Волшебная сила любви

Недельная глава Торы «Ваигаш»

«И пал он (Йосеф) на шею Биньямину, брату своему, и плакал; и Биньямин плакал на шее его» (45:14).
В шестидесятых годах прошлого века на Западе возникло модное течение под названием «свободная любовь». Термин был выбран неудачно. На самом деле под «любовью» имелось в виду физическое влечение к объекту противоположного (или даже того же) пола, обыкновенная похоть. А определение «свободная» подразумевало стремление получить вожделенный объект вопреки всем условностям морали и общественного порядка.
Настоящая «свободная любовь» — это нечто совсем другое.
Когда вы любите ближнего безо всякой причины и личной выгоды, а лишь за то, что он сотворен Владыкой мира по Его образу и подобию, такая свободная любовь духовно возвышает мир, облагораживает его и приближает финальный аккорд истории — приход Мошиаха.
Наш Храм был разрушен, по словам мудрецов, из-за беспричинной, «свободной» ненависти. Его восстановление ускорится благодаря «беспричинной (свободной) любви» — любви, не зависящей ни от каких условий и условностей.
«…И плакал» Йосеф. Он плакал о двух иерусалимских Храмах, которые будут возведены в наследном уделе Биньямина в Эрец Исраэль и затем падут от рук врагов. «И Биньямин плакал». Он плакал о разрушенном Мишкане, передвижном Храме, впервые возведенном еще в пустыне при Исходе из Египта и затем стоявшем в Шило, уделе Эфраима, сына Йосефа.
Но почему Йосеф и Биньямин плакали именно сейчас, в момент радостной встречи? Почему они оплакивали события будущего, от которых их отделяли сотни лет? Да к тому же сожалели не о своей потере, а о потере брата?
Когда сыновья Яакова встретили Йосефа после 22 лет разлуки, они поняли, что в пережитых невзгодах виновата «свободная ненависть», их беспричинная и необузданная неприязнь к младшему брату. Им открылись будущие события, в том числе разрушение Храма из-за «свободной ненависти». И они плакали, видя, как эта ненависть, разделявшая их с Йосефом, разрушает Храм.
Лучшее лекарство от ненависти — это «свободная любовь», умение чувствовать боль и страдания ближнего, как свои собственные.
Вот почему Йосеф и Биньямин плакали не о своих святилищах. Они учили еще не родившиеся поколения евреев, как лечить «свободную ненависть». Хотя Храм Биньямина не мог быть построен прежде, чем будет разрушен Мишкан Йосефа, — сама гибель Мишкана была условием его замены на стационарный Иерусалимский Храм, — Биньямин оплакивал гибель именно того, «чужого» Святилища. Он предпочел бы, чтобы его Храм вообще не появился — лишь бы Скиния Йосефа стояла вечно. Такова сила «свободной любви».

Проза и поэзия
«И отправился Исраэль со всем, что у него, и пришел в Беэр-Шеву, и принес жертвы (звахим) Б-гу отца его Ицхака» (46:1).
Нет, евреи не случайно сформировались как нация на Ближнем Востоке. Ближневосточный регион — это колыбель цивилизации. Большинство событий мировой истории разыгрались на берегах Средиземного моря и в непосредственной близости от них.
Но чем дальше отдаляешься от этого пупа земли на восток и на запад, тем ярче проступают два диаметрально противоположных мировоззрения.
На Востоке вас встречает аскетизм Индии, отрицание физической стороны бытия и стремление полностью отгородиться от материального мира с помощью постов, медитации и отказа от телесных радостей.
А на другом полюсе — географическом и духовном — находится Запад. Формально признавая власть духа, западное общество вкладывает почти все свои «капиталы» в заботы о теле и его потребностях, в комфорт и удовольствия.
Короче, «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись», как писал Редьярд Киплинг.
И, тем не менее, эти две крайности сходятся — в иудаизме.
Иудаизм не считает человеческое тело ни заклятым врагом, ни храмом. Это скорее капризный ребенок, которого надо постоянно баловать, наставлять на путь истинный и поддерживать.
Мало кому известно, что жертвы в Иерусалимский храм приносили не только евреи. От неевреев тоже принимались жертвоприношения. Но их жертвы были только одного типа — «олот», жертвы всесожжения. Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что вслед за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью жертвенника следовало полное сожжение жертвы. От нее ничего не оставалось.
В представлении неевреев, настоящее духовное действо предполагает полное исключение всего физического; поэтому физическое тело животного должно полностью исчезнуть в священном пламени на жертвеннике.
Нееврею трудно понять и принять другой порядок жертвоприношения, когда священник-коэн, члены его семьи, а также человек, принесший жертву, съедают некоторые ее части. Ему видится в этой церемонии что-то грубое, вульгарное и даже примитивно-языческое.
Хотя на самом деле поедание жертвы ее хозяином и коэном — не менее важный этап всего процесса, нежели ее вознесение на костре жертвенника.
Самыми счастливыми в жизни Яакова были те дни, когда он вместе с сыновьями и их семьями ехал в Египет навстречу Йосефу. После всех страданий и жизненных передряг он готовился воссоединиться с горячо любимым сыном, который считался давно погибшим. Наконец-то он испытает «идише нахес», подлинное и чистое отцовское счастье. Все его дети будут жить рядом с ним, и он будет радоваться при виде растущих внуков и правнуков.
В Беэр-Шеве, последней остановке перед египетской границей, он принес Б-гу жертвы «зевахим». Никто другой из наших праотцев не приносил «зевахим»; они приносили только «олот».
Что такое «зевах»? Это общая семейная жертва, в поедании которой принимает участие вся семья. Сага Яакова и его клана благополучно завершилась; и вскоре их место на исторической сцене займут сыны Израиля. После исхода из Египта они присягнут на верность Б-гу у горы Синай и поклянутся соблюдать его законы в гармоничном единстве тела и души.
Яакову посчастливилось взойти на высшую ступеньку служения Высшей силе и Высшей правде, где даже проза физического естества возносится до уровня Б-жественной поэзии.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора