Почему сын грубит?

Яблоко от яблони…

– Почему вы создаете моему сыну проблемы? – агрессивно начал разговор отец ученика 11-го класса, грозно вошедший в мой кабинет со своим чадом.

– Ваш сын нагрубил учителю, – ответил я ему. – Он при всем классе оскорбил учителя словами, которые просто нельзя повторить.

– Ну и что, я на его месте сделал бы то же самое, – невозмутимо парировал он. – У меня нет времени. Я хочу, чтобы мой сын был немедленно допущен к занятиям!

– Дело в том, что постоянная грубость вашего сына в адрес учителей перешла все границы, и по правилам школы он может быть исключен, – продолжил я. – Однако вместо этого я предложил ему встретиться с социальным работником. Он сможет взять программу, которая научит его контролировать вспышки гнева и грубость.

– Ему это не нужно, у него и так все в порядке, – бесцеремонно заявил отец.

– Нет, мне это нужно, – вдруг вмешался в разговор сын.

…Я задумался. Признаюсь, что я серьезно рассматривал возможность исключения из школы этого ученика. Я предложил ему пройти программу «Аnger management», способствующую улучшению самоконтроля, в качестве последней меры, считая это единственной возможностью не исключать его из школы. Когда же отец сказал, что категорически против этой программы, то я хотел было предложить ему найти для своего сына такую школу, в которой будут терпеть грубость и не пытаться что-то изменить.

Но вдруг со всей отчетливостью я осознал, что грубость сына является не чем иным, как продолжением грубости отца. Несмотря на очевидность того, что «яблоко от яблони не далеко падает», учителя почему-то продолжают думать, что в ситуациях, когда школа не справляется с детьми, следует обращаться за помощью к родителям. Однако опыт показывает: чем сложнее проблема ребенка, тем более вероятно, что родители являются частью этой проблемы, а не ее решением.

Свет надежды

Следует ли из этого, что школе лучше вообще не вовлекать родителей? Да, американские школьные психологи и педагоги считают, что привлекать родителей следует как можно меньше. Потому что вреда от этого может быть больше, чем пользы. Это особенно верно, когда речь идет о подростках. Ведь если школа не справляется с детьми, то, скорее всего, не справляются и родители. Потому лучше концентрироваться на работе с детьми.

Но если стало очевидно, что вы просто не сможете помочь ученику разрешить его проблемы, если родители не решают своих? Что если грубость сына является следствием грубости отца, который наверняка таким же образом общается как со своим сыном, так и с другими членами семьи?

Вот почему, столкнувшись с грубостью отца, я лучше понял сына. Потому я не исключил его из школы, а ощутил сострадание к ребенку, который, по сути, является жертвой своего отца. Так как же ему помочь? Я попросил ученика подождать за дверью…

– Скажите, как часто вы общаетесь с сыном? – доверительно спросил я отца.

– Я работаю с утра до ночи, – ответил он, – и почти не вижу сына.

– А когда вы видитесь, то как вы общаетесь?

– У нас очень напряженные отношения, – признался отец. – Он мне грубит.

– Готов согласиться с вами и не настаивать на встречах сына с социальным работником, только при условии, если вы будете сами учиться, как правильно общаться и воспитывать своего сына.

– Вы что, хотите отправить к психологу меня? – удивился он.

– Да. Потому что кто-то должен воспитывать вашего сына. И кто может это сделать лучше отца?

– Хорошо, я готов выделить на это час в неделю. Только если вы найдете мне психолога, который будет принимать по воскресеньям.

Я был рад тому, что отец согласился. Это был только первый шаг. Хочется надеяться, что он не передумает, и пойдет. И продолжит ходить. И действительно захочет помочь себе и сыну, начав работать над собой. Ради этой надежды уже стоит держать ученика в школе…

Мера за меру

«И поселился Яаков в стране своего отца, в стране Ханаанской», – с этих слов начинается наша недельная глава, повествующая о том, как через 22 года после бегства Яакова из отцовского дома он возвращается от дяди Лавана к отцу Ицхаку. Мудрецы обращают внимание на то, что, забегая вперед, Яаков будет разлучен со своим сыном Иосефом ровно на 22 года!

«Мера за меру! – утверждает Раши в своем комментарии в конце главы «Толдот». – 22 года Яаков не выполнял заповеди уважения к отцу, поэтому и сын его не выполнял той же заповеди по отношению к нему ровно 22 года!»

«Но ведь это не вина Яакова, что он был вынужден оставить страну Ханаанскую, в которой жил его отец? – возразит мне читатель. – Ведь Яаков спасался бегством от ненавидящего его Эйсава».

Это верно. Но и не по своей вине проданный в рабство Иосеф разлучился со своим отцом Яаковом! Концепция меры за меру – это не только идея преступления и наказания, но и принцип сохранения некой духовной энергии. Потому дело не в мотивации поступка, а в самом факте разлуки, который повторился со всеми деталями в жизни отца и сына. Яаков был вынужден разлучиться со своим отцом, так же и его сын Иосеф был вынужден разлучиться с Яаковом.

В заповеди уважать родителей Тора упоминает причину и дает благословение: «Для того, чтобы продлились твои дни!»

Как связано уважение к родителям с продлением жизни детей? Ухаживая за родителями, дети продлевают их дни. Таким образом, по закону «мера за меру», заслуживают продления своих дней! Один из механизмов проявления этой закономерности связан с тем, что дети имитируют своих родителей. Если ребенок видит своего отца, который с уважением относится к деду, то этот пример лучше любых слов оказывает воспитательное воздействие на сына, который в будущем будет с уважением относиться к своему отцу. Иначе говоря, наши дети будут относится к нам так, как мы относимся к нашим родителям.

На ошибках учатся

В чем причина раздора в семье Ицхака и Ривки, выразившегося в конфликте между сыновьями Яаковом и Эйсавом? Рабби Шимшон Рафаэль Гирш поясняет, что причина беды кроется в разном проявлении любви родителями по отношению к своим детям. Как сказано: «И полюбил Ицхак Эйсава, а Ривка любит Яакова». Сразу оговоримся, что Тора не критикует наших праотцев, а преподносит нам, их потомкам, важный урок.

Но если так, то почему этот урок не воспринял Яаков, который сам больше любил Иосефа, чем вызвал зависть и ненависть других своих сыновей?

Потому что поведение отца имитируется сыном, возможно, на некотором подсознательном уровне. Как иначе можно объяснить тот удивительный факт, что люди, которые страдали в детстве от насилия в семье, сами предрасположены к проявлению насилия в своих семьях? Ответ прост: дети подражают родителям. Но значит ли это, что будущее детей однозначно предопределено родителями, которые своим примером как бы программируют будущее поведение детей?

Нет, каждый человек обладает свободой выбора. Поэтому дети могут осмыслить ошибки родителей и не повторять их. Это верно, что поведение родителей может поставить детей в будущем перед сложным выбором. Например, дети курильщиков склонны к курению. Но могут, при желании, сделать свой выбор и не курить.

Как зажечь свет?

«Какое все это имеет отношение к предстоящему празднику – Ханука? – возмутится нетерпеливый читатель. – Лучше бы научил нас, как зажигать свечи Меноры».

Что ж, однако важно и то, чему учит нас зажигание ханукальных свечей!

Ханукальная Менора является напоминанием о Меноре, которая горела в Иерусалимском Храме, и еще до того – в скинии завета в Синайской пустыне. Когда Всевышний указывает Аарону впервые зажечь Менору, то в Торе почему-то употребляется странное слово «бехаалотха», то есть «возвысить» свечи, а не зажечь их. Раши объясняет, что это намек на два закона. Коен, зажигая свечи, должен был подняться на специальную ступеньку. Так же зажигая свечи, он должен был не убирать руки до тех пор, пока пламя фитиля не поднимется само по себе.

Отсюда два важных урока в жизни. Тот, кто хочет осветить светом и поднять своих детей, должен прежде всего зажечь свет в своей душе и сам подняться. В каком-то смысле воспитание детей есть всепродолжающийся процесс воспитания себя самого!

Воспитывая ребенка, следует помнить, что целью является не сиюминутное подчинение, а зажжение в его душе самостоятельного и искреннего стремления к добру. Следует мотивировать ребенка до тех, пока пламя желания не поднимется и будет гореть само по себе, – так объяснил слова Раши рабби Моше Файнштейн. В этом секрет вечного огня Меноры и тайна существования еврейского народа, который на протяжении тысячелетий истории продолжает передавать свет Торы от отца к сыну, от поколения к поколению.

«Ханох» – «воспитывай» подростка его (индивидуальным) путем, тогда, даже состарившись, не свернет он с него, – учит мудрейший из людей царь Соломон в своих притчах.

Слова «Ханох» – воспитание и «Ханука» – очищение (Храма) имеют один корень и общий смысл. Зажигание ханукальных свечей призвано научить нас очищать и возвышать свои души так, чтобы мы смогли передавать нашим детям свет, которым они, в свою очередь, осветят души своих детей!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора