От храмовой службы — к молитве

В Торе и Танахе мы много читаем про храмовую службу. Мудрецы говорят, что молитва стала заменой службы в Храме. Но в буквальном смысле у нас в нашей молитве отсутствуют и приношение животных, которое организуют коэны, и пение и игра на музыкальных инструментах левитов.
Может ли нам помочь в молитве информация о ее связи с храмовой службой? Один из вариантов — мы можем извлечь из службы в Храме идеи и подходы, которые внедрим в молитву и сделаем ее более глубокой. Мы увидим интересную схему: в человеке есть два начала — животное и духовное (или духовно-творческое), которые связаны с двумя храмовыми процессами и параллельны работе коэнов и левитов. Приношение животного указывает на наше животное начало. Пение и музыка относятся к духовно-творческому началу. Два храмовых процесса должны быть воплощены в работе с двумя частями личности. Мы можем находить все более глубокие идеи в этих процессах для их воплощения.
Начнем с работы с животным. Самое базовое действие в приношении — это зарезание животного, шхита, перерезание гортани, связанной с голосом (символ внутреннего голоса животного начала, отвлекающего хозяина). В нашем случае это указание на то, что мы должны «отключить» животное начало с его инициативами на время молитвы. Это очень важный процесс, так как в человеке животное начало привыкло играть доминирующую роль. И когда человек молится, основную часть его внимания захватывают мысли и образы из животного начала. Если мы отключаем «микрофон» животной части, мы высвобождаем ресурсы внимания и сознания для духовной работы.
Духовное начало нами изначально не очень развито. В древние времена прихожане в Храме пробуждали (активировали) свое духовное начало с помощью музыки. Музыка была внешним активатором и была нацелена именно на душу, так как для животного начала музыка не имеет никакой ценности. Есть такое выражение — «музыка в душé». Имеется в виду не внешняя музыка, слышимая ухом, но внутреннее приподнятое состояние, имеющее музыкальное самовыражение. Можно сказать, что внешняя музыка нужна в службе для начинающих, которые еще не умеют «включать» внутреннюю музыку. Но если мы уже более опытные, мы можем создавать «внутреннюю музыку», и в этом может быть одна из целей (а также инструментов) молитвы. При этом на простом уровне мы можем представлять себе молитву как внутреннее пение. Но в обычной песне, в отличие от молитвы, мы не очень фокусируемся на смысле слов. И в более глубоком варианте — в молитве — мы должны фокусироваться на тексте, а музыка должна выражать (и создавать) настроение души. То есть в обычной песне музыка часто важнее слов, в молитве слова — важнее музыки, но музыка помогает активировать (выразить) душу.
Перейдем к более глубинному подходу в работе с животным началом. На первом уровне мы говорим об «умолкании» голоса животного начала. Тем не менее молитва может стать более мощным процессом, если мы обратим внимание, что жертвенное животное в дальнейшем сжигалось на огне жертвенника.
Огонь — это символ трансформации, и мы можем в процессе молитвы не просто отключить тело, на более продвинутом уровне мы можем представить себе, что умолкнувшее тело начинает ощущать себя «на Б-жественном огне жертвенника».
Огонь также может иметь несколько духовных измерений. В простейшем варианте это очищающий огонь. Мы представляем себе, что наше животное начало очищается от низших и самых грубых проявлений.
В более «продвинутом» варианте огонь становится возвышающим. Происходит трансформация тела. Огонь, образно говоря, имеет свойство «летания», и мы можем себе представить, что наше тело приобретает «парящие» свойства. Это очень сильные ощущения, и они очень одухотворяют молитву. Раскачивающееся во время молитвы тело подобно колышущемуся пламени свечи. Это одно из объяс­нений этих движений в молитве.
Далее мы можем соединить два начала. Мы можем себе представить душу в роли «летчика», а «парящее» животное начало — в роли «самолета» (или управляемой птицы). То есть если на начальном уровне мы как бы разделяем эти два начала (заставляя умолкнуть животное и предлагая петь духовному), то на продвинутом уровне оба эти начала встречаются в новом качестве — во время общения с Вс-вышним.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора