Этапы большого пути

Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до моря Ям-суф, а сзади их настигал фараон со своим войском, они разделились на четыре группы с различными точками зрения. Первые были согласны броситься в море. Вторые — вернуться в Египет. Третьи — сражаться с врагом. Четвертые — молиться. Все получили ответ от Моше.

Первым заявлено: «Встаньте и смотрите, какую помощь вам окажет Б‑г!».

Вторым: «Возвращаться некуда, ибо (прежнего) Египта вы больше не увидите». Третьим – «Б‑г будет сражаться за вас».

А четвертым – «Вы помолчите!».

Что же надо было делать? Идти дальше, чтобы Б‑г рассек для них море, а потом направиться к горе Синай — принять Тору. Ведь только ради этого мы вышли из Египта!

Как понять это описание? Есть комментарии, что в Торе говорится о четырех группах — левых, правых и т.д., которые всегда присутствуют в еврейском народе.

Но я индивидуалист, поэтому мне кажется, что в этом мидраше зафиксированы «этапы большого пути» любого человека, идущего на гору Синай получать Тору.

Первый этап – броситься в море. Если мир такой, что фараон и его воинство – «злое начало» не дают нам покоя, необходимо на какой-то период броситься в воды Торы. Т.е. уйти в ешиву и «учиться, учиться и учиться». Тут главное не «пересидеть», вовремя начать искать спутницу жизни. Иначе превратишься в существо, способное существовать только в тепличных кабинетных условиях.

Второй этап – возвращение в мир. Возможно — женитьба, возможно — помощь ближним. То есть происходит пересадка человека из парника на свежий воздух. На первых порах очень сложно. Фараон снова начинает приобретать власть. Хочется к нему вернуться. Египет вспоминается землей, текущей молоком и медом. Приходит отчаяние. Думается, что у тебя нет сил… B этот момент звучат слова Моше: «Возвращаться некуда. Египет ты больше не увидишь».

Третий этап наиболее опасен. Человек, пока не получивший Тору, начинает бороться с «египтом» в себе и окружающих. В основном, вместе с водой выплескивая и ребенка. Накручивая вокруг конфликты и начисто отметая прошлое. Опять звучат слова Моше: «Всевышний будет бороться за вас».

Четвертый – люди начинают истово молиться и перестают исполнять многие заповеди “между человеком и человеком”, уподобляясь монахам. Звучит сигнал: «Помолчите и идите».

И наконец — море. Большинство не хочет переходить с одного этапа на другой, зная, что рано или поздно по дороге в Синай им придется вступить в море (жизни). А это, они точно знают, у них не получится. Причем они не ошибаются. Для большинства это недостижимо. Так что же делать? Ответ прост. Оказаться в одной “тусовке” с праведником. Он войдет в море, ради него оно расступится и большинству удастся пройти по суше по его следам.
Я так вижу, но вы сами думайте.

Кто же это — праведник? На берегу моря стояли сотни тысяч. Среди них Моше, Аарон, старейшины. И вполне можно было подумать: куда я лезу? Нескромно. Нахшон бен Аминадав из колена Иуды первым зашёл в воду, навсегда утвердив право своих потомков на царство в Израиле. Последним же этапом было получение Торы на Синае. Но об этом позже.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора