– Шалом, уважаемый рав!
В алахот Рамбама (кодекс еврейских практических законов — «Мишне Тора») написано, что достигает тшувы (возвращение на пути Всевышнего) тот, кто признается перед людьми в своих проступках.
Как это понимать?
Например, у меня были конфликты с мамой. Она давно ушла из жизни. Должна ли я говорить посторонним людям о своих проступках?
Я знаю, что если обидел человека, то у него и надо получить прощение. Но зачем рассказывать о своих прошлых ошибках тем, кто к ним отношения не имеет?
Спасибо.
Сарра, Израиль
– Вы правы: если обидел человека, у него надо получить прощение. Однако мысль Рамбама, которую Вы воспроизводите в своем письме, — о другом.
Рассматривая вопросы, связанные с тшувой (возвращение на пути Всевышнего), Рамбам, разумеется, не имеет в виду, что, стремясь к тшуве, человек должен признаваться в своих проступках «всем подряд». Речь идет о концепции, в практическом воплощении которой определяющую роль играет ситуативный контекст.
Вот, скажем, в Вашем примере рассказывать посторонним о Ваших конфликтах с мамой, безусловно, не нужно. В частности, еще и потому, что, даже говоря о собственном раскаянии в неправильном поведении с ней, Вы можете невольно, не имея ни малейшего намерения делать это, отметить какую-то ее негативную черту и создать о ней в чем-то неблагоприятное впечатление, а это и есть лашон а-ра — нарушение строгого запрета Всевышнего на распространение нелестных сведений о ком-то, одна из разновидностей злословия. Тем более что ее уже нет в живых, и у нее нет никакой возможности что-то исправить в земной жизни.
Но можно и нужно в воспитательных целях рассказывать поучительные истории осознания своих ошибок в поведении с мамой своим детям или, скажем, ученикам, концентрируя их внимание на оценке собственных промахов, проступков и сожалении, которое Вы теперь испытываете. И тогда это будет Кидуш а-Шем (прославление Имени Творца).
Именно об этом, по сути, и пишет в «Мишне Тора» Рамбам — о том, что основным ориентиром и камертоном в решении таких проблем (рассказывать или не рассказывать и кому) должна быть возможность прославить Имя Творца, а не наоборот.
Тут следует выделить две ситуативные категории:
– отношения с Всевышним;
– отношения между людьми.
Отношения с Всевышним, как очевидно, строятся на выполнении (или невыполнении) Его заповедей. Если, допустим, человек не соблюдал шаббат и кашрут, а в процессе тшувы стал выполнять законы субботы и есть только кошерную пищу, ему следует рассказать об этом родственникам, друзьям и просто знакомым, коллегам по работе. Не навязчиво, не похваляясь (какой, мол, я хороший), но просто сообщить как факт. А если это будет уместным, и объяснить, что такова воля Творца мира, что эти законы Он дал всем евреям.
Такого рода признания квалифицируются как Кидуш а-Шем.
В признаниях категории «отношения между людьми» всегда необходимо проявлять максимальную осторожность, чтобы не допустить, как уже, полагаю, понятно, нарушение запрета на лашон а-ра.
Если Вы ощущаете необходимость признаться кому-то в совершенном Вами некрасивом поступке, который Вы постарались исправить, и считаете, что эта история принесет собеседнику пользу, не называйте имени второго ее участника. Говорите о нем так, чтобы собеседник (если он знаком с тем человеком) не догадался, о ком идет речь.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС