– Уважаемый рав!
Ритм и динамика современной жизни внесли изменения в порядок будничного питания в большинстве современных семей. Все происходит бегом, впопыхах.
Я вижу, как питается сегодня молодежь: она вся в компьютере, а рука механически подносит ложку ко рту, который так же механически пережевывает. Как изменить это? Или принять как данность, изменив отношение?
Люблю, когда все садятся за стол и вместе едят…
Людмила, Украина
– Не могу с Вами не согласиться. Жизненный ритм современности, если не уничтожил совсем, то, во всяком случае, свел к минимуму существовавшую прежде культуру еды, когда и в будни по меньшей мере раз в день члены семьи вместе садились за трапезу. И в этом немало важных для каждого человека и очевидных (особенно в еврейской среде) плюсов.
Всем нам известно, как много внимания уделяет еврейская традиция правилам питания. В Торе, которую даровал Всевышний еврейскому народу, Он дал нам и законы кашрута, определив, что можно есть еврею и чего нельзя, в том числе и способы обработки кошерных видов еды, без которых она не будет кошерной.
Комплекс этих законов и правил включает в себя и запрет на смешивание мясного с молочным, а также порядок смены блюд за едой. К примеру, если в меню трапезы мясо и рыба, сначала едят рыбу, затем, уже в других тарелках — мясо (в одну тарелку рыбу и мясо не кладут и не готовят рыбу и мясо в одной кастрюле).
С позиций еврейского мировоззрения, еда — не только «энергетическое топливо», обеспечивающее жизнедеятельность человеческого организма, но в определенном смысле и необходимая духовная работа. На практике мы осуществляем ее, произнося составленные нашими Учителями тексты брахот (множественное число от слова браха — благословение) перед едой и после еды. Причем на разные виды пищи читаются разные благословения. И это выражает наш взгляд на мир, созданный Творцом, олицетворяет нашу веру, что все в мире — земля и все, что произрастает и живет на ней, принадлежит Всевышнему. И то, что оказывается на нашем столе — Он дает нам. Учителя подчеркивают, что благословением перед едой мы как бы просим Его разрешения пользоваться благами этого мира. Приступая к еде без соответствующей брахи, мы как будто «крадем имущество», которое нам не принадлежит…
Перечисленные выше практические и мировоззренческие правила, определяющие отношение еврея к еде, осваиваются не только в процессе изучения Торы, но и «экспериментальным» путем, в процессе обретения опыта еврейского образа жизни. И с этой точки зрения трудно переоценить значение общих семейных трапез, когда взрослые могут личным примером и ненавязчивыми наставлениями с раннего детства прививать детям необходимые навыки и контролировать их поведение за едой.
Поэтому, кстати сказать, в среде евреев, которые стараются жить по законам Торы, традиция совместных семейных трапез в будни в той или иной степени все же не исчезла и в наши дни.
О вреде, который наносит здоровью питание чем попало и на ходу, здесь не говорю. Это — общеизвестно.
Поймите меня правильно. Излагая описанную выше позицию, я отнюдь не собирался «агитировать» Вас за то, к чему Вы и сами стремитесь. Но — лишь углубил мотивацию Ваших же устремлений с намерением подчеркнуть, что принимать существующее положение как данность ни в коем случае не следует. Каких-то универсальных способов нормализации стиля питания в семье не существует. В каждой конкретной семье свои устои, свои взаимоотношения и т.д., поэтому могу лишь наметить общее направление усилий.
Прежде всего, нужно, как мне представляется, по мере возможности упорядочить режим домашнего питания. Пусть для начала каждый ест в удобное ему время, но не «хватая куски», а нормальную, полноценную горячую пищу. Постарайтесь проследить, чтобы при этом соблюдались необходимые правила.
Внимательно изучите жизненные графики всех членов семьи, учитывая их интересы и уровень занятости, с тем чтобы выявить часы, когда большинство семейного состава бывает дома. Не страшно, если это будет даже один раз в неделю (помимо субботы) или, скажем, два или три.
И еще. Вам будет легче осуществить свой план, если Вы обретете в семье хотя бы одного союзника…
Рав Элиягу ЭССАС