«Религиозно-расовый баланс» в составе присяжных

Абдель Хамид Шехад
Абдель Хамид Шехад

В бруклинском федеральном суде готовят к слушанию дело Абделя Хамида Шехада, рожденного в США, выросшего в Нью-Йорке и проживавшего в Гонолулу на Гавайях, где его арестовали в октябре 2010 года. 23-летнего Шехада обвиняют в даче ложных показаний в связи с международным исламским терроризмом.
На прошлой неделе бруклинский федеральный судья-магистрат Роберт Леви (Robert Levy) начал отбор присяжных, и дело будет слушать судья Эрик Виталиано (Eric Vitaliano). Как стало известно, адвокат подсудимого Фредерик Коэн (Frederick Cohn) попросил судью Виталиано, чтобы судья Леви не включал в состав жюри евреев. «С учетом того, что на суде могут прозвучать возмущающие заявления о евреях и сионизме, — сказал еврей Коэн, — я считаю, что евреям-присяжным будет трудно воздержаться от внутренней антипатии к подсудимому. Евреи Америки очень симпатизируют Израилю и сионизму, а этот парень мусульманин, который против таких вещей».
В обвинении сказано, что в начале 2008 года Абдель Хамид Шехад жил в Нью-Йорке на Стейтен-Айленде и решил улететь в Пакистан, где примкнуть к талибам или другой боевой группировке исламистов. В июне 2008 года Шехад улетел из Нью-Йорка в Исламабад, купив билет в один конец, но там его задержали и вернули в Нью-Йорк. Когда агенты ФБР и детективы полиции несколько раз допрашивали его в аэропорту Кеннеди о цели полета, уже располагая данными о желании Шехада стать террористом, он соврал, что летел в Пакистан на свадьбу друга и с намерением поступить в Исламский университет. Позже, в беседе с агентами ФБР в Гонолулу, он признал, что если бы ему удалось попасть в Пакистан, он обучился бы там тактике партизанской войны, изготовлению бомб и, без сомнения, стал талибом. Позже его адвокат потребовал изъять из дела эти признания, как данные под давлением.
За два года следователи получили новые доказательства его убеждений и намерений. Стало известно, что Шехад с другим американским мусульманином обсуждал проповедь имама-террориста Анвара аль-Авлаки, после чего уговаривал собеседника лететь с ним в Пакистан. На своих сайтах в Интернете Шехад призывал к священной войне с Западом, а также размещал обращения Осамы бин Ладена и таких лидеров джихадистов, как Айман аль-Завахири. ФБР получило показания свидетелей о том, что Шехад уговаривал их помогать боевикам в Пакистане и осваивать партизанские навыки, чтобы сражаться с американцами в Ираке. Вскоре после возвращения в Нью-Йорк в 2008 году Абдель Хамид Шехад явился в вербовочный центр Вооруженных сил США на Таймс-сквер в Манхэттене и заполнил анкету для службы в армии, рассчитывая попасть в Ирак. Ему отказали, выяснив, что в анкете он не упомянул о своем задержании в Исламабаде. Как считают в прокуратуре, в американской армии он намеревался пройти военную подготовку и использовать ее в войне с американцами на стороне исламских террористов за рубежом. Затем Шехад пытался вылететь в Иорданию, Дубаи и ОАЭ, но ему отказывали в посадке, поскольку он был включен в список нежелательных пассажиров.
В конце октября 2010 года Шехада арестовали в Гонолулу и экстрадировали в Нью-Йорк, но обвинить смогли только во лжи федеральным агентам, что грозит ему лишением свободы на срок до 8 лет.
Федеральные обвинители Уильям Сарратт и Джеймс Лунэм с тревогой отреагировали на просьбу адвоката Коэна исключить евреев из состава присяжных. «Не думаю, что судья Леви готов нарушить Конституцию и не пропускать в присяжные людей из-за их религии», — сказал Саррат судье Виталиано.
Признавая шаткость своего требования, адвокат Коэн пояснил, что правила отбора присяжных не разрешают адвокатам «углубляться» во внутренний мир убеждений и переживаний кандидата при обсуждении, дать ли ему отвод. «Я не знаю тонкого способа сделать это, — сказал Коэн, — и иногда приходится махать топором». Кстати, в феврале Фредерик Коэн сказал судье, что он «не дико настроен против евреев-присяжных в этом деле».
Очевидно, поверив в это, а не в последующее требование адвоката, судья Эрик Виталиано на следующий день отказал ему. Судья подчеркнул, что исключать из состава жюри можно только тогда, когда «присяжный вне зависимости от расы, веры, национальности или пола не может соответствовать инструкциям суда».
Нечто подобное произошло в 2000 году, когда федеральный апелляционный суд Второго округа в Манхэттене отменил вердикт в отношении афроамериканцев Лемрика Нельсона и Чарльза Прайса. В феврале 1997 года присяжные бруклинского федерального суда — трое черных, четверо латиноамериканцев и пятеро белых, из них два еврея, — признали подсудимых виновными в нарушении гражданских прав австралийского студента-хасида Янкеля Розенбаума. Нарушение прав заключалось в том, что Прайс призывал расправиться с евреями вообще, а Нельсон, следуя этому призыву, зарезал первого встречного еврея, которым оказался Розенбаум.
Произошло это 19 августа 1991 года в бруклинском районе Краун-Хайтс, а поводом для массовых беспорядков, которые кое-кто называл погромами, послужила трагическая смерть семилетнего афроамериканца Гэвина Кэйто, насмерть сбитого машиной с водителем-хасидом. Машина следовала в кортеже ныне покойного ребе Менахема Шнеерсона, духовного лидера любавичских хасидов. Собравшуюся на месте происшествия толпу афроамериканцев подстегнуло и то, что первой по вызову примчалась скорая помощь добровольной еврейской организации «Хатцола», и легко раненного водителя увезли, а в дальнейшем переправили в Израиль.
Следуя призывам Чарльза Прайса, толпа афроамериканцев двинулась по направлению к Кингстон-авеню, где находится религиозный центр любавичей. Погромщики били стекла в витринах, переворачивали автомобили и поджигали урны с мусором, а полиция им практически не мешала — мэром Нью-Йорка тогда был Дэвид Динкинс, а комиссаром полиции Ли Браун, оба афроамериканцы. По пути погромщикам попался Янкель Розенбаум, которого окружили, и 17-летний Лемрик Нельсон ударил его ножом в грудь, отчего Розенбаум скончался в больнице Кони-Айленд на следующий день. Нельсон попытался скрыться, но был задержан в квартале от места преступления. В кармане его джинсов нашли окровавленный нож, а на джинсах — следы крови убитого хасида. Лемрику Нельсону предъявили обвинение в умышленном убийстве, и 29 октября 1992 года присяжные бруклинского отделения Верховного суда штата Нью-Йорк оправдали его.
Еврейские организации Нью-Йорка и Соединенных Штатов возмущенно протестовали, и в январе 1994 года тогдашний министр юстиции Джанет Рино велела начать расследование дела о нарушении гражданских прав Янкеля Розенбаума, которого лишили права на жизнь. 11 августа 1994 года Нельсона снова арестовали, а 7 августа к нему добавили Чарльза Прайса. Дело слушал бруклинский федеральный судья Дэвид Трейгер, присяжные признали Нельсона с Прайсом виновными, и судья приговорил Нельсона к 235 месяцам тюрьмы, а Прайса к 269 месяцам, хотя тот не убивал, а только подстрекал. Адвокаты осужденных подали апелляцию, утверждая, что судья Трейгер нарушил процессуальный закон при отборе присяжных.
Присяжных начали отбирать в январе 1997 года, и судья заменил двух членов жюри, жаловавшихся на состояние здоровья. По закону следовало назначить на их место двух присяжных из запасного состава, но вместо этого судья Трейгер тайно встретился с адвокатами подсудимых и предложил им ввести в основной состав жюри одного черного и одного еврея, на что адвокаты согласились. Помимо этого апелляционный суд признал ошибку Дэвида Трейгера в том, что он оставил в запасном составе жюри мужчину, проходившего под номером 108, хотя тот не скрывал своего недовольства оправданием Лемрика Нельсона и симпатий к еврейской общине. Адвокаты потребовали отвести кандидатуру «номера 108», но судья им отказал. Хотя адвокаты согласились на «расово-религиозно сбалансированную» замену присяжных, апелляционный суд решил, что Дэвид Трейгер все равно нарушил Конституцию и назвал его действия «изначально неподобающими», хотя и продиктованными «наилучшими намерениями».
Коллегия из трех апелляционных судей постановила вернуть дело Дэвиду Трейгеру и провести новый суд. «Пытаясь добиться расового и религиозного равновесия в составе присяжных, — говорилось в решении апелляционного судьи Гидо Калабреси, — федеральный суд, безусловно, поступил очень необычно». Новый суд завершился 14 мая 2003 года, и присяжные — на сей раз десять черных, двое белых и ни одного еврея — решили, что Лемрик Нельсон нарушил гражданские права Розенбаума, но не виновен в его смерти. Проведя со дня ареста за решеткой 10 лет, он был освобожден в июне 2004 года. Чарльза Прайса освободили в апреле 2009 года.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора