Общество и дети

Лет сто назад два атеиста, видный гроссмейстер и виднейший физик, ректор Люблянского университета Милан Видмар и крупный промышленник Блати, вели ученую беседу о мироздании. Отчаявшись понять, как Вселенная могла возникнуть сама по себе, Блати произнес: «В конце концов, эти проклятые теологи правы!»
Сегодня, наблюдая процессы в человеческом обществе, скептик может повторить восклицание Блати.
С виду ничего не может быть нелепее конструкции из Торы: «И создал Господь… женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: …она будет называться женою… Потому… человек… прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Брейшит, 2:22–24). Почти вся мировая литература — от «Отелло» до «Госпожи Бовари» и «Анны Карениной» — о недостатках этой конструкции. Энгельс, мечтая о будущем, предсказывал, что «социальная революция уничтожит экономическое основание моногамии».
Наконец в наше время человечество начало избавляться от нее, ненавистной. Исследование Джоэля Коткина об итогах этого избавления, «Постсемейное общество — будущее человечества?», вызвало бурю в американской прессе. Статистика, приводимая Коткиным для «постсемейного общества» развитых и не очень развитых стран, поражает: в Японии более 60% женщин не хотят иметь детей, на Тайване таких более 50%. В Сингапуре на женщину приходится 1,15 ребенка, что обещает за одно поколение сокращение населения наполовину. В Германии 30% женщин и 48% мужчин не хотят детей, в Скандинавии 45% взрослых людей одиноки.
Для США эти цифры: в 1950 году — 9% одиноких, сейчас — 28%. Количество женщин без детей выросло с 10% от общего числа в 1976 году до 20% в 2010-м. В Манхэттене большинство жителей не состоят в браке, в Вашингтоне более 70% женщин — не замужем. При этом более половины беременностей завершаются в столице США абортами. Наконец, по опросам, признание важности детей для семьи в США упало с 1990 по 2007 год на 37%.
В полной панике от данных Коткина, Билл Фрезза в статье «Превратят ли в рабов моих будущих внуков стареющие бездетные избиратели?» анализирует экономические последствия наступления постсемейного общества в США и пытается представить, что ожидает страну в будущем. Читая эту статью, понимаешь, почему на последних выборах избирателей не взволновал рост долга США за четыре года на шесть триллионов. «Пристрастие правительства к перераспределению доходов между поколениями не будет действенным, если кто-то не начнет снабжать нас младенцами повышенными темпами», — иронизирует Фрезза. То есть, если не будет детей, не будет следующего поколения и, значит, никто не пострадает. С другой стороны, если у человека нет детей, ему нечего и заботиться о благосостоянии будущих поколений.
«Корни предстоящей экономической катастрофы — решимость камикадзе, с которой демократические правительства взяли на себя функции семьи, включая такую, как забота родственников о пожилых. С начала времен во всех обществах при всех религиях центральной была такая забота со стороны детей и внуков. Сейчас эту заботу обещает правительство», — пишет автор.
Государственная забота о пожилых разрушила необходимость заводить детей, чтобы было кому позаботиться о человеке в старости.
Чтобы содержать пожилых, государство должно «одалживать у будущего» по принципу финансовой пирамиды, подобной той, за создание которой отбывает срок в 150 лет Берни Мейдофф. «Обязательства по выплатам пенсий и медицинских расходов, которые государство должно госслужащим, уже сейчас превышает сто триллионов. Завтрашние работающие, включая еще не рожденных, не находятся в родстве с людьми, которые будут пировать на их деньги», — пишет Фрезза. При этом он предупреждает: «…растет число бездетных одиноких граждан, сознательно исключающих себя из цикла жизни. Такого еще не было в человеческой истории. Эти люди не вносят своей доли в мир, который они однажды покинут. Однако они активно голосуют, определяя судьбу этого мира».
Фрезза в отчаянии вопрошает: «Не придется ли тем, кому грозит доля быть закабаленными заботой о бездетном стареющем большинстве, бежать из страны? Что станет с западной цивилизацией, когда единственными людьми, имеющими детей, останутся получатели пособий на детей и талонов на питание?»
«Проблема с нынешней демократией заключается в том, что в ней в конце концов кончатся чужие дети», — перефразирует Фрезза известную максиму М. Тэтчер.
Я думаю, будущее все же не так мрачно, как кажется Фреззу. Действительно, попытки в последние два столетия создать общества за пределами учения ТАНАХа, как бы логичными ни были предложенные альтернативы, вели, да и сейчас ведут к конфузам. Сто лет назад «единственно научное учение» увлекало лучшие умы. Недавно гуманистическая мораль разрешила все проблемы человечества. Первое умерло в мерзости и позоре. Вторая протянет поколение, максимум два, и, бездетная, растает.
Так как же будет выглядеть Америка эти два поколения спустя? У мормона Митта Ромни — пятеро сыновей и 18 внуков. У католика Рика Санторума, составлявшего конкуренцию Ромни в праймериз, — семеро детей. Потомки соблюдающих христиан и тех ортодоксальных евреев, которые не переедут в Израиль, будут читать в книгах по социологии о социальных экспериментах либерального общества, о демографической катастрофе, к которой привели эти эксперименты, о тяжелом преодолении экономических последствий благих намерений либерального общества, о том, куда была вымощена этими намерениями дорога.
И о том, как, обозрев катастрофу, в которую человечество было ввергнуто «постсемейным обществом», люди повторят, вслед за промышленником Блати: «В конце концов, эти проклятые теологи правы!» — и вернутся к морали ТАНАХа.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 11, средняя оценка: 4,64 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

3 комментариев к “Общество и дети

  1. Вы правы, Борис. Мир будущего будет таким, каким он определен в ТаНаХе. Рано назвал себя человек разумным. Ведь трех тысячелетий ему оказалось мало, чтобы осознать то, о чем писала Тора. Уже тогда было видно, что без моральных устоев, определенных десятью заповедями, на планете будет править закон джунглей. Поэтому, животный мир имеет только зубы и когти, но не имеет разума, способного создать ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Человек разумный в джунглях уже жить не может. Но его заставляет жить в джунглях демократия, чуждая Торе. Просто живая Вселенная, имеющая саморазвивающееся СОЗНАНИЕ, создала и человека, поручив ему «властвовать над скотом» (Берешит 1:26). До сих пор человек не понял, что поручение дано человеку — «подобию Бога». Но ребенок, рождаясь управляемым инстинктами и эмоциями, должен сам прийти к решению стать подобием Бога. Поэтому ему дана свобода выбора: остаться скотиной или, прилагая усилия, стать подобием Бога. Хорошо, что в наше время нейрофизиологи обнаружили, что сознание человека имеет три иерархических уровня, а мозг человека отдает предпочтение командам, поступающим из верхнего – социального уровня сознания, если человек позаботился о его развитии. Если не позаботился, он остается скотиной с интеллектом. Так появилась категория политиков, стремящаяся доминировать, не имея для этого данных. Поэтому и живеи в джунглях.

  2. Видимо в книге «Die Kunst des Liebens» (стр. 33), написанной известным еврейским психоаналитиком и философом Erich Fromm и кроется ответ на феномен:

    «Современное капиталистическое общество изменило значение понятия РАВНОПРАВИЕ. Равноправие означает сегодня не что иное, как униформирование машин-людей, которые потеряли свою индивидуальность. Равноправие сегодня — не что иное, как гомогенная масса, а не единство индивидуальностей.
    В этом отношении необходимо с определенным скепсисом рассматривать такое достижение, которое считается признаком прогресса, как например, равноправие женщины.
    .. Позитивные аспекты этого явления не должны ввести нас в заблуждение.: Женщина стала равноправной только потому, что были игнорированы различия (полов). Филосовская идея эпохи просвещения: «L’âme n’a pas de sexe» — «Душа не имеет пола» — стала применятся универсально. Мужчины и женщины стали одним и тем же и не равноправными партнерами различных полов. Поляризирование полов исчезло и вместе с этим эротическая любовь, которая и базируется на этой поляризации».

    Апогеем идиотской интерпритации идеи эпохи просвещения: «L’âme n’a pas de sexe» стала псевдонаука феминисток и гомосексуалистов «Gender», которые интепритировали в своих целях идею «»Душа не имеет пола» как «Тело не имеет пола». И прокламировали феноменальное открытие века «Ребенок рождается безполым, только общество делает из него принудительно мужчину или женщину и втискивает его в рамки определенного пола».

    Gender Mainstreaming набирает силу и еще более усугубляет негативные явления, поэтомуви Борис Гулько справедливо вопрошает:»Так как же будет выглядеть Америка два поколения спустя?»

  3. Потомки соблюдающих христиан и тех ортодоксальных евреев

    а также арабов, латинос и др.?

Обсуждение закрыто.