Одна седьмая… Недельная глава Торы «Итро»

«Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота, принадлежит Б-гу…» (20:8–10).
Рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный лидер иерусалимских евреев в конце XIX — начале XX века, был известен как непримиримый борец за сохранение устоев иудаизма в Эрец Исраэль, но при этом умел найти путь к сердцу каждого еврея, даже самого далекого от религии.
Однажды жене рава Зонненфельда стало плохо среди ночи с пятницы на субботу; ей срочно потребовалась медицинская помощь.
В те дни еврейскую общину обслуживал некий доктор Шварц, уроженец Вены. Хотя он сам не был религиозным, к его услугам часто прибегали ортодоксы, выходцы из Австро-Венгрии, составлявшие костяк еврейского населения Старого города в Иерусалиме.
Рав Зонненфельд быстро оделся и отправился к дому этого врача. Он громко и настойчиво постучал в дверь, и после долгой паузы на пороге появился заспанный хозяин с горящей лампой в руке. Рав вздрогнул при виде столь демонстративного осквернения субботней святости. Однако, учитывая ситуацию — жизнь его жены была в опасности, он игнорировал лампу и попросил доктора о срочной помощи.
Доктор Шварц последовал за равом к его дому. Там он осмотрел хозяйку, дал ей принесенные с собой лекарства и, когда ее состояние улучшилось, оставив необходимые указания, опять-таки вместе с равом Зонненфельдом отправился к себе домой.
Уже светало, улочки Иерусалима были пусты, и шаги двух мужчин гулко отдавались от каменных плит домов, мимо которых они проходили.
Некоторое время они молчали, и вдруг рав остановился и спросил врача: «Скажите, доктор, каков размер головы в пропорции к телу?»
Доктор Шварц недоуменно взглянул на своего спутника. Заданный вопрос показался ему странным и неуместным. «Голова, — сказал он, — составляет примерно одну седьмую часть от человеческого тела».
«Одну седьмую, говорите, — сказал рав, — так послушайте любопытную историю. Как-то раз органы тела обратились с голове с такой претензией: «Мы все тяжело и много трудимся. Руки делают всякую работу, ноги ходят, тело находится в постоянном движении. Но когда приходит время еды, ты, голова, открываешь рот и глотаешь пищу. Кроме того, когда человеку надо что-то сказать, ты говоришь, не посоветовавшись с нами. Разве это справедливо?!»
«Вы на сто процентов правы, — ответила голова. — Но я получаю привилегии по праву, а не с вашего милостивого согласия. Ну-ка скажите, кто управляет всеми действиями, совершаемыми телом? Кто дает вам необходимые указания, как и когда вести себя, что делать в тот или иной момент? Я ведь, не правда ли?
Короче, если бы не я, от вас, руки-ноги-тело, не было бы никакого толку. Вы были бы похожи на пустой, никому не нужный сосуд. Вот почему мне полагается львиная доля пищи и всех прочих благ, которые мы получаем извне».
Доктору Шварцу очень понравилась эта притча. «Да, — сказал он шутливо, — у этой головы совсем неплохие мозги».
И тут рав Зонненфельд повернулся к нему и сказал: «А вы знаете, Б-г разделил время в той же пропорции, что и человеческое тело — один к семи. Он взял у человека одну седьмую часть его жизни и превратил ее в шаббат, день покоя, свободного от всякой физической работы, предназначенный исключительно для духовного роста. Именно из этого дня мы черпаем благословение и успех на всю предстоящую трудовую неделю, на шесть будничных дней. Как поется в субботнем гимне «Леха доди»: «Ибо он — источник благословения, увенчан короной с самого начала Творения».
«Так оно и есть, — продолжал рав Зонненфельд. — Подобно тому, как голова управляет всеми органами и частями нашего тела, так и шаббат направляет и регулирует повседневную жизнь еврея, поддерживая необходимый баланс между телом и душой.
Если бы не шаббат, дающий нам возможность целиком погружаться в атмосферу духовности, мы всю жизнь крутились бы как белка в колесе, стали бы рабами собственных материальных нужд. И в результате полностью утратили бы свой интеллектуальный и духовный образ, по существу, ничем не отличаясь от трудяги-осла.
Как же все-таки хорошо, что Всевышний дал нам, евреям, этот бесценный дар — шаббат, который позволяет нам быть духовной нацией и дает благословение на всю неделю. И как же важно для нас бережно хранить шаббат, чтобы шаббат берег и хранил нас».
Пожилой раввин говорил мягко и очень проникновенно, на отличном немецком языке. Доктор Шварц ничего не ответил, но было видно, что эти слова произвели на него глубокое впечатление. Когда они расставались, он тихо произнес: «Наверное, вы правы, ребе. Надеюсь, что теперь мне будет светить шаббат, а не парафиновая лампа…»

Два мира
«…И разбил лагерь там Израиль напротив горы» (19:2). РАШИ комментирует: «Как один человек, с единым сердцем».
В Вавилонском Талмуде, трактат «Зевахим», 116, сказано, что во время дарования Торы, которое сопровождалось громом, молниями и другими необычными явлениями, народы мира с тревогой спросили известного нееврейского пророка Билама, не собирается ли Б-г снова навести на землю великий потоп. Билам ответил: «Б-г дает силу (Тору) Своему народу». И тогда народы сказали: «Б-г благословит Свой народ миром».
Объясняя эту притчу, рав Меир Шапиро обращается к классическому пророчеству Ишаягу, который возвестил, что в эпоху Мошиаха волк будет соседствовать с ягненком, а леопард уляжется рядом с козленком. «Что особенного в этом пророчестве? — спрашивает рав Шапиро. — Ведь это уже было в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа».
Ответ таков. Звери мирно сосуществовали в ковчеге, потому что их сплачивала общая опасность. Во время стихийных бедствий и катастроф даже воюющие друг с другом народы прекращают войны и объе­диняют силы для общего спасения.
Но в спокойные мирные времена таково рода гармония в отношениях между волком и ягненком, леопардом и козленком практически невозможна. Миром правит вражда. Подлинный мир наступит, как говорил Ишаягу, только в мессианские времена.
Теперь нам понятен смысл талмудической притчи из трактата «Зевахим». Когда сыны Израиля получали Тору у горы Синай в атмосфере полной гармонии («как один человек, с единым сердцем»), народы мира не могли понять, как такое возможно. Они подумали, что на земле начинается новый потоп, и эта угроза объединила евреев, как когда-то сплотила Ноаха с семьей и всевозможных представителей животного мира в ковчеге.
Однако Билам заверил их, что нового потопа не будет. Просто Всевышний дает сынам Израиля Тору, инструмент поддержания мира и взаимопонимания между людьми и их Творцом, который действует даже в обычное время.
«Ну, раз так, — облегченно сказали народы, — пусть тогда Б-г благословит Свой народ подлинным миром».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора