Чудо Хануки…

Менахем-Михаэль ГИТИК в Израиле с 1977 года. Получил в Еврейском Университете в Иерусалиме степень бакалавра по математике и компьютерам и степень магистра по математической логике. Занимался в докторантуре и преподавал математику в Бар-Иланском Университете. Служил в Армии Обороны Израиля, в частности, в десантных войсках. На протяжении последних 15 лет учится и преподаёт в бейт-мидраше Томер Двора. Также преподавал в иешивах «Ор Самеах» и «Эш hа-Тора» и семинаре «Бейт Ульпана». В настоящее время возглавляет авторскую программу «Университет духовного наследия еврейского народа».

Или всё-таки чудеса? Сколько их было на самом деле? Прочитав этот вовсе не притязательный заголовок, вы привычно представили себе огонь, масло, греков. Но речь пойдёт о другом. Сколько было ханукальных чудес? Ведь кроме чуда со светильником-менорой в Храме, было ещё чудо победы Маккавеев над греками. В специальном благословении, добавляемом к молитве «в те дни, в это время», говорится о чуде победы и почему-то не упоминается чудо светильника. А в благословении при зажигании ханукальных свечей, наоборот, «стыдливо» замалчивается чудо победы. Для решения задачи о количестве чудес вспомним, что заставило плюралистов-греков вести беспрецедентную в древнем мире религиозную войну на уничтожение иудаизма.

Чем так помешала эллинизму еврейская концепция Б-жественного? Если отбросить христианский фильтр оглупления греческой религии (помните классическое: «Конкурента надо обойти, а морду ему пощупать мы всегда успеем»?) и взглянуть на греческие верования непредвзято, то придётся признать, что греки исповедовали… гуманизм. С их точки зрения, нет в этом мире ничего выше человека, и олимпийские боги были реализацией этого принципа. Самое высокое в человеке – эмоции, мысли, оттенки настроений – заслуживало поклонения, и в соответствии с ним шёл человек греческого мировоззрения в храм пенорождённой Афродиты – признать неодолимость основного инстинкта, в храм Вакха – ощутить невероятную лёгкость, сопутствующую опьянению или даже в храм Афины Паллады – вкусить сладчайшие плоды человеческого разума. Именно так, по-настоящему красиво и разнообразно, выглядела греческая религия, очень обидно названная «конкурентами»-христианами идолопоклонством. Но как в эту гармонию человека помещается идея вечности, Б-жественности, абсолютности, идея чуда, наконец? Естественно, никак! И потому чудо победы над греками не было просто победой немногих над многими, слабых над сильными. Ведь победа в партизанской войне, которую вели Маккавеи, вовсе не означает победы в еврейском смысле этого слова над эллинизацией. И, следовательно, чудо светильника в Храме было вовсе не лишним. Смысл чуда светильника – наглядная демонстрация правоты еврейской позиции, то есть существования абсолютного, неограниченного.

Само слово Ханука, означающее обновление, есть утверждение экзистенциальности чуда – явления нового, доселе небывалого. Чудо не просто не укладывается в греческую концепцию ограниченной полноты этого мира, оно её уничтожает. И кажущаяся возможной гармония человека, замкнутого в себе, оспаривается не только трудностями жизненного пути и смертью, его венчающей, но и, самое главное, отсутствием власти человека над собственной жизнью. (Помните – «Проблема не в том, что человек смертен, а в том, что он смертен внезапно»?) Чудеса Хануки (чудо светильника и чудо победы) – дополняющие друг друга материальный и духовный аспекты Б-жественного провидения. Отсюда разделение: в молитве подчёркнут физический аспект – победа, а в материальном зажигании – духовный. С праздником Хануки вас, дорогие читатели! С праздником Света и Обновления! С праздником существования чуда!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора