Семь плодов Ту би-Швата — это не только материальные плоды, но и образы, а также символы, связанные с нашим психодуховным ростом.
Одним из главных подходов к внутренней работе являются проективные методы. Мы представляем некий образ (гештальт), который как бы оживляем внутри себя. Растения и плоды связаны с понятием роста и используются для выращивания полезных ресурсов.
В Ту би-Шват мы знакомимся с «семью растениями, которыми славится Земля Израиля». Это пшеница, ячмень, маслины, гранат, виноград, финики и инжир. Мы уже неоднократно обращали внимание на глубокую символическую насыщенность этих образов. Но эти символы также могут помогать «выращивать» внутри нас ценные качества. При психодуховном подходе мы можем «спроецировать» семь растений внутрь нас и достичь духовного роста.
Есть важный комментарий на историю про райский сад (Ган Эден). Говорится, что до греха Адам не имел «плотного» материального тела, а состоял из «тонкого» тела — то есть из внутреннего психодуховного мира. И плоды райского сада питали не материальное тело, а психодуховные ресурсы человека. Эти плоды райского сада «живут» в виде образов, и мы можем научиться «питаться» ими.
Рассмотрим основные свойства «ту-би-шватных» плодов.
Маслины несут идеи оливкового масла и его свойства. Виноград связан с вином (см. идеи Хануки и Пурима, описанные в прошлых статьях). Гранат активирует плодовитость (много зерен). Финик — особую сладость. Инжир — безотходность (весь съедобный).
Обратим внимание на противоположность граната и инжира. Если инжир безотходный, то в гранате целых два вида «отходов» — и внешняя оболочка, и косточки. Когда человек развивает в себе большую плодовитость, это сопровождается и большим количеством «отходов», подобно процедуре мозгового штурма, когда рождается максимум идей, а потом из них отбирают наиболее ценные, отбрасывая «отходы». Также гранат отличается очень благородным цветом. Существует ценный камень гранат, имеющий родство с плодом на уровне образов.
Ячмень и пшеница присутствуют в трех «ипостасях»: как зерно, как выпечка из теста и как спиртные напитки. В качестве полуироничного наблюдения заметим, что эти три проявления пшеницы напоминают христианскую Троицу. Зерно — как Отец (первоисточник), мучная выпечка — как Сын (производное от зерна), водка — как Святой Дух (спиртное-спиритуальное).
Вернувшись к истории про плод в райском саду, мы можем извлечь еще один глубокий аспект. С одной стороны, рост — это позитив. Но не всегда: в процессе «прорастания» могут быть «побочные» эффекты (рост сорняков).
Сделанные из пшеницы, винограда и ячменя спиртные напитки — водка, вино, пиво — обладают неоднозначным влиянием на человека. Они активируют его внутреннюю сущность.
Важно понять, что Пурим и Симхат-Тора, когда евреи пьют больше обычного, должны идти в «комплекте» с еврейской работой над качествами личности (тикун мидот). И тогда очищенный и одухотворенный человек с помощью вина или водки раскроет ценные мистические духовные глубины, скрытые в его внутреннем мире.
Незрелый человек, подобно Адаму в райском саду, не был готов к встрече со своим внутренним миром — и «выпал» из райского сада.
Симхат-Тора связана с Торой, она же — Дерево Жизни, развивающей духовную мудрость. И с помощью спиртных напитков мы празднуем реализацию эффекта влияния Торы на наш внутренний мир. Образ главной героини Пурима Эстер (переводится как «сокрытая»), победившей Амана, символизирует раскрытие глубинно-сокрытых духовных слоев личности. Оба этих праздника фокусируются на зрелости (противоположной незрелому Адаму) и поэтому эффект от спиртных напитков должен быть в виде раскрытия именно духовной стороны личности.
В бывшем Союзе наблюдалось массовое (на уровне национальной традиции) воплощение истории с «поеданием [спиртного] плода древа познания». При этом гениальные, творческие, талантливые люди извлекали изнутри сокровища, ну а остальные извлекали «все остальное».
Еврейский подход — более осознанный. Симхат-Тора специализируется на интеллектуальной зрелости, «выращенной» на мудрости Торы. А Пурим специализируется на зрелости личности и характера, которая позволяет преодолевать происки «темных сил» характера — так же как Эстер побеждает (преодолевает) Амана. Об этом — следующий праздник.