«Смотри — призвал Я, назвав имя его, Бецалеля…» (31:2). «И вот, назначил я Охолиава… чтобы он работал вместе с ним…» (31:6).
Тень на земле. Нематериальная, эфемерная. Ее не тронешь и не ухватишь. Она есть, но ее как будто и нет. Но за ней скрывается нечто существенное, осязаемое.
Тень лишена формы и сути. Но она рисует силуэт реального объекта.
Вера похожа на тень.
В сукке главное — это тень. Ее собственная тень. Если в сукке больше солнца, чем тени, она непригодна. Наши мудрецы учат, что в сукке мы сидим «под сенью веры». Они вывели это положение из стиха «Песни Песней»: «В тени Его сидела я и наслаждалась, и плод Его (Торы) сладок был небу моему» (2:4).
Мы можем почувствовать близость к Б-гу, когда пробуем на вкус «плод Его Торы». Мы в состоянии ощутить запредельное наслаждение от Его присутствия, но именно потому, что это присутствие запредельно, мы не в состоянии увидеть его воочию. Когда Моше попросил Б-га раскрыть перед ним Его сущность, Б-г ответил: «Ты не сможешь увидеть Моего лица, ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых».
Имя Бецалель означает «Под сенью Б-га».
Именно Бецалелю было поручено строительство переносного Храма — Мишкана, как называет его Тора, «охель моэд», Шатра Откровения.
Б-г использовал буквы еврейского алфавита для создания неба и земли. Уникальная одаренность Бецалеля в том и состояла, что он знал, как надо складывать эти буквы, создавая ДНК Творения, как строить в пустыне микрокосм Вселенной.
Любопытная деталь. Имя главного партнера Бецалеля по строительству Мишкана Охолиава состоит из слова «охели», Мой шатер, и двух начальных букв алфавита — алеф и бейт: Охели-алеф-бейт. Б-г как будто зашифровал в этом имени свое послание: «Мой шатер, Мой Мишкан состоит из алеф и бейт».
Вот почему Мишкан и его «преемник» в Эрец Исраэль, иерусалимский Храм, пленяли редкостной красотой.
В Талмуде сказано: «Тот, кто не видел Второй Бейт-Амикдаш (Святой храм), тот никогда в жизни не видел красивого здания».
Бейт-Амикдаш называли «оком Вселенной». Око, глаз — это физический орган, который воспринимает нечто нематериальное — свет. Храм назывался «оком Вселенной», потому что он принимал и распространял дивный Б-жественный свет. Он был красив не своими гармоничными пропорциями и размерами и не великолепной отделкой, а тем, что вмещал в себя Б-жественное присутствие.
Вера похожа на тень. Вера — это знание чего-то невидимого, чего-то такого, что невозможно воспринять органами чувств.
Народ, живущий под сенью веры, провозглашает непреложную истину, что реальность распространяется за пределы понятия «здесь-и-сейчас», простирается туда, где не действуют зрение и слух, обоняние и осязание. Вера проявляется только «под сенью», тихо и ненавязчиво — в тени, а не под ярким солнцем.
Так пойди же попляши…
«И было: когда он [Моше] приблизился к стану и увидел тельца и пляски вокруг него, запылал гнев Моше, и швырнул он скрижали, которые нес в руках, и разбил их о подножие горы» (32:19).
Чем была вызвана эта вспышка гнева? Ведь Б-г уже сообщил Моше о происходящем в стане: «Сделали они себе литого тельца, и пали ниц перед ним, и принесли ему жертвы…» (32:8). Что такого увидел пророк, о чем он не знал? Что вывело его из равновесия?
Рав Овадия Сфорно (XV–XVI вв., Италия) объясняет: Моше вначале думал, что ему не составит труда добиться быстрого и полного раскаяния от евреев, заставить их понять, какой тяжкий грех они совершили, и в результате быстро «закрыть вопрос». Ведь он уже вымолил у Б-га прощение для них.
Но когда он увидел, что евреи не просто поклонялись золотому тельцу, а с восторгом и упоением плясали вокруг него, что они не просто грешили, а делали это с радостью и энтузиазмом, он понял, что ему не удастся сразу вернуть их к раскаянию, что их грех во многом неисправим, и в гневе разбил скрижали.
В том же духе комментаторы объясняют и стих 28:47 из раздела «Ки Таво» (Дварим): «И будешь ты наказан… за то, что не служил ты Б-гу с радостью», т.е. ты был рад не служить Ему. Сыны Израиля были наказаны не столько за сам грех (в конце концов, каждый человек имеет право на раскаяние), сколько за ту радость, которую они извлекали из этого греха.
Не упорствуй…
«И вернулся Моше к Б-гу, и сказал: “О, внемли мне! Совершил этот народ страшный грех, и сделали они себе золотого идола”» (32:31).
Странно, однако, что Моше умоляет Б-га простить сынов Израиля, но вместо того чтобы искать смягчающие обстоятельства (а они были), подчеркивает тяжесть их преступления.
Нет, Моше не перегибал палку; он сделал все правильно. Ведь главное условие для раскаяния — это осознание того, что ты совершил не просто грех, а очень тяжелый грех.
Перед земными судьями можно оправдываться и пытаться смягчить свою вину. Но у Б-га этот фокус не пройдет. Б-г все знает, и Его не перехитришь. Если будешь пытаться принизить значение своего греха, то лишь усугубишь ситуацию и затруднишь процесс «тшувы», исправления, который во многом зависит от глубины твоего раскаяния.
Когда Адам попытался оправдать свой грех и переложить его на свою жену, которую дал ему Б-г (т.е. фактически возложить на Него всю вину), его «тшува» не была принята — Б-г попросту уличил его в неискренности.
Моше, по-видимому, учел этот урок. Моля Всевышнего простить сынов Израиля, он хотел, чтобы их «тшува» была принята, и поэтому не стал сглаживать острые углы, а представил их преступление таким, каким оно было, назвав его «страшным грехом».
Он как будто хотел сказать: да, сыны Израиля отдают себе отчет в том, что они совершили. Они сломлены, пристыжены и искренне сожалеют о содеянном, а поэтому заслуживают снисхождения и прощения.