Иегуда Ерушалми
Да простят меня сильные мира сего, но первая неделя коалиционных переговоров очень уж напомнила мне весеннюю ночную кошачью свадьбу. Раздавались призывные мяуканья на разные лады, фырканья от укусов и царапин, страстные вопли совокупляющихся. А к рассвету все разбежались, и лишь инстинкт и обоняние снова сгонят их в клубящуюся кучу к следующей ночи, то бишь, неделе.
Поддержка, оказанная Нетаниягу как будущему премьеру фракциями Кнессета, насчитывающими более двух третей депутатов, оказалась не более чем первым шагом, сделанным в полной темноте. Подавляющее численное превосходство объединенного Ликуда Бейтену, напрогнозированное его политтехнологами и вдалбливаемое пиаром в избирательские мозги в октябре, растаяло у избирательных урн. И старо-новый премьер, оставшись у разбитого корыта, заполненного несвежими шапками газетных заголовков, которыми пытались закидать оппонентов и электорат, вынужденно решает старую логистическую задачу о волке, козе и капусте. Только в условиях нашей страны она посложнее, ибо только еврейских фигурантов ней втрое больше. А, ведь есть еще и три арабских. Кстати сказать, иногда, далеко немаловажных. В свое время, пять голосов из 61, ввергнувших Страну в кошмар Осло, были именно арабскими.
Я плохо знаком с формальностями процедур формирования правительства, но не припомню, чтобы при происходивших на моей памяти формированиях 14-18 коалиций назначенный президентом их организатор приглашал на коалиционные переговоры представителей заведомо оппозиционных, даже, скорее, враждебных ему фракций. Но у Нетаниягу намечены официальные встречи с главами МЕРЕЦа и Аводы. Милые дамы, возглавляющие эти партии, приглашения нашего галантного премьера приняли, предупредив его, однако, что ни о какой близости и речи быть не может. Так, к чему это? Для выяснения позиций, которые и так прекрасно известны или для необходимой галочки в рабочем дневнике? Я, мол, им предлагал сотрудничество, но они отказались. Моя совесть чиста! И, в любом случае 21 депутат этих партий будет сидеть на скамейках оппозиции, так же как и 11 арабских депутатов.
А вот, в отношении остальных 6 партий – полная неопределенность. Тут уж, скорее, не волк, коза и капуста, а лебедь, щука и рак. У «правоцентристского» Ликуда Бейтену для каждой из них есть плоскость соприкосновения, но нередко эта плоскость перпендикулярна плоскости соприкосновения какой-то другой партии, и они просто мешают друг другу.
Казалось, никаких проблем не должно возникнуть у Ликуда Бейтену с Байт а-Йехуди, нынешнего правого крайнего в команде Кнессета. Ан, нет! Отношения испорчены. И какими-то старыми дрязгами между Беннетом и семейством Нетаниягу, и агрессивной борьбой Ликуда против естественного союзника на выборах. Борьбой, косвенным результатом которой стал неожиданный триумф партии Лапида Еш атид.
И Нетаниягу вынужден считаться с Еш Атид, набравшей почти столько же мандатов, что и, собственно, Ликуд. Особенно, после того, как Беннет и Лапид договорились из чисто политтехнологического принципа, что они – либо вместе в коалиции, либо вместе в оппозиции! А это суммарно – 31 мандат!
Надо сказать, что Беннет и, особенно, Лапид – политики новой формации, не отягощенные особо какой-то стратегической политической идеологией или, хотя бы, ее имитацией, а неприкрыто желающие властвовать на основе скоропалительно рожденных конъюнктурных лозунгов. Для Израиля, в общем-то, новинка, хотя, в Европе применяется уже не менее пары десятилетий, да и в Америке внедрилось…
Следующая пара партий на коалиционных смотринах – ультрарелигиозные: ШАС и Яадут а-Тора. Всего 18 мандатов. Партии, в общем-то, без государственнической идеологии, примыкают обычно к любому правительству, лишь бы оно выделяло деньги на ешивы, их вечных студентов и многочисленных детей этих студентов. Отношение к Государству Израиль у руководства этих партий и их депутатов, скорее, галутное: дает «а-мелихе» жить – ну и хорошо, в остальном – наша хата с краю. Но почему-то эти партии политиками и прессой обычно аттестуются как «правые». А что значит – правые? Это те, которые в социоэкономическом плане, ратуют за свободную рыночную экономику. В плане идеологическом – за широту и свободу мнений (по крайней мере, на словах!). Если в специфическом израильском смысле – по отношению к израильско-арабскому конфликту, то — стоящие на патриотических позициях, за еврейское освоение Эрец Исраэль и ее защиту. И, хотя часть электората ШАСа все-таки подпадает под эти определения, руководство ультрарелигиозных партий и их депутаты, в правизне замечены на деле не были. Наоборот, ШАС молчаливо поддержал в сентябре 1993 г. правительство Рабина, воздержавшись при голосовании по вотуму недоверия правительству в связи с представлением руководством Кнессету договора Осло, вредоносные последствия которого Страна расхлебывает уже почти два десятилетия. Договора, ставшего смертным приговором для почти тысячи евреев…
А сейчас камнем преткновения между ультрарелигиозными партиями, с одной стороны, а с другой — Байт а-Йехуди (религиозными сионистами), тактически союзным с ним Еш Атидом, и значительной частью Ликуд Бейтену, особенно, относяшейся к либермановской команде, стал принцип «равного распределения обязанностей». Этот принцип был так или иначе провозглашен тремя этими партиями в предвыборной кампании и подразумевает для всех слоев израильского общества, включая ультраортодоксов и арабов, обязательное несение воинской или альтернативной службы и включение в общественный производительный труд.
