Немного света рассеивает много тьмы! Праздник Ханука

Раввин Иегуда-Лейб Левин (1894–1971)

– Я потрясена до глубины души, — сказала одна из участниц семинара «Симха» после просмотра фильма, посвященного судьбе Полтавского Гаона, рава Ицхака Красильщикова (1888–1965). Несколько сот русскоязычных евреев собрались недавно в Лос-Анджелесе, чтобы узнать больше об иудаизме, и многие из них смотрели этот фильм со слезами на глазах.
…Рав Ицхак Красильщиков родился в 1888 году в Кричеве, Могилевской губернии, изучал Тору в легендарной иешиве «Мир», после революции стал раввином в Полтаве. Рав Красильщиков был выдающимся мудрецом Торы и работал над разъяснением книг Маймонида. После того как в 1926 году он опубликовал первую часть своей книги «Твуна» («Разум»), его начали называть Полтавский Гаон (гений). Впрочем, «Твуна» стала последней книгой о Торе, которая была напечатана в СССР. Наступили тяжелые времена, евсекция разрушала синагоги. В 1929 году рав Красильщиков переехал в Москву, где работал бухгалтером. Как раз в те времена репрессий рав Красильщиков стал тайно работать над трудом своей жизни — комментарием к Иерусалимскому Талмуду.
Обычно евреи начинают изучать Иерусалимский Талмуд лишь в старости, после того как посвятили многие годы изучению Вавилонского Талмуда, писал рав Красильщиков в предисловии к своему труду. Иерусалимский Талмуд остается закрытым для непосвященного читателя из-за своей сложности. Поэтому рав Красильщиков решил разъяс­нить Иерусалимский Талмуд, сделать его доступным каждому еврею. Однако тома Вавилонского и Иерусалимского Талмудов являются плодом творческой работы целых поколений мудрецов, а комментарии к ним писались на протяжении почти полутора тысяч лет. Разве одному оторванному от всего еврейского мира человеку под силу такой титанический труд? У Полтавского Гаона не было книг, но он приводит цитаты по памяти. У него не было возможности обсуждать эти темы с другими мудрецами Торы, но тем не менее чудо свершилось, и он закончил свою рукопись.
Однако после войны начались преследования евреев. Рав Красильщиков опасался, что если органы найдут у него рукопись, то это подвергнет опасности жизнь его семьи, жены и двух дочерей. Потому в 1948 году рав Красильщиков сжигает труд своей жизни. В 1952 году началось дело врачей. Однако именно в это темное время рав Красильщиков начинает вновь писать свой комментарий к Иерусалимскому Талмуду.
«Я начинаю свою работу с разъяс­нения трактата «Швиит», посвященного отдыху земли Израиля в седьмой год шмиты, потому что в этом году в стране Израиля шмита, — пишет он в предисловии. — Я понимаю, что не смогу удостоиться жизни в стране Израиля, но все же я верю, что мой труд увидит свет и будет признан мудрецами Святой Земли».
Впоследствии в СССР начал приезжать раввин из Нью-Йорка рав Цви Бронштейн. 12 мая 1965 года главный раввин Москвы рав Йехуда-Лейб Левин попросил его навестить лежащего в больнице рава Красильщикова. Полтавский Гаон передал американскому раввину вторую часть своей книги «Твуна», которая лежала у него под подушкой. Он также открыл ему тайну, рассказав, что написал комментарий на Иерусалимский Талмуд, взял рава Бронштейна за руку и шепотом попросил: «Найди мои рукописи и издай». Через час Полтавский Гаон умер, а рав Бронштейн посвятил исполнению его просьбы многие годы своей жизни. Рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти, рассказывает об этом в своей книге «Чтобы ты остался евреем» (с. 337).
После смерти рава Красильщикова рукопись его комментария к Иерусалимскому Талмуду была поделена между двумя дочерями. Рав Бронштейн встретился с ними, но из страха перед КГБ они боялись передать ему ее. Вскоре власти решили положить конец приездам американского раввина, которые сопровождались уроками Торы для советских евреев. Рава Бронштейна арестовали и жестоко избили. В камере у рава Бронштейна начался тяжелый инфаркт. Американские власти попросили освободить раввина. Рава Бронштейна посадили на самолет и велели никогда больше не возвращаться в СССР.
Тогда эстафету принял рав Яаков Полак из Бруклина, который более десяти раз встретился с дочерями рава Красильщикова, и в конце концов ему удалось убедить мужа одной из них передать ему рукопись хотя бы на одну ночь. Рав Полак снимал рукопись на фотопленку, которую передал в американское посольство в Москве. Однако в посольстве возник пожар и пленка сгорела. Но рав Полак не отчаялся. Он вновь приехал в Москву, и на этот раз ему удалось передать в американское посольство рукопись. Вскоре группа американских раввинов встретилась с президентом Рейганом, который дал указание американскому посольству в Москве переслать рукопись в США дипломатической почтой. С этого момента рав Бронштейн начал работу по подготовке издания томов Иерусалимского Талмуда с комментариями рава Красильщикова «Толдот Ицхак» в свет. «На Иерусалимский Талмуд не было удобных, легких комментариев, и до сих пор современники редко его изучали, — писал рав Ицхак Зильбер, оценивая вклад Гаона из Полтавы. — Рав Красильщиков выполнил работу, какой до него в мире не было».
Комментарий «Толдот Ицхак» стал сегодня общепринятым объяс­нением Иерусалимского Талмуда, заслужив признание великих мудрецов нашего поколения.
«В советском аду, под гнетом воевавших с Торой врагов, автор создал комментарий, вызывающий восхищение величием и силой духа», — писал в своем предисловии рав Эльяшев, благословенной памяти…
«Почему свет исходит из тьмы?» — этот вопрос озвучил в конце фильма его создатель — известный лектор и раввин Цви Патлас, в прошлом советский актер и мастер пантомимы. — Почему великие труды мудрецов были написаны в чрезвычайно тяжелых обстоятельствах? Так, например Раши (1040–1105) писал свой комментарий на Тору и Вавилонский Талмуд во время крестовых походов, а Махарам из Ротенбурга (1215–1293) объяснил сложнейшие темы Талмуда в тюрьме, и этот труд вышел в свет лишь после его смерти…»
Фильм закончился, однако его обсуждение продолжилось. Люди обступили рава Патласа, который прилетел на семинар из Израиля. Фильм действительно потряс и вдохновил многих, заставил задуматься о судьбе еврейского народа и, что самое главное, о судьбе каждого из нас, стал символом праздника Хануки, свет которой горит не благодаря, а несмотря ни на что.
Лишь Тора, в изучение которой еврей вовлекает не только ра­зум, но все свое сердце, свою веру и свою самоотверженную любовь к знаниям, способна стать тем светом, о котором сказали мудрецы, что «немного света рассеивает много тьмы!».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 thought on “Немного света рассеивает много тьмы! Праздник Ханука

  1. Уважаемый Лев!
    Статья интересная, поэтому захотелось бы посмотреть фильм.
    Почему бы фильм о раве Красильщекове не показать на канале RTN?
    Неужели Марк Голоб не сумеет получить право на показ? .

Comments are closed.