Прощай, любовь

Прощай любовьИудаизм — это религия любви. В самом обычном смысле — между мужчиной и женщиной. Еще до других заповедей было сказано: «Оставит мужчина отца и мать, и прилепится к жене своей, и станут они единой плотью» (Брейшит, 2:24).
Восхитительна история любви нашего патриарха: «Когда увидел Яаков Рахель… подступил и отвалил камень от устья колодца» (29:10) — который не могли сдвинуть дюжие пастухи вместе. «И служил Яаков за Рахель семь лет, которые показались ему как несколько дней — так он любил ее» (29:20).
В ТАНАХ включена «Песнь песней». Вдохновленный ею, А. Куприн создал прелестную любовную новеллу «Суламифь», а Раши, за восемьсот лет до Куприна, трактовал «Песнь» как историю любви еврейского народа и Творца. Молодой раввин, с которым я занимаюсь дважды в неделю, предложил идею, которая примирила бы трактовки «Песни» Раши и Куприна. Способность к половой любви дарована людям для воспитания, считает раввин, чтобы мы научились этому чувству и смогли любить Творца. Для размножения, как показывает животный мир, любовь не требуется, достаточно инстинкта. А отношения Творца с евреями часто описываются пророками как отношения мужа и жены.
У греков, шедших параллельным с евреями курсом, в их мифах вместо любви обычно выступала страсть. Инцест, скотоложество, Зевс, проникавший к Данае золотым дождем, а в Леду — лебедем, вокруг какие-то кентавры скачут и тоже пытаются. Эдип, Федра, Медея — все странные истории. Недаром Платон в «Идеальном государстве» предложил упростить дело, обобществив женщин. Так удобнее удовлетворять инстинкт, если любовь не существует.
Христианство разнесло по миру еврейскую идею любви. В культуре христианского мира любовь стала главной темой. А бунт против христианской идеологии вновь приводил мыслителей к идее обобществления женщин — и в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы, и в снах Веры Павловны у Чернышевского. Набоков едко отметил, что светлое будущее Чернышевского до обидного напоминает публичный дом.
Культ прекрасной дамы у рыцарства, поэзия, живопись — все в христианской цивилизации со времен Ренессанса воспевало любовь. Против идеи ее всесилия восстало главное произведение русской культуры. В ключевой сцене «Евгения Онегина» Татьяна, кажется, противопоставляет любви долг: «Я вас люблю (к чему лукавить?), \ Но я другому отдана; \ Я буду век ему верна».
Этот посыл несколько ослабляет предыдущая часть монолога Татьяны — обида за былое: «…стынет кровь, \ Как только вспомню взгляд холодный \ И эту проповедь…» Казалось бы, радоваться надо: тогда Онегин ее не любил, так хоть сейчас полюбил… Так нет же, она шпыняет бедного влюбленного: «Как с вашим сердцем и умом \ Быть чувства мелкого рабом?» Особенно странен упрек Татьяны: «Онегин, я тогда моложе,\ Я лучше, кажется, была». Здесь Татьяне, наверное, 21 год. С какой стати в 16 она была лучше? Кажется, она ищет, чем бы еще уколоть Онегина.
Что побеждает в Татьяне ее любовь: чувство долга или непреходящая обида? Вопрос открытый.
Возможно, чтобы компенсировать воспетую им побежденную обидой или чувством долга любовь, Пушкин одновременно с Онегиным создал в «Цыганах» образ Земфиры — анти-Татьяны. Та поет своему мужу Алеко довольно противную песнь: «Ненавижу тебя, / Презираю тебя; / Я другого люблю…» Немудрено, что дело там кончается плохо. Кончается плохо, среди тех же проблем, и жизнь самого Пушкина.
Казалось бы, главное противоречие, как его изобразил Пушкин, — любовь или верность — разрешили в России революция и крах христианской морали. Тут появились и семьи втроем (их имели З. Гиппиус, А. Коллонтай, Л. Брик и прочие львицы той поры), и теория «стакана воды», которому тогдашние девицы уподобляли легкость короткой связи. Неожиданно любовь вернула себе подобающее ей место во мраке советской жизни. Как изобразил Булгаков в «Мастере и Маргарите», любовный союз мужчины и женщины оказывался единственным убежищем от беспросветности сталинщины. Мы знаем о подвиге вдов Мандельштама и Бухарина, пронесших через годы лишений и спасших: одна — гениальные стихи своего мужа, другая — свидетельство ничтожности своего, послание Бухарина «БУДУЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПАРТИИ».
В сегодняшнем свободном, либеральном мире, неожиданно мы замечаем —  любовь исчезает. Статистика: огромное число детей рождаются вне брака — любящие зачинатели ребенка поженились бы. Я читал в газете о семье из дочки, мамы и бабушки, всех трех — беременных одновременно от одного мужика. Не возникает вопроса: которую из трех он любит?
Большинство браков кончаются разводами. Отмирает и сам институт брака, люди предпочитают жить одинокими — наступает безлюбовное «постсемейное общество».
Нет, секс не исчезает. Но он не ведет к деторождению. Ибо, как заметил когда-то польский острослов Ежи Лец, «дети — это побочный продукт любви». Нет любви — нет детей. В США, по статистике, на каждого ребенка до 18 лет приходится больше четырех домашних животных. Такая вот сублимация любви. В либеральном обществе исчезает религиозность — не научившись половой любви, не любят и Творца.
Из современного искусства тема любви исчезает тоже. Секс, правда, остается. Сегодняшняя версия «Страданий юного Вертера» тоже с письмами: колумнистка парижской «Либерасьон» Марсела Якуб, составив план будущего бестселлера, вступила в связь с бывшим председателем МВФ, героем нью-йоркского секс-скандала Д. Стросс Каном и завершила ее недавней публикацией книги об этой связи с говорящим названием «Красавица и животное». В электронном письме Стросс-Кану, опубликованном во Франции, авторша призналась, что вся «любовь» была затеяна ею ради написания книги. История, по-моему, похлеще, чем «Мадам Бовари». Как это у А. Вознесенского? — «Но есть порнография духа».
О многообразных причинах такого глобального явления, как уход любви из либерального общества, можно писать тома. Наверняка уже пишутся.
Но что значит сказанное в эпиграфе: «Все движется любовью»? Нет любви — ничего не движется. Наступает смерть. Демографическая. Европа в этом значительно впереди США.
Праздник Пурим этого года мы с женой провели в Маале-Адумим под Иерусалимом, в религиозной общине евреев — «вязаных кип» родом из СССР. Детей я там не считал — вроде это не принято. Да и непросто было бы — потому что много их там. Религиозные люди умеют любить. Ведь иудаизм — это религия любви.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 12, средняя оценка: 4,17 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

21 thoughts on “Прощай, любовь

  1. Уважаемый Борис Францевич!

    Замечательное вступление : «иудаизм — религия любви». И такой пессимизм в раскрытии темы, словно на дворе не весенний месяц март, а промозглый ноябрь. К чему бы это? Вернее, почему? Что-то Вы зачастили с Любовью прощаться…

    Тот же Автор, то же название.
    http://evreimir.com/28987/

  2. — Большое зло — унижать достоинство человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека — мелкой пылинкой. Василий Александрович Сухомлинский.

    — Нет ничего омерзительнее любви по принуждению.
    Александр Иванович Куприн.

    — Люди всегда склонны винить обстоятельства в том, что им не удалось достигнуть того, чего они хотели. Я не верю в обстоятельства. Те, кто преуспел в этом мире, приходят и находят такие обстоятельства, которые им нужны, если же они не могут их найти, тогда они создают их сами.
    Бернард Шоу.

    — Противоположность любви — не отвращение и даже не равнодушие, а ложь.
    Довлатов Сергей Донатович.

    Анна Ахматова.

    Слаб голос мой, но воля не слабеет,
    Мне даже легче стало без любви.
    Высоко небо, горный ветер веет,
    И непорочны помыслы мои.

    Ушла к другим бессонница-сиделка,
    Я не томлюсь над серою золой,
    И башенных часов кривая стрелка
    Смертельной мне не кажется стрелой.

    Как прошлое над сердцем власть теряет!
    Освобожденье близко. Все прощу,
    Следя, как луч взбегает и сбегает
    По влажному весеннему плющу.

  3. «Детей я там не считал — вроде это не принято. Да и непросто было бы — потому что много их там. Религиозные люди умеют любить.»

    Количество детей не может быть «мерилом» любви

  4. Рождение ребёнка, даже если он не является плодом родительской любви, всегда есть проявление Б-жественной любви. И дело не в количестве , и тем более — в «качестве» ( весьма циничный термин). Каждый ребёнок, приходящий в наш мир , вне зависимости от того, в какой семье он появился, это подарок Б-га. И у каждого ребёнка, у каждого Маленького Человека своя миссия в этом мире.

    Я начала комментировать с невинной шутки, и уверена, что Борис Францевич достаточно мудр, чтобы её оценить. Любовь — понятие высокой степени нравственности. Она не может быть привилегией какой-либо рассы, класса, национальности или вероисповедания. И воспитать и удержать это чувство в себе возможно, если ею одаривает Б-г. Ведь если душа глуха и не способна любить, её невозможно заставить делать это.

  5. Елене: когда люди любят, они женятся и заводят детей — «плоды любви» — как писали в старину. Если это только инстинкт — детей не заводят. Конечно, могут быть исключения, например медицинские. Или помянутая мной древнегреческая Медея. которая от любви детей, наоборот, убила.
    Рахель, я не согласен с Вами и доказываю, что люди специального «вероисповедания» более расположены к любви, чем, скажем, атеисты. А помянутый мной Маале Адумим с праздником пурим, по-моему, вполне мартовские.

  6. Уважаемый Борис! С вашим утверждением «О многообразных причинах такого глобального явления, как уход любви из либерального общества, можно писать тома» — трудно согласиться. Есть главная причина: человечество в массе своей из-за невежества отвергло стремление к «подобию Богу» и проголосовало за инстинкты, т.к. и они дают человеку интеллект, не способный отличить добро от зла, если моральные устои, провозглашенные Торой, не стали внутренней потребностью человека. У него, как утверждают нейрофизиологи, остается не развитым групповой уровень сознания. Усилия всех направлены на обеспечение социального уровня сознания. Но без развитого группового уровня развить социальное сознание сложно. Интеллект очень сильно связан с эмоциями. А это означает, что преодолеть половой инстинкт человек не может. Эти проблемы должны решаться воспитанием. Но воспитание – самая отсталая область знаний. Радикально менять подход к воспитанию сегодня позволяют технические средства. Но обществом они не востребованы. Значит, ждем, пока появится гений, который откроет путь, как это делать. Рекомендации еврейской традиции оказались недостаточными. Они даже не позволили понять, что имеет в виду Тора, требуя «слышать глас Бога». Появившееся огромное количество соблазнов даже религиозные люди не могут преодолеть.

  7. Каждый пишет, как он слышит. И читает то, что его , именно его интересует… Вы, Борис Францевич , уверены, что любовь в нашем мире умирает? Вы вольны так считать, ничего не имею против.

    Тем, кто настроен более оптимистически, предлагаю ознакомиться с жизнеутверждающей прозой и поэзией, которые были представлены на двух замечательных международных культурных событиях в Иерусалиме в начале 2013 года .

    Одним из ярких событий культурного года в Израиле стала юбилейная Международная книжная ярмарка — одна из самых престижных книжных ярмарок в мире. В Иерусалимской ярмарке приняли участие более 500 издателей и писателей из 30 стран, представившие более чем 100.000 книг на разных языках. В списке лауреатов «Премии Иерусалима» такие имена, как Бертран Рассел, Харуки Мураками , Иэн Макьюэн,Макс Фриш, Хорхе Луис Борхес, Эжен Ионеску, Симона де Бовуар, Октавио Пас, сэр Исайя Берлин, Грэм Грин, Милан Кундера, Джон Максвелл Кутзее, Эрнесто Сабато, Марио Варгас Льоса, Сьюзен Зонтаг, Артур Миллер…

    Ещё одним ярким событием стал проведенный в Иерусалиме, в литературном клубе «Иерусалимского журнала» , международный поэтический конкурс «Эмигрантская лира».

    Любви , удачи и интересного чтения!

  8. Байка.
    Две современные девицы в зоопарке разглядывают орангутанга
    Как ты думаешь , с ним можно жить, как с мужчиной ? — спрашивает одна.
    Что ты , у него ведь нет денег -отвечает вторая

  9. Какой богатый жизненный опыт у г-на Аппеля. Питер, неужели ВАм часто приходится иметь дело с продажными женщинами?

    Притча. Таки еврейская, с глубоким смыслом

    Р. Акиба подарил своей жене золотое запястье. Увидала это жена рабан Гамлиеля и, мучимая завистью, пришла и рассказала о запястье своему мужу.

    — Друг мой, — заметил ей рабан Гамлиель, — а подражала ли ты жене р. Акиба в то время, когда она косы свои отрезала и продавала, чтобы дать возможность мужу спокойно заниматься изучением Торы?

  10. Рахель, Вы предложили очень высокую планку — рабби Акива и Рахель. Посмотрите в мировой литературе, которую Вы рекомендуете в предыдущем послании — тема деньги и любовь. и матримониальные дела — одна из основных. Даже в сказках — в Коте в сапогах и в «По щучьему велению оболтусы обманом женятся на принцессах. Да и Золушка предпочла Принца, хоть сын дровосека, может, был и лучше. Только без дворца.

  11. Дорогой Борис Францевич!

    Я действительно предпочитаю еврейские притчи русским сказкам. И всегда высоко поднимаю планку — в первую очередь перед собой, дабы иметь право требовать это от других ( такое случается с экс-руководителями).

    Тема «деньги и любовь» столь глубока , что в этот бурный поток я вступать не стану. И мужчинам, и женщинам в любви хочется одного и того же, несмотря на то, что «мы с разных планет». Для примера — случай из моей практики. Одна из молодых женщин, которым мне довелось помогать , очень красива, вполне подходит на роль «Принцессы». Замужем была за вице-президентом крупного американского банка. После каждого случая грубого физического насилия она получала весьма щедрые подарки. Терпение быстро лопнуло, иллюзии семейного счастья улетучились . В ходе рассмотрения дела и судебных заседаний моя подопечная фигурировала в качестве «неблагодарной русской проститутки», а я — как обычно, » легализовывала шлюху».
    Прошло 3 года. В мае 2013 года девушка получит Мастерский диплом престижного американского университета, все экзамены уже сданы на отлично. У неё собственный интеллектуальный бизнес, который она подняла с нуля. Год назад она вышла замуж — не за принца, но за доброго порядочного мужчину, который поддерживает её устремления. Она издала собственную книгу, не прибегая к помощи издательств — просто всё необходимое сделала сама. И стала известна на всю страну благодаря своей целеустремлённости ,таланту и трудолюбию.

    И последнее замечание. Продажными женщины никогда не становятся по собственной воле. А торговля людьми — одно из самых безнравственных преступлений, которое изобрело человечество.

  12. Роман Гольд
    ‎1000 знаков о первом свидании

    Первое свидание – это когда понимаешь, что напротив тебя пьет кофе будущая жена. Все, что раньше – встречи, увлечения, пересечения, влюбленности, но никак не свидания. Знаете, в чем прелесть настоящего первого свидания? Его не помнишь. Совсем. Никак. Вот и я – помню только, что встретил ее в три пятнадцать, а проводил в восемь ноль ноль. А между этими двумя цифрами плыла жизнь. Степенно, размеренно, словно не произошло ничего необычного. Впрочем, ничего необычного и не произошло – наоборот, все стало на свои места. Необычно было жить до этого свидания. Без нее. Вполсилы.

    Вполголоса. Вполстрасти. Вполцели. И, что самое забавное, эти «впол-» лишь на бумаге смотрятся так драматично, если не пафосно. В жизни все проще: ты просто не задумываешься, что используешь свой потенциал не полностью. Что твой стакан – будь он наполовину полон или наполовину пуст – все равно остается всего-лишь «наполовину». До тех пор, пока ты не встретишь ее.

    …сегодня на месте того кафе уже другое. Не понимаю людей, ностальгирующим по исчезнувшим местам. Тосковать можно по людям, по возможностям, по мечтам. Наша мечта сбылась – мы пьем кофе в своем доме. Вдвоем.

  13. Талантливый парень — Роман Голд. Сын известного еврейского художника, выросший в традиционной семье, органично соблюдающий еврейскую традицию выпускник Мидраша «Ционит».
    Его 1000 знаков о первом свидании — прекрасный подарок любимой супруге Лиэль к Дню Рождения. И если «чашка кофе» в его талантливом эссе кого-то всё же смутила — господа, от ханжества спасает лишь одно лекарство, рецепт на которое выдает только Всевышний. И название этому лекарству — Любовь. В аптеке не купишь. Её , настоящую, вообще купить невозможно.

  14. Рахель
    Вы конечно правы , что любовь существует. Но с каждым годом ее становится все меньше и меньше . Не случайно я в комментариии подчеркнул -«Две современные девицы».
    Но абсолютно прав Борис ,что Ромэо и Джулета сегодня не актуально — редчайшее исключение даже в сказках . Да и большинство сегодняшних людей оценят их как дураков , а не высокими словами .
    Сегодня любовь акт совокупления ,минутного удовольствия , а не духовной чистоты. Еще недавно дрались на дуэлях за прекрасных дам , за оскоррбление честности , за идеалы Сегодня такие считается были набитыми идиотами , — честь , достоинство , верность слову — а что они стоют сегодня , с чем это кушают?
    Сегодня продается все : и патриотизм , и благородство , и честность . и любовь . Кто на этом больше заработал — тот и умен . С него надо брать пример . Религия девальвировалась- простая работа для заработков . У церковников процветает один расчет, а духовной веры нет . Среди них процветает педофилия , коррупция , служение власти , даже тиранам , КГБ . В обществе Искусство — дешевое развлечение , а не глубокая мысль , Успех и достижение измеряется монетой., а как ее получил .не важно . Даже наука служанка власти . Откуда взяться любви , высоким чувствам . Любовь сегодня -пережиток прошлого, показатель что человек лапух и простофиля .
    Вор и проститутка в почете . Романтики — психи и олухи. Поступать по человечески — не похвала , а ругательство., признак дебила

  15. «Елене: когда люди любят, они женятся и заводят детей — «плоды любви» — как писали в старину. Если это только инстинкт — детей не заводят…..
    Пардон за опоздание с ответом. Была во Франции, Евр. мир там не читала.
    Вы, Борис Францевич, иногда как скажете так скажете……
    Женитьба — не показатель большой любви, как впрочем и количество детей в браке. Обратитесь к литературе. Мы знаем массу примеров необыкновенно нежных и преданных отношений, не обременённых «печатями в паспорте», а также примеров сильной неразделённой любви. Недаром говорится: » Полное сердце — это разбитое сердце!»А что касается старины, о которой Вы упоминули, то как раз тогда женили, не особенно задумываясь о любви, и детей было много, но не от больших чувств, а потому что не было принято предохраняться.
    И если не секрет: » Сколько у Вас с женой детей?», чтобы можно было сравнить «смлу Вашей любви » с «силой любви», например, господина Юдасина или гл. редактора?

  16. Иудаизм религия любви
    В психолигии есть такое понятие attachment. Оно означает любовь по типу родственной — глубокую привязанность, кот. появляется обычно между двумя людьми при опр. условиях после достаточно долгого общения. Мы говорим, я люблю своих родителей, братьев- сестер и т. д. Она характеризуется преданностью, потребностью хранить объект (беречь свое) и готовностью жертвовать ради него, иногда даже жизнью. Досталась она нам от млекопитающихся, она устоичива, дает чувство безопасности и создает условия позволяющие растить детей (что немало важно, передовать и им эту способность) и справляться с трудностями жизни (сохранение вида). Attachment не предполагает другие, не названные выше чувства к обьекту — они могут быть разными, от очень хороших до очень плохих (кому не знакомы семьи, в кот. люди не переносят друг друга, но стоит кому-то попасть в беду, все тут же кидаются на его защиту, не жалея живота своего).
    Любовь эта не схожа с любовью романтической, ту, о которой, как я поняла, стоит плач. Романтическая любовь, напротив, определяется чувствами и только ими. О характере этих чувств не стоит повторяться, поскольку «нам всем знакома эта пленителная страсть». Как и положено чувствам, она неподконтрольна и не надежна с точки зрения, договременной и стабильной связи. Пока она существует, ее объект сверxценен, а уходит — «и стал ей чужой». Кроме того, в ней присутствует значительный элемент идеализации, что тоже не очень-то способствует стабильноь семейнои жизни. Конечно, это не значит, что такой любви не может быть в семейной жизни. Часто семейная жизнь начнается с любви романтической, потом, при нормальном переходит в attachment, что ощущается людьми как «прошла любовь» . Иногда она может и сохраниться, это зависит от личности людей (Либерзон в книге «Русский роман») и от остаятельств ( нет места на этом останавливаться, но среди прочего, возможно, ее легче хранить, когда живешь с брачным партнером в разных шатрах, ждешь той ночи, когда он к тебе придет, у тебя служанки, а ты ревнуешь, скучаешь и молишь Б-га о том чтобы он был только с тобой, всегда в твом шатре, каждую, да каждую минуту и т. д.. Глупышка Рахель…) .В общем, хочу сказать, что для такого рода любви на долгий срок несомненно требуется талант. («Талант, талант» — вы помните Каштанку? Она выбрала вернуться в семью, где как мы помним, ее изрядно мучали, но с членами которой у нее была прочная attachment). Да. Чувство это — романтическая любовь — прекрасно и удивительно. Да, 7 лет тяжелого труда ради Рахели — как несколько дней. Да. Когда смотрят на своего ребенка и видят в нем схоодство с объектом ТАКОЙ любви — о, это другие дети, они живут с ощущением своей исключтельности, необыкновенной ценности и предназначения (Иосиф прекрасный, «Воспоминания на рассвете» Гари Ромен), и вообще, o чем говорить, «Когда бы не Елена, что Троя вам, ахейские мужи…» (цитирую по памяти, прошу простить неточности)
    И все же…
    И все же иудаизм является религией любви первого вида, а отнидь не романтической любви. «Аргументировать? Аргументирую»:
    • выбор брачного партнера делается родителями из совершенно справедливого соображения, что будучи более опытными, родители лучше понимают что хорошо для детей: дай волю детям, они пойдут, упаси Б-же, на поводу у своих чувств (т. е. критерием являются не чувства, Б-же упаси)
    • требования иудаизма от брачный партнеров, те кот. описаны в релегиозных книгах, (автор осведомлен об этом много больше моего) требуют верности, преданности, исполнения долга, ответственности т.е. всего того, что характеризует attachment. (Конечно, если автор мне покажет место, где написано, что муж, просыпаясь утром, должен, не отрывая взгляда, наблудать за движениями своей жены, чувствовать то-то и то-то и повторять про себя:»Господи, неужели это случилось со мной? Неужели эта женщина моя, Господи?», тогда я обещаю изменить своё мнение)
    • именно в этом смысле понятно описание отношений творца с евреями как отношения мужа и жены: от еврея по отношению к Б-гу требуется все то же отношение кот. ождаются в браке, attachment: (1) верность (Эхад — ми ёдеа?» — Б-г один и не сотвори себе кумира), (2)преданность (раньше думай о Б-ге, а потом о себе) (3) чувство долга (исполняй, исполняй, исполняй мицвот, потом спросишь и услышишь) и (4) ответственности .
    Кстати, мне это интересно, написано ли где-то, что еврей «должен» любить Б-га? Наварно нет, как можно быть должным чувствовать … Я думаю, если спросить умного рава: «Ну хорошо, буду я делать все это и что? Что тогда будет?», умный рав скорее всего ответит: «делай, потом узнаешь» — тлько после можно узнать, что вышло, причем у каждого свое.
    Ясно одно, Иудаизм религия любви по типу attachment, родственной любви, а не романтической. И это естественно — можно ли строить, регламентировать и ждать стабильности от чувств?
    Секс в Иудаизме направлен на рождение детей и нет у него иной цели, иначе почему бы запрещали его именно в безопасные дни? Но замечательно тo глубокое почтение иудаизма к процессу зарождения жизни, важность того чтобы зачата она была в радости и удовольствии (а не скажем, в агрессии или по пянке). Насколько мне известно, мужчине следует молиться перед приближением к женщине , что поднимает секс для деторождения на высоту религиозного служения (если это не так, поскольку известно, мне это не из ученых книг, а по-моему, от Басевича — Зингера, если я заблуждаюсь, не поправляйте меня, мне это испортит целостность картины. И вообще, как говорят разработчики новых технологий у нас в Израиле, «прошу не сбивать меня с толку фактами»). Вообще иудаизм принимает чувственность в отношениях между мужчиной и женщиной, что очень хорошо сего стороны, т. к . христианство его не принимает, что по-моему очень плохо, хоть в результате и появился институт поклонения Прекрасной Даме, по кот. вы, автор, к моему удивлению, почему-то скучаете. Уверяю вас, затея совсем не евреиская, нет.
    А вообще, автор, мне показалось, что вы смешали в кучу чувственность с любовью всех видов. Песнь песней в священных книгах — это замечательный образчик того что иудаизм принимает чувствен ность, а евреи знают, в ней толк (правда, арабы тe вообще провозглашают обладание энным количеством девственниц на том свете в качестве главной награды за усердное служение алаху, — может это свойственно вообще семитам…). А история о Якове — замечательное свидетельство того, что иудаизм принимает и одобряет любовь романтичскую — не более того. Эта пара — Яков и Рахель, не пользуются более высоким статусом среди наших прородителей .
    Пo вопросу «когда люди любять они женятся и рожают детей», а таже о связи между любовью и к-вом детей, я совершенно согласна с репликой Елены. От себя добавлю: автор, поскорее откажитесь от своих слов, не то вам придется согласиться с тем что среди арабов и бедуинов в Израиле и среди плохо социализированных слоев населения во всем мире больше любви, чем среди евреев. Да еще, не дай Б-г, прослывете фарисеем…
    И еще. Автор, по — моему, вы не совсем поняли афоризм Ежи Леца. Вернее, поняли его, но наоборот. «Дети — побочный продукт любви» означаеть что дети чти-то вроде головной боли после водки — побочное явкение: его бы избежать (ведь пьешь не для этого) да не выходит… А относительно Татьяны и Онегина… Как бы это сказать…По-моему, вы несколько не в том направлении… Почему бы вам об этом не поговорить с какой-нибудь умной женщиной — я уверена немало в Нью Джерси, а?

    И главное, автор, с чего вы взяли, что романтическая любовь уходит? Уверяю вас, это не так. Наоборот, все только и заняты поисками этой Любви. Вся молодежь, кот я встречаю, и особенно люди перевалившiе за 30, только и заняты поисками, проверками (настоящая- не настоящaя), очарованиями и разочарованиями етой Любви. Во многих книгах американских авторов американских авторов о людях молодых и среднего возраста это остается главной темой. Конечно, в книгах этих, на мой вкус, перебор с описанием секса — то ли так сейчас модно писать, чтобы книги лучше расходились, то ли еще что, но в остальном книги полны поисками любви, тоски по ней и страхом — а вдруг она так и не найдется. Нет, любовь из жизни не уходит. Конечно, ей как и всем социальным явлениям угрожает компютерная жизнь, это деиствительно проблема, но она касается не спецефически любви. Вот что деиствительно под ударом, так это attachment, умение завязывать прочную внутреннию связь с другим человеком очень страдает от непрочности семьи/отсутствие семьи, отсутствие примеров такой связи и т. п. Надо надеяться, что благодаря Иудаизму — религии любви-привязанности, евреев это коснется меньше.
    Я склонна согласиться с чтательницей Рахель: правда в том, что когда чувство уходит из нaс, нам кажется, что оно ушло из жизни вообще. Да, из нас уходит и уходит… Могу поделиться, как мне удается справиться с этим: однажды одному моему приятелю, кот. было 29 лет, сказал его более молодой товарищ (с интонацией удивления и даже испуга): «Послушай, тебе уже много лeт». На что мой умница-приятель ответил: «Дa. но я же их все прожил!». Теперь, когда я замечаю, что что-то ушло, я говорю себе: «Но это же было! «. Приятно об этом думать.

  17. Ноа, жизни не хватит, чтобы обсудить все поднятые вами темы. Мелкие замечания: Вы пишете «Любовь эта не схожа с любовью романтической, ту, о которой, как я поняла, стоит плач.» В нынешнем «пост-семейном» обществе исчезает именно любовь-attachment, как Вы её называете, то-есть достаёт любви, чтобы зачать ребёнка, но недостаточно, чтобы жениться на его матери. В США около половины детей рожают незамужние. По статистике средний возраст рождения первого ребёнка ниже, чем средний возраст вступления девушек в брак.
    «от еврея по отношению к Б-гу требуется все то же отношение кот. ождаются в браке, attachment» Неверно — главная молитва еврея «Шма» начинается словами » Возлюби Господа,Бога твоего всем сердцем, всей душой..» и т.д.

    1. «В нынешнем «пост-семейном» обществе исчезает именно любовь-attachment» — da, eto to, chto ya skazala, lyudi deistvitel’no ne uchatsya sohranyat’ — ix uchat rashodit’sya — v brake li, bez braka li.
      главная молитва еврея «Шма» начинается словами » Возлюби Господа,Бога твоего всем сердцем, всей душой..» , Vo pervyh, eto eto priyatno slyshat’. Vo-vtoryh, znachit, eto ne sovsem to, chto trebuet iudaizm ot braka (ya imeyu vvidu imenno trebovaniya, a ne to chto sluchaetsya v dejstvitelnosti) i sravneniya otnoshenij meg’du evreem i B-gom s brakom neskolko preuvelichiny… A eto vot g’al’ — mne takaya paralel’ pokazalas’ ochen interesnoj. Mog’et vy takg’ naidete dlya menya molitvu, v kot napisani :»Vozluiby suprugaqsuprugu svoyu vsem serdcem’ vsej dushoj» — takaya nahodka vernula by vse postroenia k preg’nemu poryadku…
      No voobshche-to ya ne podnimala voprosov’ a skoree pytalas’ organizovat’ ponyatnee dlya sebya, to chto prochitala.

  18. Ноа написала — «lyudi deistvitel’no ne uchatsya sohranyat’ — ix uchat rashodit’sya — v brake li, bez braka li.» ( Люди действительно не учатся сохранять — их учат расходится)…

    Интересная мысль, которую хотелось бы несколько уточнить и развить. Если Ноа имеет ввиду средства массовой информацию и сферу развлечений — я с ней согласна. Однако я зачастую слышу от раввинов различных направлений иудаизма стандартную фразу, имеющую мало общего с действительностью: — «сейчас психологи и сотрудники прокуратуры только и делают, что семьи разбивают!» Сколько раз мне лично доводилось наблюдать неприкрытую агрессию со стороны соблюдающих мужчин, которые заявляли, что сотрудники прокуратуры и семейные психологи вредят семьям, а не становятся на защиту их интересов. Удивлению их не было предела, когда мне удавалось разьяснить, как именно социальные работники помогают СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ ВСЕГДА, когда это НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНИ МАТЕРИ И ДЕТЕЙ. Кроме того, в этой работе обязательно учитываются национальные и религиозные особенности КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ СЕМЬИ.

    Семейное счастье возможно лишь в случае, когда оба супруга понимают важность взаимного уважения и умеют трудится над построением доверительных семейных отношений. Доверие и уважение несовместимы с насилием. И раввинам сейчас нередко приходится прикладывать огромные усилия, чтобы примирить супругов, не останавливающихся перед мыслью о том, что дети, которых в соблюдающих еврейских семьях, Барух Ашем, пять , восемь и более, будут расти без внимания одного из родителей в случае, если вступит в силу гет ( письмо-договор о разводе).

    Именно устойчивые стереотипы мешают сотрудничеству раввинов с психологами и сотрудниками прокуратуры по профилактике и предупреждению распада семьи в результате семейного насилия. Того сотрудничества, эффективным примером которого было ещё несколько лет назад сотрудничество раввинов ( и священослужителей других конфессий) с проектом Бруклинской прокуратуры NYET. Ведь этот проект был инициирован тремя хорошо известными и весьма уважаемыми раввинами совместно с прокурором Боро. Именно раввины смогли поставить высоконравственные задачи перед сотрудниками проекта, именно они определяли критерии, по которым семью можно было сохранить, научив супругов решать проблемы, а не убегать от них, делая несчастными детей.

Comments are closed.