– Рав, мы с вами грозились поговорить о положении религиозного еврея в современном мире — как может он жить в соответствии с законами Торы в стремительно меняющейся реальности? Но эта реальность, не дождавшись приглашения, сама заявилась в дом. Ураганы, выборы… Я прочел, что «раввин и мулла согласны, что ураган «Сэнди» был наказанием Америке»; только раввин полагает, что за аморальность, покровительство гомосексуализму, а мулла — что «это плата за оскорбление пророка Мухаммеда в фильме, выпущенном в США». Что скажете вы?
– Промолчу. Я сам не читал, но слышал, что в газете «Дейли Ньюс» был заголовок: «Б-г ненавидит нас». Зачем я это упоминаю? Известно, что евреи начинают прислушиваться к чему-то, когда об этом говорят другие народы. Особенно европейские.
– Аутистов тоже, как известно, слушают куда внимательней, чем раввинов. Без ссылок на национальность, демократично.
– А как же, экзотика! Если бы стул заговорил, как все бы сбежались, в газетах крупным шрифтом… Хотя, может быть, и людей послушать не вредно. У нас не только прошел ураган, не только нет бензина, но мы стоим на пороге принятия таких законов, как свободная продажа марихуаны и эвтаназия по желанию пациента или его родственников.
– Позвольте прибавить? Я слышал не раз, что основной причиной победы Обамы на выборах стала помощь женщин. А для них главным доводом голосовать за него явилось желание Ромни ограничить свободу абортов медицинской необходимостью. Иначе говоря, народ проголосовал за «свободную любовь».
– Да. Человек пытается взять на себя роль Б-га, решать своим ограниченным умом вопросы жизни и смерти, допустимого и запретного. Точнее, даже не решать, а просто идти за своими желаниями и представлениями о «свободе» и «рациональности».
– Статистически, в стране порядка 5% населения с предпочтением «однополой любви». Все они, естественно, голосовали за Обаму. А разница в голосах у кандидатов один процент…
– Добавьте еще, что разрушительный ураган «Сэнди» обрушился на нас именно тогда, когда мы читали в Торе о разрушении города Сдома. Между прочим, и за содомию… Наказание очевидно, но точные причины его Творец открывает одному лишь пророку. Мы можем предполагать, но едва ли уверенно утверждать.
Напомню, это не первое предупреждение. В августе прошлого года, следом за небольшим землетрясением, к нам в гости приходил ураган «Айрин». К счастью, в городе Нью-Йорке он не причинил разрушений, но до и после крушил и убивал. Больше 40 погибших, 10 миллиардов ущерба…
– Ой, рав, нам и без того «есть что вспомнить»… Вторая интифада в Израиле, 11 сентября, «Катрина», индонезийское и японское цунами… Год назад Шойгу, нынче главный российский воин, а тогда «министр по катаклизмам», сказал, что за предыдущие полтора года случилось более десяти чрезвычайно редких и маловероятных природных катастроф.
– Вот и еще в списочек. Мало кто понял намек… возможно, только редакция «Дейли Ньюс». Человек не хочет думать. Как-то у меня была дискуссия с моим раввином Исраэлем Бельским, одним из величайших мудрецов нашего времени. Я отстаивал позицию, что наказание людей Создателем сегодня не имеет смысла — люди не хотят видеть очевидных вещей. Рав Бельский в конечном итоге переубедил меня простой аргументацией: Создатель имеет право требовать от человека думать и при необходимости принуждать его к этому. Мы видим, что человечество еще со времен Потопа и Вавилонской башни отказывалось прислушиваться и мыслить. Человек почти потерял саму идею о том, что он должен «состояться как человек» — как мыслящее существо, как «олам катам», «малый мир» (греки назвали это «микрокосмом»). Но ведь он сотворен Б-гом по Его образу и его «малый мир» подобен бесконечной Вселенной! И это, конечно, его обязывает.
– Я много раз слышал, что «человек — это просто высокоразвитое животное, которому разум дан вместо клыков и когтей, чтобы выжить и приспособиться в этом мире».
– Часто он стоит на ступени куда ниже животного. Пример. В конце XIX века в Париже с большой помпой проходила Всемирная выставка. Собрались и светила науки, которые обсуждали самые разные вопросы современного естествознания. В конце конференции один из ученых задал интересный вопрос: «А стоило ли создавать человека?»
– Рав, но этим же вопросом, согласно Торе, задавался сам Творец и близкие к Нему ангелы! И в Талмуде на такую тему большая дискуссия.
– Да, но, в отличие от Всемирной выставки, Тора и Талмуд дают нам ответ. Тогда ученые пришли к выводу, что создание человека не имело смысла.
– Почему? Порой меня тянет с ними согласиться.
– Ученые назвали такую причину: «Мир существует в гармонии, и только человек — это та особь, которая уничтожает себе подобных и среду своего обитания». Наш сегодняшний мир их мнение подтверждает все более наглядно.
– Поясните, пожалуйста.
– Я сейчас не только о войнах, отравлении воды и атмосферы, голоде и СПИДе. Если говорить о европейской цивилизации, она вырождается. Этнографы утверждают, что сегодня к так называемой белой расе относится меньше 10% населения Земли. Однополые браки, наркотики, пьянство (уничтожающее, в частности, Россию), аборты, контрацептивы, нежелание рожать и обременять себя заботой о детях…
– То есть вы согласны с учеными мужами?
– Не спешите, Арье. Еврейский ответ дает книга Коэлет (Экклезиаст). «Послушаем всему заключение: все выслушивается, Б-га бойся, заповеди Его соблюдай, в этом вся суть человека». Акцент здесь — на суть, и она в том, чтобы испытывать трепет перед Создателем и жизнь по его Закону. Вся остальная деятельность человека, не связанная с этим, как говорит сам мудрейший из людей царь Шломо, есть «суета сует».
– А как это отвечает на вопрос о целесообразности создания человека?
– Наиболее авторитетная книга каббалы «Зоар» рассказывает, что перед сотворением человека Всевышний сказал ангелам: «Сделаем человека». Те спросили: «А что это будет за создание?» Б-г ответил: «Он будет умнее вас». Человек, в отличие от ангелов, может делать совершенно разные вещи, в частности, творить и добро, и зло. Мы можем из этого видеть, что человек — это создание очень опасное, и Б-г пошел на немалый риск, когда создавал нас. Мы это видим ежедневно, своими глазами и на лентах новостей. Когда, скажем, люди задают вопрос о Холокосте, ГУЛАГе, Культурной революции — как такое могло случиться?! Ответ напрашивается сам собой: когда нет трепета перед Создателем и нет в жизни человека Его регулирующего Закона; человек — чрезвычайно опасное и разрушительно действующее животное, и случиться может все что угодно. И создавать такого, пожалуй, не стоило.
– Рав, не могли бы вы привести какой-то пример, чтобы стало понятней?
– Сколько угодно. Есть история, она случилась до Второй мировой войны. Один из учеников иешивы «Хеврон» в Иерушалаиме, родом из Австрии, слушал лекцию рош иешивы, который сказал, что даже самые цивилизованные народы способны абсолютно на все. Ученик возразил: «Этого не может быть! Я сам родом из Вены, вы не представляете, насколько австрийцы вежливые, утонченные, воспитанные и доброжелательные!» Впоследствии этот ученик вернулся в Европу и в итоге оказался заключенным в Аушвице. Немецкому офицеру что-то в нем не понравилось.
Под рукой у нациста оказался топор, он схватил его и ударил заключенного — удар пришелся по руке и отсек ее часть. При этом немец вежливо спросил: «Тебе не больно?» И тогда этот несчастный ученик завопил про себя: «Мой рош иешива был не просто прав — он был пророком!» Все это рассказал сам ученик, чудом оставшийся в живых.
– Рав, стоит ли далеко углубляться в историю? Современный Иран занимает первое место в мире по числу студентов и людей с высшим образованием на душу населения. Однако когда после последних выборов по стране пошли протесты, недовольных бросали в тюрьмы и там в качестве «воспитательной меры» юношей и девушек насиловали. Некоторых — до смерти. Да и Япония, страна древней и изысканной культуры, — помните, что они делали с пленными американцами и как обращались с населением в оккупированном Китае?
– Я же вам сказал, примеров сколько угодно. Вот еще история — о нашей «доисторической родине», рав Тувья Голдстейн ее рассказывал. Я его лично знал, он хорошо говорил по-русски, в Сибири научился. Когда по пакту Молотова — Риббентропа была разделена Польша, группа иешива-бохуров оказалась на советской территории, и скоро все они очутились в ГУЛАГе. Их, естественно, погнали на работы. И вот наступила первая суббота — а нужно было перетаскивать деревья. Что они начали делать — перетаскивали деревья по двое, чтобы уменьшить степень нарушения закона субботы (работа, которую можно сделать одному, если ее совершать вдвоем, является проступком менее серьезным). Один офицер решил выслужиться и доложил: «Это саботажники!» За такое полагался расстрел. Вечером решили провести публичный суд и быстренько «избавиться от проблемы».
Однако так получилось, что машины с группой руководителей МВД застряли в снегу недалеко от этого лагеря, и они заявились в лагерь во главе с важным генералом. Когда начальник лагеря увидел такое высокое руководство, он тоже решил выслужиться и попросил генерала возглавить суд над саботажниками. Увидев этих бохуров, генерал сказал начальнику, что он должен сперва лично с ними побеседовать. Они вошли в барак, и генерал произнес на идиш: «Агуте вох!» Рав Тувья говорил, что это «агуте вох» (доброй недели) он не мог забыть всю свою жизнь — а прожил он 95 лет! И генерал рассказал свою историю: он родился в религиозной еврейской семье, но уже в молодости отошел от Торы и ринулся в революцию. Когда умирала его мать, она попросила: «Я понимаю, что ты уже потерянный. Но сделай одну мицву: всегда, когда увидишь еврея в беде, старайся его спасать». «Я вспомнил это сейчас, но вы должны перестать таскать бревна вдвоем — для вас это опасно для жизни и поэтому вы, по закону Торы, обязаны здесь нарушить субботу». После этого генерал вернулся к начальнику лагеря и приказал ему: «Смотри, это слабые, не привыкшие к физическому труду люди, их надо лучше кормить — и ты увидишь, что тогда они будут лучше работать!»
Эта история на тот момент завершилась благополучно. Но для многих это так не кончалось, и мы уже не услышим их историй от них самих… Кажется, перед тем как прихлопнуть муху, больше думали, чем перед убийством человека. Из сталинских лагерей вышел всего один процент (!) отправленных туда — обычно абсолютно ни за что.
– Рав, но где же выход? Если люди, даже образованные, цивилизованные так легко скатываются к дикости, весь «прогресс» и «смягчение нравов» — есть самообман и только увеличивает опасность для самого нашего существования, подсовывая под руку завтрашнему дикарю все новые и новые орудия.
– Вопросик не в бровь, а в глаз. Ну, раз уж нас сегодня потянуло на истории, отвечу вам притчей. В далекой горной деревушке, куда и газета приходила на три месяца позже, жили два друга. Встретились они раз в единственном местном «клубе», деревенской корчме, на одном лица нет. Спрашивает его друг: «Что с тобой?» — «Мне приснился сон, что весь урожай этого года отравлен, и каждый, кто его ест, сойдет с ума». — «Удивительно, мне приснился точно такой же сон!» Стали они гадать, что же делать: поесть — ума жалко, не поесть — жить нормальным среди психов ужасно и себе опасней. Пошли к деревенскому старцу. То ответил: «И мне приснился точно такой же сон. Вот что сделайте: ешьте от урожая вместе со всеми. Но чтобы не забыть, что вы — нормальные люди, сделайте себе на одежде много узелков — и тогда, прикасаясь к ним, вы будете вспоминать, из-за чего ваш ум помутился, и сможете преодолевать безумие».
– Вы намекаете на кисти цицит на нашей одежде?
– Не только. Все данные нам заповеди Торы — и есть такие «узелки», напоминающие нам про безумие, охватывающее в этом мире слишком многих.
– Тогда недавний ураган и прочие катаклизмы — тоже такие «узелки», за которые «дергает» Создатель, напоминая нам о безумии, в которое мы погружены?
– Я думаю, напоминая нам не столько про сумасшествие, сколько про бездумное существование, в котором нет ни настоящего смысла, ни настоящего милосердия.
– Вы намекаете сейчас на благотворительную деятельность, помощь пострадавшим от урагана, в которую, как я знаю, вовлечены многие члены вашей общины? Кстати, Тора предписывает помогать только религиозным евреям или хотя бы только евреям?
– Откуда эта чушь? Или вы считаете, что наши ребята, забирающиеся пешком на высокие этажи, чтобы накормить и обслужить беспомощных стариков на Брайтоне или Манхэттен-Бич, сперва устраивают им экзамен на знание «Шулхан аруха»? Люди в Сигейте говорили, что, если бы не евреи-«шомрим» из Боро-Парка, они бы просто не выжили.
– Рав, тогда вот вам тема следующей беседы: воспитание детей. Я знаю, что не только евреи приезжают в районы бедствия, чтобы самоотверженно и бескорыстно помогать нуждающимся, но у религиозных евреев это мгновенно стало буквально «всенародным проектом». Центры сбора вещей для помощи жертвам урагана зачастую уже отказываются принимать вещи — просят дать им пару дней разобрать груды того, что уже принесено. Если понимать под «безумием этого мира» бездумный и безразличный эгоизм, как еще с детства научиться завязывать те «узелки», которые будут напоминать человеку о том, что он — «малый мир» и потенциально умнее ангела? Вы согласны с темой?
– Пожалуй, согласен. Только найти бы в такие горячие дни время для беседы…
Беседовал Арье ЮДАСИН