ПОЗОР
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Извиняюсь за длительный перерыв в продолжение начатой темы из-за отпуска. Теперь можно продолжить статью с последней фразы в ранее опубликованном отрывке.
Шульгину понадобилось использовать понятие мистики по отношению к евреям только для одной цели: не желая называть реальные причины национальной ненависти к евреям со стороны русских погромщиков, Шульгин решил увести тему в заоблачные высоты трансцендентальной мистики, видимо, сам до конца не понимая смысла этих слов. Однако в самом тексте своей главы Шульгин был вынужден указать и на некоторые реальные причины неприязни к евреям. Среди них монархист, как он сам понимал эту проблему, отметил: «Нашу русскую чёрность я сознаю, быть может, слишком отчётливо», «В то же время мы понимаем, что наши беды произошли не вследствие какого-нибудь «землетрясения», а вследствие наших собственных несовершенств» (стр. 319), «К русской злости, широкой по занимаемому ею пространству, но бесформенной, как разлив наших больших рек, евреи прибавили свою «канализированную» струю ненависти» (стр. 323), «С одной стороны мы видим богатый еврейский мир — капиталистический. Но есть и другое еврейство. Еврейство разрушительное» (стр. 326). «Евреи в 20 веке оказались великолепными популяризаторами, ловкими, живыми и сметливыми эксплуататорами чужих идей» (стр. 327). Такие рассуждения характерны почти для каждого антисемита: одновременно с обращением внимания на особые качества евреев, они отказывают им в способностях к творчеству. Поэтому Шульгин называет «еврейскую интеллигенцию, ловко оперирующей общечеловеческими запасами мысли». «Еврейская буржуазия не годится в руководители» (стр. 328). «Я отдаю евреям всё должное. Народ этот обладает самыми различными способностями: во многих отношениях достоин всякого подражания. Но всё же в Пастыри Добрые, которые вытащили бы русский народ из глубокой пропасти, где скрежет зубовный и геенна огненная… — в Учителя Духовные, я не взял бы современных евреев. Почему? Трудно на это ответить — «вразумительно» (стр. 329), «Вообще, есть вещи, которые нельзя доказать». И ещё: «Мой социальный дух. Я так чувствую. Логика тут ни при чём» (стр. 335). «Надо почувствовать их моральное превосходство. Надо ощутить, что они не только сильнее, но и лучше нас. Не отдельные евреи, а вообще евреи, как нация, евреи, как раса». «Будем подчиняться потому, что воля у них куда, куда сильнее нашей. Но всё же это только внешне подчинение. Внутреннего подчинения не будет» (стр. 341). Как вы понимаете, логики в этих рассуждениях немного, поэтому Шульгин подчёркивает достоинства евреев, и в то же время не может согласиться, чувство национальной гордости не позволяет, признать за евреями роль руководителей. Почему? Сам не знает.
На самом деле, антисемитизм никакого отношения к мистике не имеет, а связан с совершенно реальными, присущими любому общественному самосознанию, чувствами самосохранения. Антисемитизм вечен, и будет существовать пока существуют еврейский народ. Он может проявляться даже при отсутствии евреев, поскольку за многие века национальная ненависть так внедрилась в сознании многих поколений, что может существовать и без внешних раздражителей. В некоторых уголках российской Сибири многие люди никогда не видели живых евреев, а неприязнь и ненависть к евреям у них существует.
Те, кто пытается объяснять существование антисемитизма мистическими причинами, то есть отсутствием реальных причин, либо не знакомы с историей его происхождения, либо настолько зациклились на религиозных догматах, что совершенно потеряли всякую связь с реальным миром. Очевидно, только этими соображениями можно объяснить весьма странную статью г-на Гулько в еврейской газете под названием «В защиту антисемитизма». Печально, что из-за религиозных соображений г-ну Гулько показалось, что только антисемитизм способен остановить процесс ассимиляции евреев, то есть переход в другое вероисповедование, и потому посчитал его полезным. Он готов пожертвовать нацией ради мифического сохранения у некоторой части евреев религиозности. Если же помнить, что проявление ненависти к евреям приводит к дискриминации, к утрате человеческого достоинства, к ограничению свободы, к возникновению страха за своё существование, которые все вместе при достижении критической массы становятся основой для возникновения условий для очередного Холокоста, тогда любые соображения о полезности этой ненависти для евреев выглядят дикими и не могут восприниматься спокойно. Тем более, сам посыл Гулько о том, что антисемитизм способен задержать или прекратить процесс ассимиляции, является совершенно ошибочным. Наоборот, чем выше накал ненависти, тем большее количество евреев стремятся уйти от её проявлений любыми способами — изменением имен, фамилии, в смешанных браках, переходом в православие и так далее. Следует отметить, что меняют вероисповедование, как правило, люди творческих профессий для того, чтобы реализовать свои способности в реальном российском обществе. Иначе они испытывают непреодолимые трудности, об этом ими написано множество исповедей. Имена людей, перешедших в православие, широко известны, однако их немного, несколько десятков, но они всегда на виду и на устах у евреев и русских. Тем не менее, не следует преувеличивать это явление.
Кто или что заставляет сегодняшних российских евреев — актёров, юристов, писателей, музыкантов и других профессий как бы добровольно принимать православие? Причина тому — явный или скрытый антисемитизм, который густо разлит в российской действительности, несмотря на бодрые пропагандистские заявления официальных лиц о том, что в России отсутствует государственный антисемитизм, а существует только бытовой. Можно подумать, что эти два вида антисемитизма могут существовать независимо друг от друга! Чтобы излечиться от наивности, рекомендую всем почитать книги русских антисемитов, которые давно заполонили полки книжных магазинов и лавок. Одна только книга И. Шафаревича «3000-летняя Загадка», изданная в 2011 году, которая ничем не отличается от книг главных идеологов нацизма Третьего Рейха, может протрезвить многих. Газета «Новый меридиан» в настоящее время публикует серию статей под названием «Бред сивой кобылы», разоблачающих антисемитизм Шафаревича.
Не следует дословно воспринимать заявления антисемитов, оправдывающих свою ненависть к целому народу. Как правило, они не говорят правды, а приписывают евреям злобные намерения, придумывают существование мирового правительства, цитируют фальсифицированные Протоколы сионских мудрецов, искажают исторические факты, обвиняют в кровавых наветах, превращают в евреев русских преступников, наделяют евреев многочисленными недостатками и так далее. Одно время причиной антисемитизма называлось вероисповедование евреев, но она была лишь поводом для оправдания погромов и репрессий. Однако настоящая причина антисемитизма находится совершенно в другой плоскости.
Приведу несколько примеров из истории антисемитизма. Первый из известных погромов до нашей эры разразился в 45 году в Александрии, он подробно описан И. Флавием в брошюре «Против Апиона». После перевода 70-тью толковниками на греческий язык книг Древнего Завета грекам и коптам стало известно, что евреи являются одним из самых древних народов. Этим обстоятельством была сильно задета национальная гордость египтянина Апиона, поэтому он стал усиленно призывать греческую общину к физическому насилию над евреями. Еврейская община в Александрии была малочисленной, однако пользовалась высоким авторитетом и значительным влиянием в городе по сравнению с большой греческой общиной. Обвинения, которые предъявлялись евреям в те времена, почти не отличались от таких же обвинений во времена еврейских погромов в Российской империи. Высокая конкурентная способность еврейских купцов явилась главной причиной физического насилия в Александрии.
Вспомним один из первых погромов в Киеве в 1113 году в описании Карамзина, когда российские купцы устроили погром, потому что еврейские купцы оказались более успешными и разумными торговцами. После присоединения части Польши к Российской империи при Екатерине II-ой в конце XVIII-го века, на её территории оказалось миллионное еврейское население. Екатерина хотела предоставить евреям равные права граждан империи, но императрицу посетила делегация русских купцов и уговорила ограничить евреев в правах, поскольку купцы знали и боялись более сильных конкурентов. Таким образом, возникла так называемая черта оседлости на период в 125 лет с полным ограничением евреев в гражданских и политических правах.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что ненависть к евреям возникает из-за страха перед более сильным конкурентом, из-за ущемления национального самолюбия представителей более многочисленных наций, среди которых евреи, благодаря своей активности и творческим способностям, оказываются бельмом в глазу у интеллигенции коренной нации, которая создаёт наветы, возбуждает, провоцирует и оправдывает еврейские погромы. Будучи не в состоянии составить конкуренцию евреям во многих областях человеческой деятельности, национальные идеологи, особенно, из среды неудачных или несостоявшихся творческих «гениев», заняты разработкой различных теорий, в том числе расовых, чтобы оправдать свои насильственные действия против еврейского населения.
Если воспринимать евреев как религиозную секту, тогда, по логике Гулько, всех евреев объединяет одно явление — антисемитизм. Если же признать, что понятие нация гораздо шире и объёмнее понятия «религия», тогда следует согласиться с тем, что всех евреев — религиозных и светских — объединяет общее происхождение, генетическая основа нации, которая придаёт евреям ту самую особенность мышления и творческую активность, вызывающую ненависть и их дискриминацию. Антисемитизм в Египте возник с появлением евреев, которые ещё не приняли Тору, но уже обладали национальными особенностями, отличающими их от египтян. Гулько признаёт «злобный антисемитизм фараона», но не в состоянии объяснить его происхождение религиозными причинами, поскольку Тору евреи получили значительно позже. Тогда откуда и почему возник «злобный антисемитизм фараона»? Гулько пишет, что евреи в Египте «неплохо там устроилась». Каким образом? Да потому, что они хорошо и толково трудились, а их Иосиф оказался мудрее всех египедстких учёных и царедворцев. Ассимиляция евреев в Египте происходила точно так же, как и в течение последующих тысячелетий. Как мы знаем, именно антисемитизм заставил евреев покинуть Египет, хотя они там неплохо были устроены. Египетская история с евреями повторялась многократно и среди других народов. Не пора ли сделать какие-то реальные выводы, чтобы трагедия с евреями больше не повторялась?
Следующее утверждение г-на Гулько также представляется ошибочным: «Антисемитизм был инструментом, создавшим нас». В этой фразе лошадь поставлена позади телеги, поэтому никакого движения вперёд не следует и ожидать. Антисемитизм появился и стал сопровождать евреев постоянно только потому, что малочисленные евреи оказались очень способной нацией, их успехи вызывали зависть и стремление освободится от тех, кто принижал национальную гордость больших народов. Кроме того, евреи, по своей сути, исторически оказались очень миролюбивым народом, особенно, после потери государственности. Чтобы выжить среди более сильных народов, евреи были вынуждены приспосабливаться, терпеть унижения и, как результат, утратили почти в полной мере человеческое достоинство. Эта была самая главная нравственная потеря, для восстановления которой потребуется не одно поколение жизни евреев в условиях свободы и независимого государства.
Ещё одно спорное утверждение г-на Гулько: «Еще дороже обошлась и обходится сегодня нашему народу вера в другую химеру — в идею галута». Такой идеи вообще не существует. Галут был вынужденной формой существования евреев после потери своего государства, потому что для создания национального очага нужны были соответствующие идеологи (г-н Герцель, З. Жаботинский и другие) и масса еврейских активистов, которые бы поверили в идею возрождения своего государства на месте исторической родины. Слава Богу, сегодня эти условия существуют. Те евреи, которые всё ещё живут в России, Америке, Франции и так далее, они продолжают галутную жизнь по самым разным причинам, среди которых инерция, привычки и возраст являются наиболее распространенными.
И последнее, на чём следует остановить взгляд, не обращая внимания на прочие перлы автора: «В США вопрос стоит так: завершит ли здешний галут ассимиляцию либеральных евреев или пробуждающийся антисемитизм спасет их? Горькое лекарство хинин. Но порой неизбежное». Ассимиляция либеральных евреев идёт своим естественным чередом, хотя антисемитизм в Штатах достаточно быстро набирает силу. К сожалению, евреи очень разобщены. Даже по вопросу строительства мечети в Нижнем Манхеттене оказалось множество религиозных и светских евреев, которые поддержали дикие намерения мусульман. Ратовать за усиление антисемитизма в Штатах вместо ежедневной и кропотливой борьбы с каждым его проявлением, против носителей ненависти, значит, не понимать истинных еврейских национальных интересов. Ради сохранения религиозных догм Гулько готов пожертвовать евреями, которые физически и нравственно страдают при усилении антисемитизма, в защиту которого выступил шахматист. И это обстоятельство выглядит очень прискорбным.
Избежать влияния антисемитов и проявления антисемитизма в сегодняшнем мире — нереально, но бороться с антисемитами, стараться уменьшить накал ненависти не только возможно, но и крайне необходимо. Для этого нужно, прежде всего, иметь ясное понимание проблемы, следует поддерживать и воспитывать принципиальных, с твёрдым характером национальных руководителей, способных учесть опыт и ошибки прошлой истории, а также мобилизовать народ на борьбу за достойное существование среди других наций. Владимир Опендик