– Рав, нам никак не удается посудачить на обещанные темы. Вместо милой беседы про заповеди Торы в мире современных технологий — ураган «Сэнди». Вместо воспитания детей нам придется начать с ситуации в Израиле, подвергающемся сейчас интенсивным ракетным обстрелам и, не исключено, к моменту публикации втянутым не только в артиллерийский «пинг-понг», но и в наземную операцию в Газе, если очередную «удну» не надумают, чтобы повоевать чуть позже, зато помасштабнее.
Учитывая весьма неустойчивую международную ситуацию, жесткие мусульманские режимы вокруг, прямую поддержку ХАМАСа Египтом и Ираном с его болонкой «Хизбаллой», дипломатическую — Россией… Дело пахнет дымом. Вначале наши беседы имели заголовок «Шумим, братцы, шумим…». Теперь же шум отчетливо приходит с небес — то ветром, то «Градом»… Я читал, что мудрецы Талмуда предупреждали: когда одна беда, еще не закончившись, переходит в другую — это признак близкого прихода Мошиаха. Что вы скажете?
– Давайте по порядку. Вот то, что мы видим: обстрелы юга, а сейчас уже не только юга Израиля, теракты, поколение детей, привыкших к сиренам и урокам в бомбоубежищах, жертвы, раненые, массовые «шоковые контузии» людей, новое понятие «нивгаей харада» (буквально: «раненные страхом»)… Сегодня я говорил со своей матерью, живущей в Беэр-Шеве, она ходила в поликлинику — ни одного человека в очереди! По стране разослан «цав шмоне», что означает призыв резервистов — главной ударной силы израильской армии. Когда я был помоложе, я трижды получал «цав шмоне», и всегда это было очень серьезно. Мы входили в Ливан в рамках операции «Литани» — успокаивать ситуацию на севере, затем «Мир Галилее»… Я хорошо помню, как моя жена, преподававшая в консерватории и музыкальной школе, проводила занятия в бомбоубежищах. Тогда мы жили на севере страны, в Акко (в те времена евреи там еще жили)…
Но это только внешняя сторона арабо-израильского конфликта. История его уходит в глубь веков, к VI веку, к началу экспансии ислама в мире. Сперва все выглядело очень мирно: Мухаммед считал, что евреи пойдут за ним, ведь, в отличие от христианства, ислам точно и однозначно является незамутненным монотеизмом. Имя Создателя в исламе — это просто арабская транскрипция Имени единого Б-га. Они принимают наших великих пророков (на иврите — «нави», на арабском — «наби») — таких как Авраам (Ибрагим,) Моше Рабейну (Муса), Шмуэль (Самуэл) и т.д. Когда-то я мог написать многие из этих имен по-арабски, но, увы, давно не практиковался — и сильно надеюсь, не буду… Вначале их отношение к евреям было отношением учеников к учителям. Но, поскольку евреи не приняли их «последнего пророка»…
– Как известно, по причине злостной жестоковыйности, мы это столько раз слышали от христиан — ведь евреи злостно не приняли и их «пророка» тоже!
– Да, правильно, снова, знаете ли, «ошиблись» и не приняли. И с этого момента появились предпосылки того конфликта, который мы видим по сей день. Отказ евреев подчиниться «субординации», принять статус «зимми», права которого в лучшем случае равнялись правам собаки, находящейся в чьей-то частной собственности. Если зимми поднимал голову, его надо было избить, чтобы он навсегда запомнил «свое место». Именно это — в сердце арабо-израильского конфликта, а вовсе не «палестинский вопрос». Арабы не готовы к тому, чтобы евреи были с ними равны, а то и даже где-то главенствовали. Само наше существование как евреев в их глазах не является вызовом исламу, только если мы пребываем в положении «униженных и проклятых».
– Они это переняли у христиан?
– Я не думаю, пожалуй, это их собственное ноу-хау. Хотя в этом концепции христианства и мусульманства, во многом другом совершенно несовместимые, идеально совпали. А в недавнее время ненависть к еврейскому национализму была столь жаркой, что многие арабские лидеры приняли антисемитизм как свою идеологическую доктрину и политику. Среди них — религиозный лидер палестинских мусульман Хадж Амин эль-Хусейни.
– Это тот самый, который был другом Гитлера?
– Тот самый. И он даже подталкивал своего приятеля к скорейшему «решению еврейского вопроса в Палестине». Говорят, что по его просьбе на Израиль была послана армия Роммеля. Вот отрывок из речи муфтия, произнесенной в Берлине 2 ноября 1942 года: «Всеобъемлющий эгоизм, лежащий в характере евреев, их ничтожная вера в то, что они представляют собой народ, избранный Б-гом, что все создано для них и что другие народы — это животные… Ничем нельзя оправдать! Они не хотят ни с кем смешиваться, но живут среди народов как паразиты, высасывая их кровь, растрачивая их имущество, развращая их мораль. Этот особый характер евреев — вот причина, по которой святой Коран вспоминает евреев с гневом и проклятиями».
– Этого парня с радостью приняла бы любая, скажем, современная российская антисемитская организация — буквально такие же комменты встречаешь на многих российских сайтах.
– В каждом «искусстве» есть свои излюбленные приемы и штампы. А весь нынешний арабский антисемитизм совсем недалеко, особенно по терминологии, ушел от антисемитизма эпохи Просвещения. У великого Вольтера из 118 статей 30 так или иначе касаются евреев, и можете догадаться, в каком духе. Причем он из «просветителей» еще не самый рьяный. Совсем не случайно беглые нацисты после войны десятками тысяч осели в арабских странах. По сей день многие арабские ораторы вторят обвинению Мухаммеда евреев в том, что «они являются самыми большими врагами праведного человечества» (Коран, 5:82).
– Рав, тут я вас не очень понимаю. Мусульмане нынче предъявляют евреям претензии не в «неправильной вере», а в безбожии, в том, что «Малый Сатана Израиль — слуга Большого Сатаны Америки» (и всего западного мира). Если сами евреи не шибко-то держатся за путь своих праотцев — что нам с мусульманами делить? Арабы — публика в большинстве религиозная, слово «ислам» означает «все для Б-га» (как меня учил приятель-мусульманин). А у евреев, говорят, сегодня речь идет о 15–20% религиозных. Что бы нам тогда не оставить им их «Святую Землю», если самим до лампочки? И уехать куда-нибудь в Биробиджан, Уганду или на Мадагаскар…
– Увы, это хотя и едкое, но правильное замечание. Представьте себе такую картину: в Саудовской Аравии или Арабских Эмиратах кто-то решил открыть магазин, где продается свиная колбаса или ресторан с таким меню. Можете быть уверенными, ровно через 60 секунд не будет ни магазина, ни его хозяина, ни памяти о нем.
– Рав, а что такое ислам с позиции Торы?
– По определению Маймонида (Рамбам) ислам — это «малхут», «царствование». Они, считая себя «правоверными», полагают себя вправе диктовать всем «истинные законы» — подобно тому, как государственная власть и полиция устанавливают законы в государстве. Мусульмане считают всю землю «Царством Б-га» и оттого чувствуют свое «право» (и обязанность!) диктовать нормы жизни всему миру. Особенно, если ситуация им позволяет. Сегодня они в этом весьма преуспевают.
– А как же! Уважаю хорошую работу. Исламский террорист Раздобудько, великий американский боксер Кассиус Клей — Мухаммед Али, Литвиненко, беглый офицер КГБ, незадолго до убийства российскими спецслужбами принявший ислам…
– Да, мусульмане пытаются исламизировать весь мир. На Мадагаскаре надолго от этого не спрячешься.
– Ну и что здесь нового, разве не так же ведут себя христиане, когда они в силе?
– Конечно, но сегодня христианство переживает колоссальный кризис, постоянные обвинения в педофилии и т.д. Именно в эти дни — новый всплеск подобных судебных процессов в Австралии, 10 тысяч жертв… Поэтому христиане ныне не имеют для экспансии необходимого духовного авторитета. А мусульмане «в самом соку». Попробуй возрази…
– То есть, рав, вы всячески одобряете мусульманские приемы «воспитания» несогласных? И вы тоже уверены, что заложить пару килограммов тринитротолуола под редакцию «Гаарец» (левейшей израильской «газеты для интеллектуалов») — идеальное решение проблемы?
– Что-то у вас сегодня ерническое настроение, Арье. Это не дистанционная «шоковая контузия» от какой-нибудь упавшей в Ашкелоне ракеты? Конечно, я так не считаю. В современном обществе еврея надо приближать к Торе, а не гнать его туда палкой. Но, с другой стороны, когда вы видите в газете «новую идею празднования Хануки» — фотографии практически обнаженных дам, прикрытых только большими моделями «савивона»… Это явное осквернение наших национальных и исторических символов. Арабы — люди темпераментные, терпения у них поменьше, чем у евреев… Когда где-нибудь кто-нибудь нелестно выскажется о Мухаммеде или, паче чаяния, намалюет на него карикатуру — мало не покажется. Я, не дай Б-г, не призываю к фанатизму и погромам, я только хочу напомнить, что люди должны иметь хотя бы минимальное почтение к своему народу, к своим традициям и символам. Не так, как, скажем, доченька генерала Моше Даяна, бывший депутат Кнессета, которая появляется в Йом Кипур в купальничке на пляже с мороженым в руках и позирует журналистам…
Однажды я, молодой солдат, ехал «тремпом» с офицером — пилотом вертолета, евреем из Йемена. Он вежливо подобрал меня на дороге, что было принято в то время. Мы разговорились. Он спросил: «Почему евреи из Союза едят свинину?» Я стал объяснять, что они так воспитаны, ничего не знали о Торе. «Но теперь-то они здесь?!» Я ответил: «Привычка…» На что йеменит веско произнес: «Для меня кушать свинину — все равно, что разорвать израильский флаг!»
Хочу повториться — я против фанатизма в любых его формах, это абсолютно не еврейский путь. И, как показывает практика, попытки принуждения не знающих о Торе людей к исполнению заповедей только отталкивает их от еврейства. Но в «борьбе с Б-гом» некоторые далековато зашли. Не исключено, что в этом — важная духовная причина бедствий последнего времени. Иначе, думаю, нас «будили» бы помягче.
– Рав, а что нам дает понимание этого, знание о скрытых религиозных, духовных движителях конфликта? Ведь сегодня рвутся бомбы и льется кровь, не различая степень религиозности людей. Первые погибшие — хабадники из Кирьят-Малахи, причем я слышал, что один из убитых ровно четыре года назад (день в день!) чудом спасся из Бейт-Хабад в Мумбаи во время памятного всем теракта, когда трагически погибли полторы сотни человек, в том числе несколько евреев. А убитая молодая женщина — жена любавичского «шалиаха» в той же Индии, в Дели.
– Мой ответ не будет так прост. Есть пасук у Ехезкеля: «Не бойся, червь Яакова». Это выглядит странным, но здесь заложена глубочайшая философия. Червь — это создание очень хрупкое, если случайно на него наступить — от него ничего не останется. Но, с другой стороны, червь может прогрызть отверстие в фрукте и даже в дереве. Сила его — во рту. Сила народа Израиля — тоже «в устах его». Конечно, пока, увы, нужна армия, но без «уст», без продолжения нашей эстафеты, без молитвы, без изучения Торы мы теряем нашу главную силу и защиту. В итоге гибнут самые разные люди, ведь мы единый народ, и боль у нас общая.
– Защита и сегодня совершенно очевидна. Число жертв в Израиле от обстрелов совершенно несоизмеримо с тем, как это бывает в других местах. В пятницу я первым делом утром открыл Интернет, читаю: резкое усиление интенсивности и дальности обстрелов, летят мощные ракеты «Фаджр-5» (иранского производства), российские «Грады» и т.д. — и ни одного раненого или убитого за ночь и утро! А в дома попадают, и только хорошей работой службы тыла и противоракетных комплексов это не объяснить. Столько людей просто физически не способны постоянно бегать в бомбоубежища! Над страной пока поднят «духовный щит».
– Что же дает этому щиту надежность и прочность? Сила нашей спайки, искренняя боль за ближних и забота них. Например, в нашей общине мы собираемся все эти дни для чтения псалмов, взываем к Создателю с мольбой о спасении наших братьев и сестер. Такое и во многих других общинах. На 18 ноября в Иерушалаиме у Стены Плача намечена большая молитва…
– И мы с друзьями в эти дни не раз «прогуливались» по районам, пострадавшим от урагана, лазали на верхние этажи — никому не приходило в голову делить не только на «религиозных» и «светских», но и на евреев и неевреев. Кому нужно — старались помочь, принести необходимое. И то же видели у других волонтеров, неважно, какой они национальности. Тем более — когда речь идет о наших соплеменниках в Израиле.
– Увы, именно беда нас сплачивает. Такое ощущение, что Всевышний, желая проявить добро к нам, хочет, чтобы мы проявляли добро друг к другу. Не ради этого ли нам и посланы последние бедствия?
– Насколько я понимаю, наивысшее добро в этом мире может проявиться после прихода Мошиаха и раскрытия в мире Б-жественной власти и милости. То есть все это похоже на «артподготовку» к приходу Освобождения?
– Не исключено, что это так. Но все-таки самая главная наша «артподготовка», идущая веками, из поколения в поколение, — это воспитание наших детей. Иначе откуда возьмется в мире милосердие, взаимопомощь, скромность и стыдливость, ясный разум?..
– Рав, похоже, мы зря переключились на текущие события, и самая горячая тема, даже сегодня, под звуки канонады, проклятий и ураганов, — это все-таки воспитание наших детей?
– Конечно. Особенно актуально это в свете приближающейся Хануки.
– Если позволите, поговорим об этом через неделю? Впрочем, если обстановка разрешит.
Беседовал Арье ЮДАСИН