Не так давно в рамках еврейской религиозной мысли возник новый «разворот» важной темы: является ли иудаизм только религией для евреев или он может быть «двуступенчатым» — «глубинная» версия для евреев и «базовая» версия для прогрессивного человечества. Из истории мы видим, что и христианство, и ислам взяли для себя некоторый набор базовых еврейских идей, так что тема эта уходит в глубь веков.
Мы сейчас локализуем вопрос и посмотрим на следующий момент — можем ли мы раскрыть общечеловеческий аспект еврейских праздников. Предложим для обсуждения интересную идею. В нашем календаре есть пять главных праздников из Торы: три дня «паломничества» (шалош регалим) — Песах, Шавуот и Суккот и два «судных праздника» — Рош а-Шана и Йом Кипур.
Каждый из этих праздников имеет по крайней мере шесть измерений:
• природное измерение — связь с важными процессами природного мира;
• историческое — каждый праздник привязан к какому-то важному событию в еврейской истории;
• ценностное — каждый праздник представляет важную концепцию в системе человеческих ценностей;
• измерение отношений между человеком и Б-гом;
• измерение в мире заповедей;
• мистическое измерение, изучаемое Каббалой.
Универсальные ценности
Сейчас мы рассмотрим те ценности, которые исходят из каждого еврейского праздника, и сформулируем их в наиболее компактном виде.
Песах — день свободы.
Шавуот — день мудрости.
Суккот — день радости.
Рош а-Шана — день самоанализа (суда над собой).
Йом Кипур — день исправления (ошибок, найденных во время самоанализа).
Суккот — также день радости после исправления
Сразу заметим, что Суккот вписывается в два паттерна. В первой триаде — как один из трех базовых процессов, радость в универсальном смысле. Во второй триаде — как кульминация процесса, радость от исправления.
Мы не можем не согласиться, что все эти понятия имеют важность не только для евреев, но и для любого человека.
Посмотрим немного в глубь темы. Праздники украшают жизнь человека, переключая его от рутины будней. Заметим два момента. В бывшем Советском Союзе основные праздники имели политико-идеологический момент (1 мая, 7 ноября). Поэтому у человека, выросшего в Советском Союзе, идея праздника «испорчена» идеологией. После распада Союза старые праздники были отменены, но новые праздники практически не появились, так как новая система не несла в себе заметного конструктивного начала. И хотя были введены христианские праздники, далеко не все были готовы их воспринимать как универсальные. Поэтому сейчас на территории бывшего Союза ощущается некоторый духовный «вакуум».
С другой стороны, интересно обратить внимание, что в США Рош а-Шана и Йом Кипур — общенациональные праздники, хотя и без особого содержания для неевреев.
Интересный прецедент начал создаваться в Израиле. В дни праздника Суккот в Иерусалим съезжаются представители разных стран и празднуют День радости, проходя по Святому городу в национальных костюмах своих народов.
Мы не должны навязывать миру эти праздники, но мы можем предложить их — как повод задуматься над указанными концепциями: что такое свобода, что такое мудрость, в чем суть радости и т.д. В контексте Песаха находится заповедь «Расскажи сыну своему». В нашем случае праздники можно использовать для обсуждения этих тем в семейном кругу родителями с детьми.
Может возникнуть вопрос: почему эти универсальные идеи надо привязывать к еврейскому календарю? Один из вариантов ответа: евреи — это народ, который первым получил Б-жественную мудрость более 3 000 лет назад. В дальнейшем евреи повлияли на мудрость народов мира. Поэтому мы не утверждаем, что только у нас есть монополия на знание мудрости. Но у нас самый большой «стаж» работы с этими идеями.
Было бы продуктивно, чтобы инициатива такого празднования исходила из Израиля как еврейского духовного центра. Сейчас, к сожалению, Израиль в глазах Запада больше ассоциируется с конфликтом с палестинцами — как негативно-дестабилизирующий элемент в мире. И еврейскому народу очень важно создать позитивно-конструктивный имидж для нашего государства. Также это будет полезным для светских евреев, которые не готовы воспринять религиозные идеи, но смогут воспринять универсальные ценности, привязываемые нами к нашему еврейскому календарю.