Американский порох лучше держать сухим

Американский порох лучше держать сухимС лета позапрошлого года из Вашингтона и его политических окрестностей слышатся горестные вопли о неминучей беде в виде секвестра — автоматического сокращения бюджетных расходов, — если демократы и республиканцы Конгресса не примут взаимоприемлемое решение о повышении налогов и сокращении расходов.
Законодатели никак не договорятся, и в итоге 1 марта расходы госбюджета могут быть урезаны на 1,2 трлн долларов, их которых половина приходится на Пентагон. Это приведет к снижению ВВП (валовой внутренний продукт) в 2013 году с 2,6 до 1,9%, но пока сбросит экономику с пресловутого фискального обрыва. В «гражданскую» часть секвестра войдут сокращения расходов на все entitlements — обязательные расходы государства, включая собес и ликбез, программу Medicaid, борьбу с бедностью и так далее. С тревогой отмечено, что без необходимого лечения останутся 373 тысячи психически нездоровых, которые все чаще становятся массовыми убийцами.
«Убийства на дому», последним из которых был расстрел молодым психопатом двух десятков детей и шести педагогов в начальной школе городка Ньютаун в Коннектикуте, вызывают взрывы общественного горя и негодования, которые стихают до следующего расстрела. Другое дело расходы на то, чтобы вооруженные силы Соединенных Штатов сохраняли готовность отразить или упредить нападение врагов, которыми раньше считали СССР с сателлитами, а теперь «государства-изгои» и примкнувших к ним террористов, в основном исламских.
В годы холодной войны угроза национальной безопасности США сдерживалась гонкой вооружений в обоих лагерях, и советский лагерь этой гонки не выдержал. Сейчас международная обстановка изменилась, и агрессивную политику «изгоев» уже нельзя укрощать переговорами Вашингтона с Москвой, а попытка нынешней администрации США договориться с «изгоями» миром приводит к новым и новым очагам насилия и нестабильности.
В таких условиях надо бы держать американский порох сухим, но дефицит нашего бюджета растет и сокращение военных расходов становится практически неизбежным. В спорах, какой участок боевой мощи США можно оголить с наименьшим риском, соперник президента Обамы во время минувшей предвыборной кампании сказал ему, что сейчас в наших ВМС меньше кораблей, чем почти сто лет назад, и Обама ответил Митту Ромни, что в сегодняшней армии уже нет ни штыков, ни лошадей. В принципе, Обама был прав, хотя один современный эсминец стоит дороже всей былой конницы. В сокращении оборонного бюджета на фоне спада экономики нет ничего нового, хотя уроки истории учат, что лучше бы этого не делать.
Со времен Войны за независимость, которую в Америке называют Революционной (Revolutionary War), у нас почти два с половиной века идут споры, сколько денег нужно для сохранения боеготовности в мирное время. Война за независимость 13 американских колоний по сути оказалась мировой, и на стороне Америки с Великобританией воевали Франция, Испания и Нидерланды. В 1783 году эта война кончилась, армию Джорджа Вашингтона распустили, но когда в 1812 году началась вторая война с Англией, армия Соединенных Штатов Америки была слабее, чем вооруженные силы 13 колоний 30 лет назад. Затем регулярная армия стала еще слабее, и для войны с Мексикой в 1846 году ее потребовалось пополнить 50 тысячами волонтеров. Обе войны оказались для американцев кровопролитными, что можно объяснить слабой боевой подготовкой в мирное время.
Гражданская война во второй половине ХIХ века застала армию федералистов-северян в таком же плачевном состоянии. Об этом можно судить даже не по оснащенности и подготовке, а по тому, что в 1861 году армией командовал тот же генерал Уинфилд Скотт, что в 1812-м. Гражданская война, в которой были убиты 750 тысяч солдат и офицеров, закончилась, страна объединилась, и армию снова сократили с миллиона до 57 072 человек. Когда в 1896 году началась война с Испанией, вооруженные силы США составляли 29 тыс. солдат и офицеров против 80 тыс. испанцев на Кубе.
Война длилась 3 месяца, 2 недели и 4 дня, и хотя за это время армию увеличили до 209 тыс. человек, затем ее сократили вдвое. ХХ век застал Соединенные Штаты мощной, но совершенно мирной державой, и к началу Первой мировой войны под ружьем в США стояли меньше 100 тыс. солдат. К концу войны в 1918 году их было два миллиона, но к 1922 году стало 148 тысяч.
Александр Лавлейс, аспирант университета Джорджа Вашингтона, написал в газете Washington Times, что Вторую мировую войну Соединенные Штаты встретили своими танками и грузовиками, но не боеспособной армией, за что поначалу пришлось платить потерями и поражениями в Тихом океане и на севере Африки. После победы над Германией и Японией армию снова сократили, и к началу Корейской войны в ней было 593 тыс. солдат и офицеров. Холодная война держала Соединенные Штаты на достаточно высоком уровне готовности к «горячей» войне, и с 1950-х до 1971 года армия не редела ниже миллиона человек. Вьетнамскую войну Америка провела во всеоружии и проиграла не армией, а политиками, и после ухода наших войск из Юго-Восточной Азии армия США перестала быть регулярной, а бюджет Пентагона урезали.
В 1980-е годы, а точнее при президента Рейгане, вооруженные силы США снова стали сильнее, и Первую иракскую войну мы выиграли шутя-играючи, хотя Буш-старший не довел ее до победного конца в Багдаде. 1990-е годы вернули Пентагон к традиции сокращений бюджета, о чем пришлось пожалеть после 11 сентября 2001 года, когда Америка фактически вступила в Третью мировую войну, на сей раз с международным — читай исламским — терроризмом. В рамках этой войны началась бесславная Вторая иракская, по ходу которой Министерству обороны пришлось объяснять, почему солдат отправляли в Ирак без бронежилетов и в броневиках без брони. «Иногда, — отмечает Александр Лавлейс, — это приходилось объяс­нять тем самым людям, которые срезали военный бюджет мирного времени».
Каков же вывод? Безусловно, современная война не требует миллионных армий, рытья окопов и штыковых атак, хотя без лопат и штыков не обойтись. Безусловно, вооруженные силы Соединенных Штатов, в пяти видах которых сейчас добровольно служат почти полтора миллиона мужчин и женщин в возрасте от 17 до 62 лет (и столько же числятся в резерве) — не самая многочисленная, но самая мощная военная сила в мире. Безусловно, секвестр 60 млрд долларов из бюджета, который на 2011 финансовый год составлял 549,4 млрд, не подорвет эту мощь, но ослабит ее, чего в наше тревожное время лучше не делать.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора