Наш «еврейский пароход» плавно подплывает к «причалу» Песах. Еврейская душа жаждет раскрытия новых идей, новых связей и душевной весны. Зимой земля «спит» под снегом. Весной появляются подснежники, мир пробуждается, и весеннее солнце вызывает в нас приливы радости и надежды.
В древние времена люди были сильнее связаны с природой и природные циклы ощущались ими более непосредственно. Влияние городской цивилизации привело к появлению все большего числа барьеров между нами и природным миром. Связь с природными циклами становится для нас менее значимой. Но внутри тела, замыкающегося в кокон стен дома и виртуальный мир компьютера, живет душа — загадочный персонаж нашего внутреннего мира. И хотя душа живет в двойном сокрытии от мира материи, она сонастроена с природными циклами, которые также «вживлены» в еврейские праздничные «поля».
Недавно, читая ленту новостей с их почти непрерывным потоком выбранных для читателя проблемных событий, мне захотелось научиться менять информационный поток вокруг нас. Можно назвать этот процесс созданием «острова Света». Египет, из которого евреи выходили в Песах, называется на иврите Мицраим, что является однокоренным известному слову «цурес». И хорошо бы нам научиться периодически выходить из «страны цуресов» к «острову Света». Кстати, уже в русском языке слова «свет» и «святость» весьма близки, и одним из проявлений «острова Света» является идея Святой Земли — места, куда евреи шли, выходя из Египта. И даже если реальный Израиль не всегда соответствует своему потенциальному статусу «острова Света», мы должны стараться создавать такой «остров» внутри себя.
В рамках еврейских концепций можно найти много интересных аспектов.
Недавно мы с моими коллегами р. Тамиром Зальцманом и р. Реувеном Хаскиным обсуждали любопытный факт. Одно из важных имен Б-га — Ша-Дай (Шин-Далет-Йуд) имеет гематрию (числовое соответствие) 314 (шин = 300, далет = 4, йуд = 10). Это число напоминает ключевое в математике число «пи» (3,14…). Данное имя Б-га обозначает (в примерном переводе) «что — достаточно», и объясняют мудрецы, что это качество Б-га, устанавливающее границы в мире.
Кстати, мы активно вспоминали это имя Вс-вышнего после урагана «Сэнди», когда океанская вода вышла из границ, залив большую территорию. Как говорит народная мудрость, мы ценим здоровье, когда мы заболеваем. Так же мы оценили свойство Б-га устанавливать границы, когда на несколько часов эти границы (между океаном и берегом) были «размыты».
Число «пи» связано с длиной окружности (она равна произведению числа «пи» на диаметр). Окружность и является иллюстрацией идеальной границы (при равномерном распространении от центра). Таким образом, еврейское имя Б-га (Шин-Далет-Йуд), расставляющее границы в этом мире, «содержит» в себе математическую константу — число «пи». Те, кто на Песах будут есть круглую мацу, могут вспомнить и эту красивую идею.
Забавно, что математики объявили 14 марта (в Америке пишется как 3.14) Международным днем числа «пи» (это также день рождения А. Эйнштейна). Это иллюстрирует то, что еврейская мудрость является «месторождением» смыслов, связанных с разными аспектами мироздания.
А сейчас я хочу предложить всем читателям ценный аспект Песаха.
Маца является многогранным символом. Ключевая идея — маца связана со спасением евреев при их выводе из Египта. Каждый из нас сталкивается с тем, что нам бывает необходимо спасение от какой-то проблемы. И говорит практическая каббала, что мы можем жевать мацу, представляя себе, что наши «жевательные усилия» направлены на подключение Б-га к разрешению проблемы. Это является своеобразной формой медитации. Мы можем осуществить ее на пасхальном седере. Мы не просто жуем мацу, но представляем, что наше желание быть спасенными реализуется через нашу медитативную концентрацию на усилиях челюстей, «перемалывающих» эту мацу. Во время седера эффект от этой медитации многократно усиливается с помощью энергии самого праздника.
Это наполнит наш седер дополнительными важными эффектами. И если мы создадим свой «остров Света», а также превратим наш пасхальный стол во время седера в такой «остров» — наша жизнь изменится к лучшему.
Я хочу пожелать (и «пожеВать») всем читателям достичь во время Песаха нового качества свободы и осмысленности в жизни.