Каким образом Нетаниягу удастся согласовать эти противоречивые позиции, пока абсолютно не ясно. Если же он решится создать коалицию без ультраортодоксов, то это будет очень хлипкий вариант. Соотношение сил коалиции (Нетаниягу-Лапид-Беннет) и оппозиции (все остальные) 62:58. И, возможно это у меня личное, посттравматический синдром, но воспоминание о коалиции без ультраортодоксов и с участием Лапида-старшего, сколоченной Шароном и устроившей еврейский погром-2005 в Газе, не уходит из памяти…
Есть на смотринах еще две фракции – кадимовские недобитки: собственно, Кадима в лице отставных генералов Шауля Мофаза и Исраэля Хасона и скороспелый список А-Тнуа во главе с Ципи Ливни, из-за плеч которой выглядыают два известных левака: Амир Перец, побывавший во главе Гистадрута, партии Авода и анекдотическим министром обороны времен 2-й Ливанской войны 2006 г. и отставной генерал Амрам Мицна, известный своей неразделенной любовью к арабам и провалом на выборах в Кнессет 2003 г.
Полагаю, что собственно, Кадима, с большим трудом преодолевшая электоральный барьер, готова войти в любую коалицию. Про Исраэля Хасона, в прошлом, зам. главы ШАБАКа, ничего особенного сказать не могу. Знаю из прессы, что он специализировался, среди прочей деятельности, на тайных переговорах с египетским правительством и тамошними спецслужбами. Но это было давно, эпоху назад. Все это сметено «арабской весной». Мофаз же – личность известная – начгенштаба, министр обороны. Как депутат и политик дважды демонстрировал вероломство, оба раза – по отношению к Ликуду: в 2005 г. и в 2012-м. В обоих случаях переполюсовка его позиций происходила с фантастической быстротой – за сутки.
Интересным феноменом является А-Тнуа Ципи Ливни. Чем дальше, тем больше в ней проглядывает открытая агентура Белого Дома и Госдепартамента США. На сегодняшний день Ливни является, практически, единственным партийным лидером Израиля, чья программа сосредоточена на переговорах с «палестинцами» с целью [окончательного?] решения… Показательно, что ни партия Авода, реализовавшая соглашения Осло, ни партия МЕРЕЦ, раскрутившая тогда их идеологическое обоснование, двадцать лет спустя в предвыборной риторике практически не заикались даже о «мирном процессе» (синоним уничтожения Израиля), ибо знали, что народ наш давно понял его лживость и преступность.
Теперь знамя их борьбы подняла Ципи Ливни. Заокеанская поддержка ее предвыборной кампании настолько явно выпирала, что одна моя знакомая, на чистой интуиции предсказывала: «Вот увидишь, премьером будет Ципка!» Что ж, ее пророчество пока что, не сбылось, но ведь, 19 созыв Кнессета лишь неделю назад приведен к присяге. Ожидать можно всего, что угодно. Времени достаточно. И новых выборов, и межпартийной перетасовки, которая приведет к совершенно иному политическому раскладу…
Что касается направления «мирного процесса», то здесь все крайне серьезно. Пока что, Израиль пользуется плодами вражды между «палестинскими» фракциями и традиционно в нужный момент перевозит через бурлящую реку полудохлого скорпиона Абу-Мазена, главу террористической организации ФАТХ. В качестве традиции, заложенной нобелиантами мира Рабином и Пересом и зарабатывая, естественно, в награду скорпионьи укусы. Террористическое бандформирование ХАМАС, с другой стороны, теряет терпение. Еще бы! Оно, как там так считают, одержало великую победу над сионистами в ноябре прошлого года, и сионисты приползли к ХАМАСу на коленях за худной. Теперь осталось захватить Западный берег (по нашему – Иудею и Самарию) и продолжить изгнание сионистского образования…
Недавно Халед Машаль, «председатель политбюро» ХАМАСа заявил о возможности и личной готовности возглавить, заодно, и ФАТХ. Было ли это его личным трепом или результатом готовящегося сговора с руководством ФАТХ, пока не известно, но надо отметить, что Машаль не отягощен рядом предрассудков советского доктора юдофобских наук Махмуда Аббаса и потому, надо полагать, в действиях более крут.
Но все, что было написано выше, меркнет по сравнению с последними новостями. Пренеприятное известие! К нам едет сам Хусейн Обама! На кой ляд он нам здесь сдался, особенно, сейчас, непонятно. То есть, понятно. Не дожидаясь сформирования новой власти, Хусейн Обама вклинивается в этот процесс, надеясь, видимо, личным участием, раз, по-другому не вышло за первые четыре года, сдвинуть с места застой в деле разрушения Израиля. Опыт есть. Египетский. Может, кое-кто и забыл, как неполные два года назад лично Обама и миссис Клинтон обрывали телефоны Хосни Мубарака, требуя от него убраться?
В свое время, когда Биби договорился с Мофазом войти в коалицию и вместе организовать досрочные выборы, возникала, хотя бы, теоретическая возможность, создать новое правительство Израиля еще до выборов в США, опередив переизбрание Обамы, чтобы он получил наши руководящие органы готовыми. Ибо тогда наши выборы и формирование властных органов прошли бы под шумок американских выборов, когда Обаме и компании было бы не до нас. Но Мофаз сделал то, что сделал, и вся эти игрища запоздали почти на полгода. Обама уже принял присягу, сделал ряд назначений, в том числе, очень важных, но негативных для Израиля.
Я имею в виду новых министра обороны и госсекретаря США. Если первый слывет старым и убежденным антиизраилистом и сторонником джихадистов, то второй – на мой взгляд, еще опасней, ибо он – мужчина приятный во всех отношениях и со старых времен – личный приятель Биби. И мне кажется, что иметь такого человека оппонентом гораздо хуже, чем откровенного неприятеля. Сложно ему возражать и отказывать… Но посмотрим — недолго ждать осталось. Скоро Джон Керри появится в Израиле, чтобы средь суматохи по созданию коалиции и правительства подготовить исторический визит своего шефа в Израиль.
Как писал поэт: «Рождаются слухи. Нелепые очень. Что кто-то на что уполномочен. А кто-то не слишком приветливо встречен. А кто-то и вовсе был не замечен…» Итак, из слухов.
Во время визита Хусейна Обамы в 20-х числах марта (дай Бог, нам уже быть с правительством!) он намечает устроить встречу между Биби и Абу-Мазеном, под своей и иорданского короля эгидой. Место встречи-Амман.
Хусейн Обама не намерен выступать перед депутатами Кнессета, хотя это достаточно рутинное мероприятие для визитов такого ранга. Он предпочитает непосредственно обратиться с посланием к народу Израиля.
Ципи Ливни нетерпеливо ждет визита американского президента.
На неделе будет подписано коалиционное соглашение между Ликуд Бейтену и А-Тнуа. Ливни обещают руководство переговорами с «палестинцами» в ранге, чуть ли не министра!
Нафтали Беннет благословляет визит американского президента в Израиль. Время же встречи главы партии Байт а-Йехуди с Нетаниягу пока не определено. (Где там! Титзех хойшех, аж дым идет!)
Короче! Начинающаяся неделя обещает стать политически горячей.
10.02.13.
Иерусалим
Что для Израиля страшнее: приезд Обамы или невозможность создать коалицию, способную отстоять право Израиля на существование?. Царь Соломон писал: «Дух человека выдерживает его болезнь». Дух народа проявляется в его единстве, особенно в минуты опасности. Поэтому умные люди не жалуют демократию, которая разобщает людей, поддавшихся иллюзорным представлениям о власти народа. Вселенная едина. Ею управляет Бог, создав законы, по которым развивается Вселенная. Поэтому он был против того, чтобы евреи выбирали себе царя. Выборы не способны отобрать достойного. Но глупые люди это еще не осознали. Не осознали потому, что не знают, как отбирать достойного. Поэтому Тора Бога помогает это осознать. К сожалению, через тысячелетия после дарования Торы. Бог предвидел трудности, с которыми столкнуться люди. Поэтому создал систему, способную знать все о каждом. Она построена на информации, которой каждый человек непрерывно обменивается со Вселенной. Значит, абсолютной характеристикой каждого человека является его способность поддерживать адекватный обмен информацией. Если человек освоит эту систему, ни один прохвост не сумеет проникнуть в структуры управления. Оказывается, способность обеспечить эквивалентный обмен лучше любого врача сохраняет здоровье человека. Значит, таково видение Бога о пути обеспечения благополучия людей. И это познала наука. Но духовные лидеры человечества оказались не способными это понять, хотя они из Торы знают, что духовный свет в мироздании появился раньше, чем возникли материальные светила. Послужит ли это сигналом для укрепления связи между наукой и религией?