Парность композиции в Торе

Искусство извлечения идей из Торы многогранно. Мы не только рассматриваем отдельные фрагменты, но и сопоставляем их друг с другом. Один из продуктивных подходов — находить в Торе «парные композиции» и анализировать их вместе. Это добавляет нам новые смысловые измерения. Иногда эти связи более заметны, а иногда они раскрываются нам как новые инсайты.
Так, в первой главе Торы есть несколько таких пар. Одна интересная пара — это две истории, в которых природа «ослушалась» Б-га, согласно мидрашам. В одной истории Луна не захотела, чтобы было два одинаковых светила, — и Б-г «уменьшил» Луну. Во второй истории Б-г сказал дереву, чтобы оно все было «как плод» (то есть полностью съедобным), а дерево ослушалось и сделало съедобными только плоды.
Мы, как люди опытные в толковании Торы, понимаем, что здесь на символическо-метафорическом уровне Всевышний преподносит нам много разных посланий. Сейчас мы попробуем найти дополнительное «измерение» в сопоставлении этих историй.
Главные идеи можно разделить на два направления — что принципиально объединяет (связывает) эти две истории, и что принципиально противопоставляет их.
Я предлагаю читателям (особенно тем, кто уже давно учится вместе с нами) попытаться самим найти интересные сопоставляющие идеи. Мы предложим несколько, а вы можете продолжить находить связи дальше.
Одна из идей, обобщающих эти две истории, — это введение циклов и ритма. Луна стала циклично менять свою освещенность для наблюдателя с Земли, а дерево стало циклично приносить свои плоды. Попробуйте добавить возможные параллели.
А теперь попробуем внутри найденной схемы найти принципиальные различия. Вот одно из них, которое нам будет интересно. Процесс смены циклов Луны происходит автоматически, жестко влияя на мир. Появление плодов тоже циклично, но при этом для появления и полноценного развития плода необходимо множество факторов, которые могут влиять на процесс.
А вот еще один интересный аспект. Циклы Луны связаны с женщиной и ее материнским началом (месячные), а выращивание плода напоминает наш процесс воспитания детей. То есть мы коснулись двух ключевых отношений — мужа и жены и родителей и детей. Кстати, отношения Солнца и Луны в самых разных символических аспектах связаны с отношениями мужского и женского начала.
Вторая связка главы «Берешит» — два первых греха. Сначала Адам и Хава ослушались Б-га и съели запретный плод. Во второй истории Каин убивает брата Авеля.
Здесь можно увидеть связку в ключевых различиях. Первый грех лежит в отношениях человека и Б-га, второй — в отношениях между людьми. Еще один момент:  следствием первого греха стал «отрыв от Дерева жизни», следствие второго греха — проявление смерти. При этом уход от Дерева жизни — это как бы динамический процесс, в котором также есть возможность возврата (тшува). Смерть — это моментальный и безвозвратный фактор.
И снова я приглашаю читателей двигаться в этом направлении и находить «межисторийные» связи.
В главе «Ноах» тоже есть две истории — о потопе во времена Ноаха и о Вавилонской башне. Мы, кстати, можем сопоставить пару историй из первой главы с нашей парой. Они противопоставляются: в первой паре Тора фокусируется на проступках, во второй — на Б-жественном наказании.
Вернемся к связке «потоп — башня». В ней есть противопоставление: высота башни — глубина воды. Еще один противопоставляющий фактор — поколение потопа грешило по отношению друг к другу, поколение башни бунтовало против Б-га.
Сменим немного «угол зрения». Глубина и высота объединяются как символические метафоры. Важная идея может быть высокой и глубокой. В первом случае (высота) — подчеркивается связь с Б-жественностью. Во втором случае (глубина) — можно говорить о глубинных смыслах. Кстати, в сюжетах Торы о Яакове высота и глубина представлены парой «соседних» историй — о лестнице Яакова и о колодце, с которого он отвалил камень.
Связь высоты и глубины по отношению к Б-гу — наше «высотное» понимание Б-га должно быть глубоким и содержательным и развиваться по мере нашего духовного созревания. Мы желаем нашим читателям именно такого процесса в постижении еврейской мудрости.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

3 комментариев к “Парность композиции в Торе

  1. Конечно, ребе в вашей задумке — примеры «пар» — я увидел весьма дальний подтест! Как говорится: «…устами младенцев (в Торе, иногда) заговорит истина»? А почему бы и нет?
    Первое, что мне пришло в мою «идыше-коп», это то, что в Танахе бывают не только пары, а терции, кварты, квинты и даже 1001 ( почти как 1001 ночь или китайское предупреждение). В частности, имя или Э-хим…
    Можно переводить обычно, как имя, а можно и уважительный титул (Honorific title – типа — «их Высочества», «ваши Всемогущества»).
    И вдруг это имя выскакивает в имени какого-то кошмарного ангела от Ейсава, который дерзнул драться с самим Яковом и даже потом дал славное на все века в Иудо-Христонутой цивилизации имечко – Изра-Эль. А как известно (даже «козлу отпущения»), имя у евреев иногда меняют после большого а-гит нахеса или не про нас сказано, ой-вей цуреса. Итак, 1000 раз раньше Э-хим был главным Папой, сиречь Всевышним и Творцом всяких еврейских штучек, от Неба, Земли, Адама и Хавы, — а тут какой-то дядька прибежал из той же фамилии! И в какой момент! Когда ночью решался вопрос – быть или не быть! Окончательно решить вопрос еврейский в зародыше и «всех перерезать» или отложить это мероприятие для разных амалеков — на время оно? Вопрос — как же так?! Думаю, а может «их Величеств», сиречь Э-охимов могло насчитываться аж 70 штук согласно народам мира (которыми они верховодят по совместительству)? А Царь Гашем, который уже потом открылся Моше – как самый главное «Эл», (ваше Всевышество) и «сидел в засаде», посмеиваясь тому (Псалом 2), что замышляла и куролесила его свита. А почему бы и нет? Ведь наверное, скучно Одному куковать целую дурную вечность, где нет времени и пространства? Попрбуйте человека посадить в темную шахту на глубине 1 кеме, да хоть на какойто жалкий короткий срок в 1 год! Оттуда вытащите… клиента в гномы наверное… Недаром камера-одиночка считается самым страшным наказанием… (даже христанутый Тертуллиан пожалел Его, который Один, и агитировал для кают-компании усыновить Сына, а для непоняток и Духа (Спирит) впридачу, что б на-троих хватало). Почему бы не сделать для веселости — такой чудесный мир-театр, где актеры – от ангелов до людей играют не-понарошку, и думают, что все реально и в самом деле (Трумен шоу)? Может именно поэтому, физики и евреи так любят пошутить, что разгдадали хитрости Папы (не римского)? А вот христиане, муслимы, буддисты, кришнаиты и политики — все такие жутко суръезные, озабоченные и строгие – типа – отклонись их «правоверный» вправо-влево – выговор, строгач, увольнение, расстрел и сикир башка! А с другой стороны – «безверные» — уже так далеко закачались влево и вправо, что порой их только и слышно, особенно на «парадах гордости»! Не знаешь, куда тут бедному еврею и податься?
    А вы, как думаете?

    1. Привет Алекс!
      Ты в своем репертуаре — пишешь на фольклорном Языке….
      Что по сути ты хочешь сказать?

      Что Б-г чтобы не было скучно — насоздавал разных ангелов и прочих персонажей, которые «развлекается» сами и развлекают своего Шефа.

      Эта модель не является рабочей, скажем так….

      Вопрос: что мы хотим от этой модели получить?

      Что все эти «шутники» дурачатся?

      Или что есть игра и ее правила?

      Пока у меня не появляется продуктивных мыслей по этому поводу.

      Но как «игра разума» — твоя модель любопытна….

      Но пахнет она «язычеством»….

  2. Мирный привет, реб Меир!
    У меня было 7 вопросов, а наметки на ответы не вижу. Извиняюсь за «еврейские вульгаризмы». Просто начитался русские переводы Ш Алейхема и хасидских майс. И хоть мне до них далеко, но… начинаю писать и думать в том же стиле языка. Конечно, мои вопросы далеки от совершенства талмуд-хахамов или даже их студентов, но ты же первый спросил…. а я дальше того с чего начал не претендую (устами младенцев (в Торе, иногда) и т.д…). Разве мы от Моше и Аарона не взяли кроме всего прочего искры — косноязычное прозрение и красноречие миролюбия? И может у нас, «младенцев» , хоть в 1000 раз больше косноязычая, и с ошибками пишем, и вульгаризмы, и шутим, где надо «суръезность»… но.. тоже есть «прозрение»? Судить тебе.
    == Что Б-г чтобы не было скучно == это немного утрирование, неизбежное, если писать тут «на одной ноге». Причин — «с началом создания» нам «копать и не раскопать». Традиция предлагает 10 известных причин… но разве прекрасная Б-жественная игра (сон, иллюзия) с горькой еврейской улыбкой не может быть где-то в тени затисаться (ведь БЫЛ вечер)? Разве наше умение шутить, улыбаться, смеяться (несмотря на черный костюм и шляпу) – не Оттуда? Разве это не есть одно из наших явный позитивных отличий от всех остальных религий и сект?

Обсуждение закрыто.