НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ «ВАЕШЕВ»

За что пьем?

Глава «Ваешев» читается накануне Хануки. Есть ли аналогия между разделом и этим «праздником огней»? Если бы Ханука совпала с предыдущим разделом «Ваишлах», мы могли бы связать противостояние Яакова и Эсава с борьбой хасмонеев против греко-сирийских поработителей. Данны раздел такой возможности не дает. Но связь все-таки есть.

Основная тема «Ваешев» – острая вражда в семье Яакова между Йосефом и его братьями, чуть не завершившаяся кровопролитием. К сожалению, междоусобица стала печальной традицией еврейской истории, и события Хануки подтверждают это.

Наши мудрецы подробно обсуждают сражения Маккавеев с войсками Антиоха-Епифана, столкновение универсальной греческой культуры и более древнего, «национального ограниченного» иудаизма, но почти не упоминают, что главная война шла между самими евреями: теми, кто самоотверженно защищал свою национальную самобытность, и эллинистами, ревнителями античного «прогресса». Впрочем, слова из ханукальной вставки в ежедневной молитве «Амида» прямо указывают на этот внутренний конфликт: «Ты (Б-г) отдал… злодеев в руки праведников, и преступников в руки изучающих Тору Твою». Под «злодеями» и «преступниками» имеются в виду отнюдь не греки.

Фактически речь идет о первой в истории религиозной войне или, как принято теперь говорить, «войне культур». Поэтому участие в ханукальных торжествах нынешних эллинистов, борцов с «религиозным засильем» выглядит, по меньшей мере, странно. В самом деле, что они отмечают? Поражение своих древних единомышленников, евреев, ненавидевших Тору и открыто примкнувших к иноземным захватчикам?

Мертвая голова

Еврейская традиция серьезно относится к сновидениям. В Талмуде (трактат Брахот) сказано, что сон – это одна шестидесятая часть пророческого озарения. Библейские пророки вступали в контакт с Б-гом, получая от Него информацию о будущем и предостережения, как правило, во сне. Только Моше, величайший из пророков, всегда разговаривал с Б-гом наяву – «лицом к лицу».

В книге «Берешит» мы читаем, как Б-г усыпил Авраама («И было солнце перед заходом. И непреодолимый сон напал на Авраама. И вот: что-то ужасное, черное, наваливается на него…»). Находясь в состоянии «гипнотического» сна, наш старший праотец узнал о предстоящем 400-летнем египетском рабстве и последующем Исходе. Тогда же Б-г заключил с ним «союз между рассеченными частями» жертвенных животных, обещав: «Потомству твоему отдам эту страну от реки Египетской до… реки Евфрат» (глава 15).

Важный пророческий сон приснился и Яакову, когда он шел из Беэр-Шевы в Харан, спасаясь от мести Эсава, и остановился на ночлег на будущей Храмовой горе. Увиденная им во сне лестница, которая «поставлена на землю, а верх ее достигает неба, и ангелы Б-га восходят и спускаются по ней», символизировала тесную связь материального мира с духовными сферами. Открыв Яакову эту важнейшую истину, Всевышний повторил обещания, ранее данные Аврааму и Ицхаку, о том, что его потомки унаследуют Эрец Исраэль, станут многочисленным народом, «благословением для всех племен земных» и после долгого изгнания вернутся «в эту страну» (гл. 28).

Сын Яакова Йосеф не только сам видел вещие сны, но благодаря тому же пророческому озарению толковал их для других людей. Остро закрученный, приключенческий сюжет сегодняшнего раздела «Ваешев» начинается с двух снов и кончается тоже двумя сновидениями, причем в обоих случаях эти сны сыграли важную роль в судьбе Йосефа, его братьев и всего еврейского народа на много веков вперед.

Юношеские сны Йосефа о том, как одиннадцать снопов, связанных другими сыновьями Яакова, поклонились снопу Йосефа, и как ему же, Йосефу, кланяются солнце (его отец), луна (умершая мать Рахель) и одиннадцать звезд, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения братьев. Заподозрив в нем стремление узурпировать духовное наследие праотцев, они продали «сновидца» торговому каравану, который направлялся в Египет – так начался египетский галут.

В заключительной части раздела Йосеф, оказавшись в тюрьме по ложному доносу, блестяще разгадывает сны попавших в немилость придворного виночерпия и придворного пекаря (эта удача помогла ему со временем не только выйти на свободу, но и стать премьер-министром Египта). Виночерпия Йосеф обнадежил: «Через три дня Фараон вознесет тебя и возвратит на место твое», а пекарю, увидевшему во сне «на голове моей три плетеные корзины» с мучными изделиями, которые клюют птицы прямо из верхней корзины, он неожиданно предсказывает совершенно иную, трагическую судьбу: «Три корзины – это три дня. Через три дня Фараон снимет с тебя голову и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою» (40:19).

Прежде чем прокомментировать сны виночерпия и пекаря, Йосеф предупредил их, что он не ясновидящий и не гадалка: «Ведь от Б-га истолкование». Информация поступала к нему по пророческим каналам непосредственно от Творца вселенной, которому все открыто, для которого нет прошлого, настоящего и будущего.

И все-таки в любом комментарии должна быть элементарная логика, здравый смысл. Что такого увидел Йосеф в сновидении пекаря? Почему он решил, что пекаря повесят?

Однажды в Англии состоялась большая художественная выставка на тему «ультра-реализм» – максимальное приближение к жизни. Представленные на ней картины выглядели пугающе «живыми». Особое внимание посетителей привлекло полотно известного живописца, на котором человек держал на голове корзину с фруктами. Сходство с натурой было настолько точным, что на холст садились птицы (выставка проходила под открытым небом) и пытались клевать написанные маслом плоды. Встревоженный художник потребовал даже от устроителей поместить его шедевр под стеклянный колпак.

Картиной заинтересовалась пресса. Предприимчивый редактор одной из газет, стремясь поднять тираж своего издания, объявил необычный конкурс: всякий, кто найдет хотя бы малейший изъян в виртуальной реальности этой художественной работы, получит денежный приз.

Победительницей конкурса стала пожилая дама из Лидса. Она написала в редакцию: “Должна признать, что фрукты, лежащие в корзине, действительно выглядят абсолютно настоящими. Но человеку, держащему корзину, повезло меньше. В нем не чувствуется дыхания жизни. Иначе птицы не посмели бы даже приблизиться к фруктам – они боятся живых людей».

Когда пекарь описал Йосефу свой сон – как птицы сели к нему на верхнюю корзину и клевали булочки прямо с его головы, Йосеф понял, что перед ним мертвец, не способный даже исполнять роль огородного пугала. Ведь птицы боятся человека, только пока он жив.

===

Конфликт между Йосефом и его братьями вызывает недоуменный вопрос. В Торе сказано: «И доводил Йосеф худые слухи о них (братьях) до их отца» (37:2).

Неужели Йосеф, умница и праведник, распускал сплетни, сознательно порочил своих братьев перед отцом? Ведь злоязычие («лашон хара») считается тяжелейшим и непростительным грехом, из-за которого человек может лишиться удела в Мире Грядущем.

В многодетных семьях отец нередко выделяет одного из детей и ставит его в пример другим. Образцовый ребенок становится той высокой планкой, к покорению которой должны стремиться его братья и сестры: «Почему ты не берешь пример с Йесика? Смотри, какой он хороший, как все его любят!»

Нет, Йосеф не говорил ничего дурного о братьях – просто его непревзойденные достоинства были для них немым укором. Все сыновья Яакова-авину были великими праведниками, духовными гигантами, – иначе они не стали бы основателями колен Израиля. Но на фоне Йосефа их добродетели бледнели. Любое сравнение было не в их пользу. Ведь даже величественный Монблан, высочайшая вершина Европы, кажется невзрачным холмиком на фоне Эвереста.

Но если Йосеф не говорил ничего плохого о братьях, ни в чем не обвинял и не порочил их, за что он был наказан? Еврейская традиция учит: чем более велик человек, тем тщательнее он должен скрывать свое величие – не только от братьев, но и от собственного любящего отца.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора