Имперские истории

Каждый человек проходит в жизни через разные события. При этом большинство событий являются рутинными и не остаются в нашей памяти. Но какие-то особые события врезаются в память, и мы их рассматриваем как вехи (milestones).
Бывают люди, которых мы называем любителями приключений. Они как бы притягивают истории. А есть люди как бы незаметные, которых истории минуют. Часто такие люди любят смотреть со стороны на истории других людей, и поэтому кино преуспевает, снимая фильмы про увлекательные истории.
У каждого народа тоже есть периоды затишья и периоды историй. Обычно в школе мы проходим курс истории, где рассказывается о важных событиях в жизни народа. Еврейская история имеет свою глубинную динамику. Она имеет множество измерений и учит нас вдумчивому отношению к изучению событий.
Еврейскую историю можно разделить на этапы.
Первый этап евреи проходили в лице своих патриархов-праотцев, и он закончился приходом в Египет и уходом Яакова. Второй этап — рождение народа в Египте, выход из Египта и приход через пустыню к границе Земли Израиля (руководитель евреев на этом этапе — Моше). Третий этап — от захвата Земли до первого изгнания, перед которым был разрушен Первый Храм. Четвертый этап связан с четырьмя галутами — Вавилоном, Персией, Грецией и Римом. Пятый — как продолжение римского галута, но уже без Рима. Шестой этап связан с высвобождением из галута и созданием Израиля. В нем мы сейчас и живем.
Интересна логика галутного (четвертого) этапа.
В мир приходили последовательно четыре империи, которые перехватывали власть друг у друга, чтобы сменить евреям «обстановку» для жизни. Два галута — первый и последний — прославились «славой Герострата». Они сожгли Первый и Второй Храмы. Второй и третий галуты — Персия и Греция — вошли в еврейскую историю в качестве оппонентов евреев в праздники Пурим и Ханука.
Вместе с тем эти народы имели разные роли по отношению к евреям.
Талмуд предлагает негативную шкалу для оценки империй, сравнивая их с фрагментом из второго предложения Торы: «Земля была пуста и хаотична, и тьма была над бездной». Хаос — Вавилон, пустота — Персия, тьма — Греция, бездна — Рим.
Однако на более глубинном уровне еврейский народ проходил стадию самоопределения в четырех контекстах. В Вавилоне евреи учились сохранять свою идентичность, строя иешивы и академии. В Персии евреи консолидировались и объединились, попав под угрозу, инициированную Аманом. В Греции (точнее, под Грецией) евреи учились самоопределяться на фоне иной мощной культурной системы. В Риме евреи дали старт переходу мира от язычества к монотеистической традиции.
Если проанализировать глубже, то мы видим, что первые два галута задавали евреям более «простые» задачи, вторые же два галута создавали более сложные вызовы. На глобальном уровне это выглядит так, что Вс-вышний проводит евреев через разные этапы, в результате которых формируется более зрелая еврейская народная идентичность. Причем понять суть ситуации можно только анализируя ее «с большого расстояния», то есть из далекого будущего.
Персия и Греция «подарили» евреям возможность формирования двух видов лидеров, причем парадоксальным образом. Культурная Греция породила «диких» греко-сирийцев, которые привели к появлению семейства Хашмонеев (Макаби) — великих и могучих лидеров-воинов. «Самодурственная» Персия оказалась местом, в котором сформировалась величайшая из еврейских фигур — царица Эстер (в паре с Мордехаем). Они стали великолепным сочетанием еврейской мудрости и большой политики.
В современном мире «продажной» политики мы обычно говорим, что лучше еврею быть вне этой «игры». Но наши герои — Мордехай и Эстер — демонстрируют высшее позитивное проявление еврейской мудрости и талантов на этом поприще. Мы гордимся нашими героями и рассматриваем их как высшее проявление личности, влияющей на историю.
Более того, согласно мнению еврейской истории, сын Эстер и Ахашвероша был тем персидским царем, который отпустил евреев в Святую Землю и простимулировал строительство Второго Храма. В наших источниках он даже удостоился титула «Мошиах» за эту заслугу. То есть Эстер стала еще и «матерью Мошиаха».
В наше время мы ищем пути развития еврейской роли в мире. Обращение к опыту нашей истории помогает нам сформировать новых лидеров и новые ролевые модели.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора