– Рав, продолжаем нашу беседу, особенно актуальную в ожидании урагана — всем известно, особенно из итальянских опер, что любовь — это ураган, буря и, как поется в старом советском фильме, «она свободно мир чарует». Тем более что «законов всех она сильней». И в Талмуде есть этому подтверждение: «Любовь разрушает [принятый] порядок». Где же хваленый «еврейский секрет», как удержать чувства — любовь и взаимоуважение в семье — на всю жизнь? Реально ли это — или все это сказки и внешний глянец?
– Повторюсь — чувству человек порой не в состоянии сопротивляться. Как и его исчезновению. Необходима помощь — система и правила взаимоотношений между людьми. Особенно это важно в семье. Иудаизм ничего не упускает из виду — любовь, взаимоуважение, взаимные обязанности супругов и детей с родителями… Он стремится объединить на реальной основе романтику и прозу.
– А как этого можно достичь практически? По принципу «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным»? Я помню телесеансы парапсихолога Кашпировского, как он строго повелевал: «Любите все! Вон тот, в третьем ряду, не любит!»
– Мы говорим о понятии «брак» — еврейская Традиция именно и обращена к практической реализации «повеления» вашего мага, господина-товарища Кашпировского. Что-то я, правда, не слышал, чтобы после его телешоу любви в мире стало больше. Волосы чернели, швы вместе с мозговыми извилинами рассасывались — это рассказывали…
Традиция не останавливается на повелениях. Она ищет баланс и гармонию между самыми различными аспектами семейной жизни. В том числе между романтическими иллюзиями, «химией» (как это называется в современном иврите) и ежедневным нахождением вместе. Есть такой анекдот. Жена говорит мужу: «Год назад ты заверял меня, что я женщина твоих сновидений. А сейчас хочешь развестись?!» — «Что поделаешь. Пришло время — и я проснулся».
– То есть вы предлагаете подольше спать?
– Ни в коем случае! Я предлагаю с самого начала жить с открытыми глазами. Тора дает нам инструменты, пользуясь которыми мы можем приблизиться к тому, что наша семейная жизнь может стать счастливой.
– Что же это за инструменты?
– Тора занимается бытием человека во всех ипостасях. Даже в таких личных, интимных вещах, как отношения между мужем и женой, которые в современном мире называются словом «секс». Мы это слово не употребляем — секс есть у насекомых, у кошечек, у собачек. Мы используем слово «ишут» (отношения между людьми), однокоренное с «иш» и «иша» — мужчина и женщина. Одна из основ еврейской семьи — это концепция семейной чистоты. Какие ее составляющие? Очень вкратце — это перерыв в отношениях между супругами на период менструального цикла и отсчет после этого семи «чистых дней». Кульминация этого перерыва — погружение женщины в воды миквы, после чего отношения возобновляются.
Из моего опыта: пары, начавшие соблюдать законы семейной чистоты, через некоторое время обычно с изумлением обнаруживают, что их отношения стали более свежими, обновленными. Ведь самый страшный враг семьи — привычка, пресыщенность, неизбежная со временем потеря новизны, рутина. Общеизвестно, что сегодня брак в западном мире потерял былую прочность. И большинство жалоб супругов при разводах — усталость от повседневности, рутина жизни. Это же, кстати, и главная причина не такой уж редкой, увы, супружеской неверности.
А соблюдение законов семейной чистоты вносит в жизнь разнообразие, интригу. Я уже не говорю о чисто духовном аспекте этого, об ощущении внутренней и телесной чистоты, обновленности после погружения женщины в воды миквы. Это знают и мужья, и жены. Результат: то, что жена всегда остается для мужа, как желанная невеста.
Разумеется, мы не обладаем панацеей от всех сложностей, возникающих в процессе семейной жизни. Но соблюдение законов семейной чистоты, как правило, снижает напряжение, время от времени неизбежно возникающее в семье. И возрождает в супружеских отношениях радостную взволнованность.
– Рав, законы семейной чистоты имеют только духовный и психологический аспекты или есть в них нечто более материальное?
– Есть, конечно. С медицинской точки зрения, отказ от отношений в период кровотечения и сразу после этого существенно снижает опасность инфицирования. Возможно, поэтому, как установила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), у религиозных евреек чрезвычайно редок рак матки — один из бичей человечества ныне.
Но самое главное здесь, возможно, не это и не все ранее перечисленное, а то, что в то время, когда супруги отдалены друг от друга, они учатся общаться между собой. Большинство современных семейных пар жалуются, что между ними нет общения. В лучшем случае, два самостоятельных монолога. Это как в анекдоте: «Слушай, ты жену мою не видел?» — «А вот там, не она разве стоит?» — «Нет, та молча стоит».
– Насколько я помню, мудрецы говорят, что у женщины «даат кала» — быстро и легко переключающееся внимание. Больше говорить для нее естественно. Вы хотите сказать, что еврейская женщина носит во рту кляп и вынимает его только для редких периодических бесед с мужем?
– Нет, я хочу сказать, что, увы, «кляп» во рту обычно носит мужчина. Как рассказал один знакомый, «я с женой второй год не разговариваю». — «Почему?» — «Перебивать не хочу».
– Рав, вы все шутите. А ваша жена это интервью тоже прочтет?
– Надеюсь, что нет. Иначе беру все свои слова обратно! Но серьезнее — «кляп» во рту мужчины означает, что многие женатые мужчины считают, что они жене уже все сказали. Ну, конечно, кроме «подай», «принеси», «не забудь отправить детей в школу»…
– Что, рав, вы предлагаете — пока супруга жарит яичницу, обсуждать с ней спор рабби Йоханана и Рейш Лакиша? Или лучше свежие новости каббалы?
– А почему бы и нет? Это лучше, чем сплетни и злословие, перемывание косточек родственникам, соседям и политикам. Но разве мало в жизни других тем, кроме диспутов Талмуда? Воспитание детей, вопросы морали, цель и смысл жизни, ее духовные аспекты, глубины человеческой души, история, музыка… К чему это приводит в семейной жизни? Ко времени, когда отношения супругов с возрастом становятся более редкими, они уже научились глубокому и личному общению. А заинтересованное общение между людьми естественно приводит к росту взаимного уважения. Люди до старости оказываются способны к цивилизованной жизни друг с другом. Более того, когда, например, я готовлю к свадьбе женихов (а моя жена — невест), как принято в еврейской Традиции, один из советов, которые я им даю — хотя бы раз в месяц выходить «аут», вдвоем, без детей и посторонних людей. Научиться быть вдвоем… На неумение этого жалуются многие супружеские пары — и именно это больше всего разрушает брак. А то, знаете… «За десять лет мы с супругой только раз вышли вместе из дому». — «Что, в театр, на Бродвей?» — «Нет, у нас пожар был».
– Рав, все это говорит о воспитании у супругов взаимоуважения и взаимной терпимости. Я понимаю, что это очень важно, сам по сей день удивляюсь, как жена меня терпит… Есть в Торе даже специальная заповедь — уважать мужу и жене друг друга. Но как же любовь? Неужели она не является основой брака? Есть ли что-то на свете прекраснее ее?
– Арье, вы упустили, что в той же заповеди говорится и об обязанности супругов любить друг друга. Тора нам объясняет, что такое любовь. Это мы видим, в частности, из такого стиха: «И служил Яаков за Рахель семь лет. И они были в глазах его как несколько дней по любви его к ней». Нас приучили к тому, что, когда возлюбленный ждет любимую, одна минута приравнивается к вечности. А здесь наоборот — семь лет как несколько дней! Почему? Любовь Яакова к Рахели сама была вневременной, она относилась не только к чувственности, но и к области прямой духовности. Говорят мудрецы: «Агава тлуя бедавар — батель давар, батла агава». «Любовь, зависящая от чего-то внешнего (например, красоты) — уходит красота, уходит любовь».
– Но на чем же настоящая любовь базируется? Не все же находятся на уровне пророка праотца Яакова! Да и что, красота не имеет значения? А как же Тора говорит про Рахель: «Прекрасна лицом и станом»?
– Все имеет значение. Но только на внешности можно строить одну лишь «любовь к жареной рыбе». Да и с возрастом внешние данные меняются. Так что, получается, если жена или муж постарели, надо выбрасывать их, как залежалый товар, и искать себе пару лет на двадцать моложе? Как некоторые современные богачи и артисты…
На чем строится настоящая любовь? Мудрецы сказали одну очень важную вещь: «Люби ближнего, как самого себя». Жена — самый «ближний» к тебе человек. Это и означает, что любовь — не право или удача, а обязанность.
– Во-во, по Кашпировскому: «Повелеваю любить»!
– Ответ не по Кашпировскому. Он синтезирует эти заповеди: чистота семьи, вневременный аспект любви, необходимость относиться к ближнему, как к самому себе. Если ими реально пользоваться, любовь с течением времени в браке не ослабевает (как страсть), а постепенно нарастает. Настоящая любовь — это вовсе не то, что неожиданно сваливается, как снежный ком на голову, — но то, что целенаправленно строится и потому становится надежным и вечным.
В чем суть любви Яакова к Рахели? — Привести в мир святой народ, который может нести в мир любовь Всевышнего к людям. Эта любовь, можно сказать, «светит отсветом наивысшей возможной любви». Как и все заповеди нашей Торы. Поэтому, когда звонит очередная еврейская мама и рассказывает, какая у нее красивая и образованная дочь, почти профессор, и просит: «Ребе, найдите мне порядочного еврейского мальчика, только, чур, не религиозного!» — то с трудом понимаешь, почему такая мама обращается к раввину.
Но другое, увы, понятно — найти достойных женихов в светской среди для своих «чудо-дочерей» уже давно перешло в разряд чуда. Или вот иная телефонная беседа (это все реальные случаи). «Моя красавица дочь, пэйч-ди, ей невозможно найти жениха. Современные мальчики хотят всего сразу, а моя дочка очень скромная, она не может в первый день, ей нужен хотя бы месяц…»
Повторюсь: по мнению Льва Толстого, «семья есть только у тех, у кого есть ответственность перед Б-гом». Долго и счастливо живущая вместе семья — это и есть квинтэссенция настоящей любви.
– Что она такое — та самая любовь, о которой мы все время говорим? Вы можете, рав, дать ей краткое определение?
– На иврите слово «любовь» (аhава) происходит от корня «hав» — давать. Семья может быть построена только на взаимном даянии и взаимных уступках, на бережном, я бы сказал, трепетном уважении к нуждам и внутреннему миру другого. В еврейском понимании «любовь» — это проявление Б-жественной эманации «Хесед» — милость, радостное и беспричинное даяние. Любить — это когда очень хочется делать (и делаешь) другому добро. И всем существом своим радуешься этому. А сейчас под этим словом понимают что угодно. Люди не слышат, что они говорят, не понимают, как они живут… Жаль.
– Действительно, жаль… Но научить человека думать — это, мне кажется, еще труднее, чем научить любить. Как минимум, человек сам должен очень этого хотеть и старательно над этим работать. Вы поверьте, тут мое, гроссмейстера и шахматного тренера, занятие: думать самому и обучать думать других.
Однако, рав, меня давно подмывает поговорить с вами на такую тему: «Еврей в современном мире». Ведь немало изменилось за тысячелетия, и не только в области технологии. Весь мир сейчас — как одна большая деревня. Можно ли — и как — соблюдать заповеди, данные в древности, в эпоху компьютеров, космических полетов, ядерного оружия, цивилизации, с головой и ногами упакованной в пластик?..
Продолжение следует
1 thought on “На чем строится настоящая любовь?”
Comments are closed.
Арье Юдасину удалось создать отличную серию интервью с известным русскоязычным раввином Абрахамом Бинским. Серьёзные темы, простой и доступный язык, искромётный юмор — и вдумчивый читатель получает ответы на основные вопросы , волнующие евреев диаспоры.