открывается человечеству. Колючки куста – это символ испытаний и страданий, которые Всевышний посылает человеку. Он же посылает человеку и силы преодолеть испытания и хранит его где бы он ни был – даже «под кустом»! Судьба Моисея, точно так же, как и судьба Аснат, вдохновляет нас. Каким бы беспросветным и безнадежным ни казалось положение еврея, ему следует надеяться и верить в то, что Всевышний хранит его всюду, где бы он ни оказался – даже в «колючках горящего куста».

Сила благословения

– Почему Дина была изнасилована Шхемом? – спрашивают мудрецы и находят слова критики в адрес Яакова. Когда Эйсав с войском шел навстречу его семье, то Яаков спрятал Дину в ящик. Он опасался, что она понравится негодяю Эйсаву и тот возьмет ее в жены. Яаков не захотел показать свою дочь Эйсаву, за это ее отобрал у него и изнасиловал Шхем. Яаков не учел огромной силы влияния женщины на мужчину, и что Дина была последним шансом Эйсава исправиться.

Но разве он не должен был прежде всего заботиться о своей дочери? Верно, но закрывая крышку ящика, Яаков должен был с сожалением вздохнуть и о судьбе пропадающего брата Эйсава. «Яаков был наказан не за правильный поступок, а за отсутствие должного сострадания к брату», – объяснял Алтер из Слодобки.

Однако только сейчас мы начинаем понимать всю глубину этой истории. Забота и беспокойство Яакова о судьбе дочери не пропали даром. Аснат, дочь изнасилованной Дины, чудом выживает и становится женой праведника Йосефа, матерью Эфраима и Менаше, которые в свою очередь стали символом неистребимости еврейского народа.

Помните об этом, когда в следующий раз, а может, и впервые, вы с любовью положите руки на голову своего сына или внука (дочери или внучки – благословение выше) и произнесете: «Пусть Всевышний уподобит тебя Эфраиму и Менаше!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора