– Шалом рав! Сегодня я буду еще более непобедим, опираясь на народные массы. Один из читателей прислал письмо, наполнившее меня энтузиазмом. Он установил, что я решительно одолеваю вас в интервью, а вы, наоборот, «юлите и словоблудствуете». Аргументы по нашей с вами последней беседе: 1. Материальные блага нужны человеку не для того, чтобы служить Создателю, а чтобы достойно жить ему и его близким; 2. Эйнштейн ни с кем не собирался спорить, но отделять мораль от процесса познания не входило в его задачу, скорее наоборот; и наконец, самый убийственный: 3. Маркс и Фрейд в своем светском мировоззрении не проповедовали отказ от контроля желаний и инстинктов, а Содом и Гоморра существовали задолго до них. Тут я хочу уточнить, чтобы не давать вам зацепку, что приговор содомским городам был вынесен не за мужеложство — это только последней каплей стало, — а за жестокость и эгоизм. Но зато припомню, что именно легализация гомосексуализма явилась «печатью» на приговоре об уничтожении человечества Потопом. Так при чем здесь философы и ученые XIX века? Имейте в виду, рав, — я, в отличие от многих ваших оппонентов, имею некоторое представление о способах вашего раввинского «юления», так что вам придется туго!
– Здравствуйте, Арье! Только не думайте, что вы придумали велосипед — вы же знаете историю из Талмуда, как пришел к ребе человек с вопросами, мудрец легко ему на все ответил, а потом подступили ученики: «Его ты разбил тростиночкой, а что нам на это скажешь?!»
Мне очень нравится ваше с вашим другом-читателем благородное возмущение… Но, возможно, сложное советское детство мешает вам беспристрастно анализировать. Я отчего-то вспомнил выражение: «Что такое счастье? — Это родиться советским человеком. А что такое несчастье? — Это иметь такое счастье…»
– Ребе, шуточки и подколочки — это моя территория! Ваша работа, мне кажется — говорить серьезно и по делу.
– А говоря серьезно, я призываю к тому, чтобы наши читатели и люди вообще искали способы мыслить, а не повторять чужие штампы. Создатель, как объясняет Талмуд, дает разум и понимание не обязательно тем, кто родился с хорошими способностями, — но тем, кто старается, прилагает усилия для обретения истины. Больше того, мудрец формулирует там подчеркнуто парадоксально: Творец берет разум у тех, кто его не ценит и зря растрачивает, и отдает тому, кто прилагает усилия.
Отвечу вам с читателем коротко. Жизнь в этом мире каждому строго отмерена, и жить только материальными ценностями, не задумываясь о цели и смысле жизни — слишком дорогое удовольствие. Подумайте, что вы вкладываете в слова «жить достойно». А насчет Маркса и Фрейда — я же не говорил, что они изобрели разврат, — но их последователи придали ему легальность, он стал «приемлемой в обществе» рутиной жизни. Сегодня «либералы» и западные политики горой стали на защиту гомосексуалистов и прочих «сексуальных меньшинств» (пока меньшинств)…
Мы видим, что логика абсурда побеждает, и скоро утверждение, что дети появляются от мужчины и женщины, будет подсудным. Я уверен, что этого не хотели ни аскет Фрейд, ни «любитель жизни» Маркс, но… Порой «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». А у Эйнштейна было много конфликтов с самим собой, вы можете найти его утверждения, противоречащие друг другу. Ну а уж сколько написано книг о нем… Я бы хотел узнать, что конкретно имеет в виду ваш читатель — и тогда постараюсь ему еще раз ответить.
– Ладно, подождем — меня ваши пояснения пока что удовлетворили, посмотрим, что скажут читатели. А когда получу уточнения от этого человека, позвоню вам и озадачу. Да, одна наша долгая дискуссия вдруг оказалась логически закрытой, признаю.
– Какая же это, любезный реб Арье?
– Насчет нужды израильской армии в ешиботниках. Я уже хотел было на вас наброситься в пользу «равного распределения обязанностей и льгот», но… Мне попалась заметка под названием: «ЦАХАЛ станет меньше, но эффективнее». Там говорилось, что, по принятой Генштабом программе, в ближайшее время будут уволены четыре тысячи кадровых офицеров и взяты им на замену одна тысяча кибернетиков и разведчиков. Решение, оказывается, принято еще летом, из-за нехватки денег у военного министерства и нужде отнюдь не в солдатах (даже не в опытных офицерах!), а в специалистах хай-тек. Так что вопрос о реальной потребности армии в этих (да и многих прочих) молодых людях отныне не обсуждается.
– Конечно. Видите, не я вас, реб Арье, на этот раз переспорил, а лично Бени Ганц и Генштаб.
Говорил недавно я об этом со своим родственником, офицером, он считает, что призыв полностью не отменят — нужны люди на «подсобку», но переход на профессиональную боевую армию, по типу Америки, мог бы увеличить ее эффективность. И к тому понемножечку идет. Из-за всей этой шумовой завесы оказались сразу видны чьи-то торчащие «ушки». Просто некоторым не нравится, что юноши сидят и изучают Тору. Может, завидуют?
– Может быть, хотя не уверен. Мне, скажем, понятно, какое это удовольствие, а лапидам да баракам с яхимовичами? Но у нас, рав, на очереди иная тема. Я просматриваю израильские светские сайты и особенно комментарии граждан на них. Обычно среди авторов, нападающих на «религиозных», уровень грамотности пониже, много ошибок грамматических, зато куда больше эмоций. Вот, скажем, текст (орфография сохранена): «А, что из себя представляет ихнее, во всем черном племя, под руководством равинов. Ишивы кузница кланирования дельцов и тунеядцев, не желающих ни работать ни служить в армии, но при этом получать от государства пособия. Ес-ли сведскому населению не удасться скинуть с хвоста религию, то она утянет гоударство в пропасть» (Григорий, Израиль, Бейт-Шемеш). Что бы вы сказали по существу претензии?
– А в чем, собственно, претензия?
– Я бы выделил две. Обе слышал много раз, и чаще, увы, на подобном уровне «интеллектуального анализа». Хотелось бы, конечно, цифр, доводов и объективного рассмотрения проблем, но… «шо маем, то маем». Итак, первая: ультраортодоксы не желают работать и выполнять государственные повинности, в частности военную службу, живут за чужой счет. Вторая — религия в Израиле соединена с государством и ее надо, ради спасения страны, полностью от государства отделить.
– Сначала отвечу на вторую претензию. Иудаизм, к сожалению, довольно слабо «соединен» с нынешним Государством Израиль. Законы в подавляющем большинстве взяты не из Торы, а из английского, турецкого, египетского и римского права. Функции «государственных раввинатов» весьма ограниченны: установление еврейства, отчасти — регистрация семейных актов: браков, разводов и т.п., наблюдение за кашрутом там, где это требуется и позволяется. Я бы сказал, что среди израильских «мисрадов» (офис) они — одни из наименее влиятельных. И далеко не всегда в них работают действительно авторитетные раввины, на чьи решения полагаются в религиозных общинах.
Вся болтовня про «религиозный диктат» — просто демагогическая утка, от многих повторений, по принципу Макиавелли — Геббельса, ставшая «похожей на правду». И именно в этом беда Государства Израиль, посмотрите на развал в стране системы светского воспитания, аморальность, наркотики, пьянство, безыдейность среди молодежи… Сам светский Израиль об этом плачет и кричит! Недостает именно настоящей морали, еврейской морали, недостает осмысленности жизни и ее целей. Отсюда бездуховность, многие конфликты и беды в обществе.
– Рав, но давайте в порядке поступления. Я, пожив немало в Израиле, понимаю ваш ответ, поскольку на опыте знаю, чего стоит «религиозность» государства. Не народа — связь с еврейской Традицией, уважение к ней у людей гораздо выше, чем у государственных институтов и массмедиа.
Но претензия на замкнутость харедимного общества, уклонение от части общегосударственных обязанностей — некое «государство в государстве» — выглядит более обоснованной. Хотя, имея в этом «мини-государстве» вполне тесные связи, в том числе родственные, я сильно сомневаюсь, что люди в нем получают больше льгот. Скорее наоборот. Но обязанностей-то падает меньше!
– Хорошо, теперь ваша первая претензия. Реб Арье, мы ведь уже говорили, что харедим, или, как их для пущего ужаса любят величать, ультраортодоксы — это в Израиле вместо «жидов» в России: они все равно всегда и во всем виноваты.
Я не совсем понимаю, как можно, по выражению вашего комментатора, быть одновременно дельцом и тунеядцем, но уж обзывать бездельниками студентов иешив, рабочий день которых не меньше 11–12 часов и кто хранит и создает высшие духовные ценности наши — просто, на мой взгляд, непристойно! А обязанности «государственные» их гораздо важнее и обильнее. От них в основном зависит жизненность, живая душа еврейского народа. Сравните честность, деловую ответственность, вежливость и порядочность в иешивской среде со средними по стране! Как вы считаете, надежность «израильского гешефта» много выше, чем у «русского бизнеса» в Америке?
– Рав, ну что вы все о больном! Мне до сих пор там и сям должны деньги, думаю, давно «простили». Пару клятвенных обещаний Томи Лапида, папы нынешнего героя, в бытность его президентом Шахматной федерации Израиля данных нашей олимпийской команде — сейчас вспоминаю со смехом, а тогда… Или как деятель «русской» партии вставлял свою фамилию на получение госстипендии членам сборной команды Израиля вместо известного гроссмейстера… Или как мой друг, мастер и организатор, с восторгом рассказывал, что с опозданием всего на пару недель «мы наконец, в тяжелой борьбе, добыли обещанные деньги у Министерства образования» — за давно проделанную нами, учителями, работу, при правительственном решении об открытии в школах экспериментальных шахматных классов, выделенных еще в начале года средствах…
– Вы, Арье, полагаете, что в иешивах, у раввинов и бохурим такие же нравы? А трудятся они куда большую долю дня, чем средний израильтянин — именно чувствуя свою ответственность за страну, за еврейство. На шашлыки, тусовки и сидение перед телеящиком или в Интернете у них просто нету времени. Мы с вами, Арье, уже беседовали об этом?
– Да, был грех. Но все равно это любимая ежедневная тема у «пролетарских масс» — они же не читают моих интервью! И оттого весьма проигрывают…
– …или выигрывают. Ну да, тема надежная, испытанная, как и «еврей-кровосос» во многих других странах. Все это было бы смешно, если бы не было так противно и так разрушительно для духовности нашего народа.
– Рав, тогда я хотел бы поднять такой вопрос. Сегодня в мире резко усиливается тоталитаризм. В России пытаются реанимировать «вождя Сталина», даже до того дошли, что отпраздновали 75-летие Усольлага — самого смертоносного среди всех «лесных» концлагерей «архипелага»! И говорили не о неисчислимых и бессмысленных жертвах, а о «трудовых подвигах» и «верном служении Родине»! В Израиле, в Ашдоде запланировано, под фанфары прессы, празднование «24-й годовщины выхода Советских войск из Афганистана». Причем не как прекращение империалистической агрессии против непокорного «вассала», копии подавления «Пражской весны», а как чествование «героев-«афганцев», честно выполнявших свой воинский долг вдали от родной хаты». Сомали, Нигерия, Мали, Ливия, Северная Корея, Египет, Иран… Налицо рост тоталитарных настроений и идеологий. Но ведь и ваша религиозная доктрина тоталитарна! Чуть нарушил Шаббат или скушал не то — пороть его, а то и «секим башка»!
– Спасибо, Арье, вы меня опять порадовали вопросом! Не явлением, конечно… Скоро у нас праздник Пурим, в него мы отметим 60-летие со дня смерти одного из современных аманов — генералиссимуса «та-аварища Сталина». Воскрешение образа и дела Сталина сегодня закономерно — так же, как клевреты Сталина устроили в свое время культ жестоких властителей Ивана Грозного и Петра Первого. Тоталитарное мышление и практика действительно поднимают в мире голову. Видимо, одна из причин этого — дошедший до абсурда и самоуничтожения «либерализм» современного западного мира. Запад чувствует свою идейную и этическую слабость и попросту боится. Как боялся, молчаливо и где-то сочувственно наблюдая за нацистскими погромами евреев и устройством «архитектуры» ГУЛАГа. Как боялся Гитлера и Сталина, скармливая им страну за страной. Как полностью игнорировал, вероятно, готовящееся в последние месяцы жизни «кремлевского горца» уничтожение евреев Советского Союза.
– Рав, последние 20 лет появляются книги, как подтверждающие, так и оспаривающие сам факт готовящегося в последний год жизни тирана геноцида евреев.
– У меня нет сейчас желания вмешиваться в спор историков, на каком уровне находилась тогда подготовка «решения еврейского вопроса», было ли принято о ней окончательное решение, что в той лютой антисемитской травле шло по приказу «из центра», что было делом подонков на местах… В любом случае, более чем четырехлетнюю травлю евреев, с убийствами, арестами, увольнениями и т.д., «цивилизованный мир» практически «не заметил». Как «не заметил» Культурной революции в Китае и уничтожения своего народа «красными кхмерами» в Кампучии. Как долго не видел кошмаров в Сомали, Судане, Эритрее. И оттого сегодня самые «прогрессивные» западные либералы поддерживают наиболее агрессивных восточных фанатиков — скажем, в Ливии, Сирии, Газе…
Здесь не только знаменитое «крайности сходятся». Здесь — страх.
– Рав, а нет ли в нынешней ситуации еще одной подспудной идеи: противникам «религиозного диктата» попросту куда симпатичнее именно дикарские формы «религиозности»? С такими можно не считаться, за исключением их кулаков — а с интеллигентными религиозными людьми надо бы и дискутировать, серьезно и интеллигентно. Но, как вы уже сказали, идей-то нет, на одних «дадзыбао» не проживешь… Однако я хотел бы задать вопрос более осмысленный — ведь идеология Торы представляется вполне тоталитарной, в Талмуде, например, есть целый трактат о способах наказания. Не здесь ли корни тоталитаризма вообще?
– Я слышал только что в новостях, что учителя Танаха в светской израильской школе ученик раздел при всем классе, пожилой человек попал в больницу с сердечным приступом. Не кажется ли вам, что подобные выходки — причем из класса никто не вмешался! — скорее показатель тоталитарного мышления и склонности к насилию в светском обществе Израиля? Что-то я не помню ничего отдаленно похожего в религиозной школе…
– Ну, это отдельный случай!
– Все случаи «отдельные». Скоро Пурим, мы будем читать Свиток Эстер. А там жена Амана Зереш поучает своего муженька: если евреи духовно поднимаются, то выше звезд, и «ты неизбежно падешь перед ним», а если опускаются…
– Рав, но что вы скажете про тоталитарность в самой Торе — где там либерализм, возможность выбора духовного пути, плюрализм? Суд заставляет!
– Подходить к Торе с позиций текущих и постоянно меняющихся «измов» — плюрализма, либерализма, имажинизма, футуризма и т.д. — банально и примитивно. Тора — это высшая мудрость, и понимать и постигать ее надо в ее целостности, а не вырывать из контекста отдельные идеи и принципы. Скажем, что убивать и воровать нехорошо — люди обычно согласны, а вот соблюдение Субботы или кашрута многими почему-то воспринимается как насилие. «Религиозное принуждение». Пытаться втиснуть вечную Тору в рамки конфликта «тоталитаризма» и «либерализма» — это как пытаться объяснять законы ядерной физики на уровне школьной арифметики.
– И все-таки, рав, вы же согласились со мной, что тоталитаризм в мире растет. И нередко упоминаете либералов. Значит, за этими «измами» вы признаете некоторое реальное содержание? Давайте вернемся к этому в следующий раз. Я и так поражаюсь, как вы вообще нашли время для нашей встречи — ведь именно в день выхода газеты у Вас свадьба сына, а я и особенно моя жена неплохо помним, сколько при этом у родителей забот.
Хочу от себя и от имени наших писателей и читателей пожелать молодым счастья и благословения — они отличные ребята! А вам и ребецин — много от них еврейского нахаса!
– Амен!
Беседовал Арье ЮДАСИН