Через полгода после того, как мы приехали в Израиль, жене предложили выгодную уборку. Правда, предупредили нас, хозяева – люди очень религиозные. Надо надеть головной убор. Жена согласилась. Выйдя в подъезд после уборки, она сняла его, но потом решила: «Вдруг Йохевед увидит меня на улице? Что подумает?» Интересно, что в тот день она потом действительно дважды встретила хозяйку. Жене стало стыдно, и с этого момента она всегда покрывала волосы. Йохевед относилась к моей жене, как к сестре.
У меня в иешиве тоже не все было гладко. Я путался у всех под ногами, мешая другим учиться. Рав Йосеф это почувствовал. Предложил мне заниматься с ним два раза в неделю. Я испугался – ведь он хабадник, еще «перетащит в свою веру». Я выбрал направление очень просто: мой брат первый начал заниматься иудаизмом и выбрал литовское течение. Я пошел за ним. Я подумал: «Учись всему. Будет говорить о ребе и Машиахе – не слушай». Я готовился к обороне, однако произошло чудо. Рав Йосеф постоянно ссылался на Виленского Гаона, а Любавического ребе процитировал всего несколько раз.
Мне сразу вспомнилась история моей молодости. Мы собирались в туристическую поездку в Венгрию. На инструктаже секретарь ЦК ЛКСМ пугал нас провокациями. Он говорил, что нам будут подсылать красивых девушек. Они будут нас соблазнять, но мы не должны поддаваться. Никто, кроме меня, ему не поверил. Все сами искали приключений. А я ждал, когда начнутся провокации, но так и не дождался.
После первого занятия я заявил жене, что это первый и последний урок.
– В чем дело? – спросила жена.
– После окончания занятия рав с женой вышли меня провожать. Пока я спускался по лестнице, они кричали мне: спасибо! Издевались.
– Не может быть, — сказала жена, – они не такие.
Я не поверил.
– Пусть издеваются, – думал я, – тем больше моя награда.
Через какое-то время я стал понимать, что можно быть благодарным человеку, которому сделал добро. Я восхищался этим.
Недавно я помог одной девушке найти свое счастье. За день до свадьбы рассказал ей эту историю и искренне поблагодарил ее. И пожелал, чтобы она, сделав кому-нибудь добро, была бы так же счастлива. Я до сих пор рассказываю о раве Йосефе и о том, чему у него научился. И каждый раз с гордостью добавляю: «Этому меня научил хабадский рав». Впрочем, я ссылаюсь и на сефардов, литваков, браславских хасидов и мизрохников*. Как-то я спросил рава Йосефа, почему его советы совпадают с советами раввинов других направлений. Он ответил: «Потому что два плюс два – четыре».
Недавно мне рассказали притчу. У одного человека было два зятя. По брачному контракту он обещал одного кормить мясной пищей, а другого – молочной.
Были две кухни, две кухарки, две гостиные. Однажды тесть позвал зятьев и сказал, что осталась одна картошка и, может быть, стоит сэкономить расходы. Однако зятья требовали выполнения контракта. Они были согласны на картошку, но кухня, кухарка, гостиная – это раздельно.
Есть вещи, которые я не приемлю в ХАБАДе, но, как говорится, картошку я хочу есть со всеми.
Недавно мне позвонила одна женщина:
– Я прочла книгу «Ангелы в автобусе». Плакала всю ночь от счастья, что есть такие люди, как вы. Но зачем вы обманываете?
– Кого я обманываю?
– Всех. В книге написано, что вы – литвак. А я сердцем чувствую, что у вас душа хабадника.
– Душа… – сказал я. – Душа – это другое дело.
* Обобщенное название восточных евреев, евреев – последователей Виленского Гаона, последователей ребе из Браслава и религиозных сионистов.