ИЛИ МЫ ИХ, ИЛИ ОНИ НАС

В начале ноября этого года в Америку из Израиля приезжал главный редактор издательства “Маханаим” раввин Пинхас Полонский. Многим он известен по замечательным книгам “Две истории сотворения мира”, “Осенние праздники” и др. (всего 15 книг по иудаизму). Он автор многочисленных статей (около 3000) в израильской и американской прессе.

Вот что он пишет о себе: “Я родился в Москве в 1958 году. Моя семья была полностью ассимилированна. Родители (родом из Украины) не знали ни еврейского языка, ни обычаев. Они вообще придерживались того мнения, что единственный приемлемый путь для еврея — это ассимиляция.”
Однако уже в старших классах школы, под влиянием близких друзей (и их родителей), которые остались близкими до сих пор, он приходит к осознанию своего еврейства. Увлекается математикой, получает призы на олимпиадах, мечтает стать ученым и своей активной общественной позицией приносить пользу стране. И в то же время приходит понимание, что русские не нуждаются в навязывании им иных представлений о справедливости.

“Я не мог не думать о русской революции, о ее уроках, — пишет П. Полонский, — и пришел к выводу, что это была крупнейшая “еврейская” ошибка — пытаться навязать русским свои идеалы. Я понял, что мое место — в Израиле, среди своих, евреев, близких мне по ментальности.”

В 1980 г. Полонский закончил физмат пединститута (думать об университете для еврея было нереально). В подпольных условиях он изучал иврит и Тору. Был инициатором подготовки ряда книг по еврейской традиции для Самиздата.

В то же время он “случайно” знакомится со своей будущей женой. “Я искал место, где можно провести пасхальный седер на 30-40 человек, — пишет он. — И тут мне рассказали о девушке, у которой была квартира, и она искала человека, способного провести пасхальный ритуал.”

… В 1987 г. они совершают алию в Израиль.

В настоящее время их семья, в которой, слава Б-гу, 8 детей, живет на поселении Бейт-Эль близ Рамаллы по словам Полонского, временного палестинского города.

С 1991 г. П. Полонский преподает иудаизм в университете Бар-Илан.

В МОЛОДЕЖНОЙ СИНАГОГЕ

В Америке редактор “Маханаима” выступал с курсом лекций и семинаров в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Нью-Йорке. А также он давал интервью на возобновившем свою программу в открытом эфире “Еврейском радио” и на радио “Надежда”.

Нам довелось присутствовать на его занятиях в молодежной синагоге рава Токарского. Ребята просто засыпали израильского гостя вопросами.

— Как Вы, автор книги “Евреи и христианство”, считаете, какая из двух “выросших из иудаизма религий ближе к нам: христианство или ислам?”— Конечно, христианство. Они признают наши основные тексты. Так или иначе, с ними есть о чем говорить. Мусульмане же, стараясь доказать свою богоизбранность, либо искажают наши тексты, либо их отрицают.”

— Чем Вы можете объяснить острый конфликт в Израиле между светскими и религиозными людьми?

— В Израиле евреи ближе к религии, чем американские евреи. У нас 25% ортодоксов, 55% зажигают субботние свечи, а еврейские праздники соблюдают почти все. Но конфликт, безусловно, есть. В Америке много групп, у которых по ряду вопросов разные позиции. Но они имеют возможность жить обособленно, почти не соприкасаясь друг с другом.

В Израиле же мы обязаны вместе решать насущные жизненные проблемы: экономики, войны, мира. Отсюда и конфликты. Со временем, я надеюсь, обе стороны будут проявлять больше гибкости. У нас просто нет другого выхода. Тогда ситуация улучшится. Приезжайте нам помогать.

— Как Вы считаете, должны ли религиозные ребята служить в израильской армии?— Должны, как и все, и многие служат. Мой сын служит в десантных войсках. Он не попал в спецназ, ибо там слишком большой конкурс.

— Как объяснить готовность “левых” отдавать Святую Землю? Это предательство?— Я так не думаю. У них иное понимание роли и задач Государства Израиль.

Давайте вспомним нашу историю…

О СИОНИЗМЕ

С конца XIII века (после падения государства крестоносцев) евреи со всего мира начали селиться на Святой Земле. В 1882 г. там жили 30 тыс. человек. Это были не сионисты.

К концу XIX века возникают три вида сионизма, которые существуют до сих пор: религиозный, поселенческий и политический.

1. Религиозный сионизм.

Возник в середине XIX века еще до подъема антисемитской волны в Европе. Один из его идеологов Ц.-Г. Калишер считал, что евреи должны вернуться в Палестину, построить там свое государство, и это ускорит приход Машиаха. Главная заслуга религиозных сионистов состоит в том, что они подготовили “общественное сознание к тому, что “надо ехать”. И в дальнейшем это привело к практическим шагам.

2. Поселенческий сионизм.

Возник в 80-е годы XIX века после ряда погромов в Европе. Его главная цель: создание еврейского государства на исторической родине для возрождения еврейской нации.

Первая алия (1882 — 1903 гг.) — 25 тысяч евреев. Они основали ряд поселений.

3. Политический сионизм.

Идеолог — Теодор Герцль (1860 — 1904 гг.), автор книги “Государство евреев”, 1896 г.

Для политических сионистов еврейское государство — убежище для евреев. Термин “Государство Израиль” принадлежит раву А.-И. Куку, идеологу религиозного сионизма. Герцль, и в этом огромная его заслуга, сумел облечь сионизм в форму нормального политического течения, признанного международным правом. Что, в конечном итоге, и привело к успеху.

Все сионисты совместно создавали еврейское государство. Но различие в понимании его целей осталось, и в последнее время противоречия обострились. Для “левых” (политический сионизм) важно государство-убежище. Для “правых” — еврейское национальное государство на Святой Земле.

“ЛЕВЫЕ” И “ПРАВЫЕ”

Исторически сложилось, что основную массу представителей второй и третьей алии (1904 — 1925 гг.) составляли выходцы из России и Европы, социалистически и даже прокоммунистически настроенные евреи, считавшие, что на земле предков они построят еврейский социализм. Социалистическая идея преобладала над национальными чувствами. Они создали Гистадрут, киббуцы и т. д. Их положение в стране было главенствующим. Партия “Мапам” — ныне часть “Мереца”, “Мапай” — “Аводы”. По отношению к арабам они придерживались политики сдерживания.

Зэев Жаботинский (1880 — 1940 гг.) — оппонент социалистов, стоял на национальных позициях. Он считал утопией мир с арабами и призывал к более решительным мерам против них. Позднее созданное им движение было преобразовано в партию “Херут”, а затем в “Ликуд”. “Ликуд” впервые пришел к власти в 1977 г. Для членов этой партии Государство Израиль должно служить возрождению еврейской нации.

— Как Вы считаете, к какой группе сионистов относится Ариэль Шарон, который поддерживает “Дорожную карту”?— Он стоит на национальных позициях. Однако вынужден лавировать, ибо монополия на СМИ в руках “левых”, и народ в значительной мере под их влиянием.

КОМПЛЕКС ФАРАОНА

— Можно ли провести какую-то аналогию между тем, что Израиль переживает сейчас, и тем, что было с ним когда-то?— В арабо-израильских отношениях мы наблюдаем поразительный феномен. Нежелание арабов признать еврейское государство (нежелание фараона отпустить евреев) приводит к поражению арабов во всех войнах и расширению территории Израиля. Ситуация настолько напоминает историю с казнями Египетскими, описанными в Торе, что поведение арабских лидеров можно назвать “комплексом фараона”.

УРОКИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

— В чем же глубинная причина тяжелой ситуации в Израиле?— Начну несколько иносказательно. Для всех народов земля — мать. Они на ней родились. У нас иначе. Рождение еврейского народа — это Исход из Египта. (Авраам, приход Яакова в Египет — зачатие. Египетские казни — родовые схватки.) Принятие Торы — это учеба. И, наконец, вхождение в Землю Обетованную — женитьба. Святая Земля — жена еврейского народа. Как говорят мудрые еврейские книги, жена дана мужу для исправления его недостатков. Поэтому умный мужчина ищет умную жену, а глупый — глупее себя…

Святая Земля отвергает и наказывает евреев, когда они ведут себя неправильно.

Пример. Войны 1948 и 1967 гг. Израиль выиграл. После Войны за Независимость арабы ушли, а после Шестидневной войны, на нашу беду, остались. Почему?

Потому что министр обороны Моше Даян принял особые меры, чтобы удержать их. В 1948 году еврейское государство делало все, чтобы отстоять свои территории. А в 1967 г. оно противилось присоединению новых земель. После ухода Бен-Гуриона возобладало мнение, что нам земля не нужна (!) Боролись против “имперских амбиций”. В школьных учебниках не упоминали исконно еврейские города Хеврон, Шхем и т. д.

Действовали согласно представлениям: государство — убежище. И мы видим результат.

— Может быть, внешняя ситуация была такова, что Израиль не мог поступить иначе?— Вполне мог. И вот пример. На площади перед Стеной Плача в 1967 г. стояли арабские постройки. Моше Даян приказал снести их. Никто в мире не возражал. А вот Храмовая Гора была фактически возвращена арабам, потому что социалисты говорили: “Мы не так примитивны, чтобы увлекаться религией.” Результат — это самая горячая точка арабского подстрекательства.

До Ословских соглашений не было массового террора. Арабы практически смирились с ситуацией. Но мы захотели мира. Пригласили Арафата, вооружили его. Он воспитал свой народ в духе лютой ненависти к нам. Результат — современная ситуация. Вывод: палестинская проблема возникла в ответ на наше нежелание сделать всю Святую Землю своей. Мы сами виноваты, и Земля нас учит.

НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ НЕТ МЕСТА ДВУМ НАРОДАМ

— Будет ли когда-нибудь мир на Святой Земле?— Думаю — не скоро. Если палестинцы получат свое государство, то по их стопам пойдут израильские арабы. Тогда они уже затеют свою интифаду. Евреям надо дозреть, чтобы понять: на Святой Земле нет места двум народам. Или мы изгоним их, или они нас. Эта проблема на 2-3 поколения.

В своей программе “Интересный собеседник” на Еврейском радио Михаил Бялик задал П. Полонскому вопрос:

— Есть ли у Государства Израиль какая-то общечеловеческая миссия?— Израиль — это верхняя точка развития западной цивилизации. Те проблемы, которые решает сейчас наша страна, вскоре предстанут перед другими государствами. Например, во Франции уже сейчас очень значительный процент арабов. Они не собираются интегрироваться. Это чуждый элемент, находящийся внутри государства и желающий его захватить. Очень скоро французы поймут, что их съедают. И тогда они либо исчезнут, либо взорвутся. Такая проблема встает и перед другими странами. И пригодится та модель, которая разрабатывается сейчас в Израиле. На данном этапе это и есть локальный вклад Израиля в решение мировых проблем.

В масштабах тысячелетий миссия еврейского государства — спасение человечества.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора