Мне повезло. Я участвовал в выборах в Израиле 22 января 2013 года. Разумеется, не в качестве избирателя или наблюдателя, а как организатор совместного с доктором Зеэвом Ханином, известным израильским политологом, исследования русскоязычных израильтян — exit poll (так называют опрос на выходе из избирательного участка).
Опрос проводился американским исследовательским центром RINA c помощью интервьюеров израильской организации ASK на 11 избирательных участках в семи городах Израиля — Иерусалиме, Модиине и Ариэле в центре страны, Хайфе, Кармиэле и Кацрине на севере и Беэр-Шеве на юге. Всего опрошено 334 человека, из них 43% мужчин и 57% женщин.
Результаты выборов хорошо известны и уже сотни раз прокомментированы в израильских, американских и русскоязычных СМИ. Но именно данные по русскоязычным избирателям представляются необычайно любопытными.
Общая картина вырисовывается таким образом: свыше 66% «русских» израильтян голосовали за объединенный блок «Ликуд» — НДИ, что и принесло этому блоку, по оценкам Ханина и других экспертов, порядка 12–13 мандатов в новом составе Кнессета. 11% «русских» отдали свои голоса новой партии «Еш Атид», возглавляемой Лапидом, около 4% голосов достались новой партии «Еврейский дом» («Бейт Ехуди») Нафтали Беннета и около 5% — «Аводе». Остальные голоса распределились между более мелкими партиями, включая те, которые не прошли электоральный барьер.
Итак, чуда не произошло: русскоязычные израильтяне во многом остались верны «своей партии» НДИ, за которую они в большинстве и голосовали в 2006 и в 2009 году. И если объединенный блок «Ликуд» — НДИ получил только 31 место в новом Кнессете вместо 42 мандатов, которые эти две партии имели в совокупности в прошлом составе Кнессета, то отток произошел в основном за счет «Ликуда», откуда голоса утекли в две новые партии — несколько «правее» (Нафтали Беннет) и несколько «левее» (Яир Лапид).
В 2009 году примерно 70% всех русскоязычных избирателей голосовали либо за «Ликуд», либо за НДИ, а на нынешних выборах объединенный блок получил порядка 66% голосов «русской» общины. Таким образом, отток голосов из «русской» общины, конечно, был, но оказался он незначительным. Если считать, что 5–6% «русских» голосов дают примерно один мандат, то из совокупной группы в 42 мандата, которыми обладали вместе «Ликуд» и НДИ, потери за счет «русских» составили всего один-два мандата. 73% тех, кто голосовал за НДИ в 2009 году, и 78% тех, кто голосовал тогда же за «Ликуд», проголосовали 22 января 2013 года за объединенный блок. Лояльность «русских» правоцентристскому блоку осталась непоколебимой.
Географическая разница, разумеется, зафиксирована в нашем опросе. В Хайфе, например, которая, как известно, настроена более либерально, чем другие города страны, за объединенный блок выступили только 44% «русских», в противовес Кацрину на Голанских высотах, где за «Ликуд» — «Бейтейну» проголосовали 83% русскоязычных израильтян. Интересно, что в Кацрине практически никто не голосовал ни за партию Лапида «Еш Атид», ни за партию Беннета «Еврейский дом».
Что касается образовательного уровня, то нами зафиксирован интересный результат: чем выше уровень образования, тем более вероятна поддержка объединенного блока «Ликуд» — «Бейтейну».
По возрасту проявилась та же тенденция, которую мы много раз наблюдали при исследованиях американской русскоязычной общины в США, а именно: избиратели более молодого возраста склонны голосовать за более либеральных кандидатов (партии). Эта тенденция связана с процессом социализации в школах и вузах, где, по мнению многих исследователей, либеральные профессора и атмосфера (как в Израиле, так и в США) оказывают значительное влияние на умонастроения и мировоззрение студентов, в результате чего наблюдается склонность молодого поколения к левым политикам и левоцентристским партиям.
Ищите женщину…
Немудрено, что женщины активнее мужчин участвуют в голосовании — это верно для большинства демократических выборов во многих странах, включая США. Кроме того, женщины охотнее мужчин отвечают на вопросы интервьюеров.
Женщины не только более активны в своей гражданской позиции (среди голосовавших оказалось 57% женщин и только 43% мужчин), но и свою политическую ориентацию, заметно более правую, они выразили ярче, чем мужчины, поддержав правый блок «Ликуд» — «Бейтейну» 70% своих голосов. Мужчины же оказались более «умеренными», отдав этому блоку только 60% голосов. Новую левоцентристскую партию «Еш Атид» поддержали всего 9% женщин, в отличие от 15% мужчин.
Аналогичная тенденция зафиксирована и в опросе русскоязычных избирателей в Нью-Йорке в августе 2012 года: 9% женщин в нашем исследовании предпочли Обаму, в то время как среди мужчин Обаме отдали предпочтение 18%.
Поразительное сходство политической ориентации русскоговорящей части израильских избирателей и русскоязычных американцев потребует, очевидно, более глубокого и тщательного анализа. Действительно, почему две примерно равные по численности группы эмигрантов из бывшего СССР, состоящие в примерно равной пропорции из евреев, одна живущая в Израиле, а другая в США, на протяжении почти поколения демонстрируют аналогичные политические ориентации, склоняясь в большинстве своем к правым и правоцентристским лидерам и партиям?
Понятно, что у этих групп много общего: язык, социокультурный фон, опыт жизни в СССР, выработанная поколениями система ценностей. Обе группы серьезно обеспокоены безопасностью Израиля, постоянной угрозой террористических атак; для американских и израильских «русских» важна экономическая составляющая их жизни и поэтому они в массе своей за экономику со свободным рынком, а все, что отдаленно напоминает социализм, выглядит для них достаточно отталкивающе. Поскольку обе группы в массе своей светские, они держатся на определенной дистанции от ультрарелигиозных кругов. Поэтому-то требование службы в армии для студентов ортодоксальных иешив находит серьезный отклик в среде русскоговорящих израильтян. В то же время и американским, и израильским «русским» по душе идея «социальной справедливости», некоего «справедливого» перераспределения социальных благ, хотя во многих случаях люди не могут объяснить, что это означает. В политике им нравятся сильные харизматичные фигуры, люди с четким мировоззрением и идеалами.
Но, может быть, самое главное, что в этом сходстве политических воззрений и предпочтений играет некую метафизическую роль ощущение общности не только прошлой, но и будущей судьбы. Живя в разных социально-политических и социально-экономических условиях, эти общины умудряются сохранять глубокую внутреннюю связь, основанную не только на некоторых общееврейских ценностях, на общности языка, культуры и прошлого социального опыта, но и на ощущении исторического будущего.
Автор выражает глубокую благодарность доктору Зеэву Ханину за активное участие в программе и проведении исследования, а также Моше Кенигштейну и его группе ASK за оперативное и четкое интервьюирование (и специально — за поездку в Ариэль). Доктор Игорь Талис заслуживает огромной благодарности за спонсирование исследования в Израиле; без его щедрой помощи это исследование было бы невозможно. Отдельное спасибо за неоценимую поддержку моим иерусалимским помощницам Алене Рубан и Наташе Загальской, а также Кетеван Чхиквадзе, координатору программ RINA.
Сэм КЛИГЕР
Хотя статистика не изменила моих представлений о русскоязычной общине Израиля, но с позицией автора есть расхождения. Так, 70% женщин и 60% мужчин я отношу за счет более развитой интуиции женщин. Эта же причина снизила долю женщин, отдавших свои голоса за партию Лапида. Мужчины поддержали его активней, полагаю, из-за большей склонности к авантюрам. Вероятно, это обусловлено различием устройства управляющего мозга, на что обратил внимание Э.Голдберг («Управляющий мозг»). Есть основания полагать, что женщины принесли бы большую пользу, чем мужчины, если бы серьезно занялись проблемами, связанными с пониманием сути сознания человека.. Это сегодня наиболее обещающее направление, способное остановить сползание цивилизации к средневековью, обусловленное поддержкой политиками стремления ислама к всемирному халифату.