Скромные достоинства ислама

История человеческих сообществ — это история конкуренции их идеологий. Столп западной цивилизации Аврелий Августин видел в гражданском обществе конгрегацию, связанную «общей любовью». Государства проваливаются, считал Августин, потому что проваливаются его граждане, а граждане проваливаются потому, что «любят» ложные идеи. Он видел в государстве нечто большее, чем Цицерон, который считал, что республика — это всего лишь «собрание граждан, ассоциированных общим пониманием закона и общими интересами».
В последние недели обострился конфликт двух обществ с сильно различными «любовями». Одно — это США, которое Г. Честертон определял как «страну с душой церкви». Принимая мнение Августина об идеологии как душе общества, современный мыслитель Давид Голдман считает, что американский «индивидуализм, основанный на Б-гом данных правах, восторжествовал над альтернативой — разнообразными коллективистскими обществами». Но победа не окончательна — «единственная форма коллективизма, все еще охватывающая значительную часть населения мира сегодня, — это ислам», — определил Голдман вторую сторону сегодняшнего конфликта.
Центром конфликта стала одна из основ американского индивидуализма — свобода слова. Целью мятежей по всему мусульманскому миру с поджогами американских посольств и бизнесов и с убийством американцев, приуроченных к годовщине 9/11, было облечь Магомета в американском обществе тем же пиететом, какой существует в мире ислама. Поводом к волнениям стал двухмесячной давности ролик из фильма о Магомете, размещенный на YouTube и сделанный живущим в США коптом. Президент Египта от «Мусульманских братьев» Мурси, которого администрация Обамы привела к власти, потребовал от Обамы «прекратить подобное поведение». «Очевидно, свободу, конституционные права и все такое», — пояснила требование Мурси к Обаме либеральная журналистка Кирстен Пауэрс на сайте FoxNews.
Увы, нынешняя реакция американского истеблишмента на волнения мусульман не обнадеживает относительно торжества «американской идеи» над «последним коллективизмом».
«Отвратительно и предосудительно”, — заявила госсекретарь Хиллари Клинтон. “По-настоящему омерзительно”, — возмутился представитель Белого дома. Это было сказано об убийстве четверых американцев в Ливии? Или, может, о водружении исламистского флага над американским посольством в Каире? Нет. Об этом самые суровые слова Обамы были: “Я решительно осуждаю эти возмутительные атаки”, а Клинтон осудила “бессмысленный акт насилия”. Сильные слова были направлены на любительский и глупый фильм кого-то, о ком никто и не слышал», — так Пауэрс описала реакцию руководства США.
Она продолжает: «Президент, похоже, пытается выполнить просьбу Мурси заставить замолчать создателя фильма. Командир штабов американской армии генерал Демпси позвонил пастору Терри Джонсу (сделавшему себе имя угрозой публично сжечь Коран) с просьбой не поддерживать фильм. «Репортер Голливуда» сообщил, что ФБР провело расследование и определило создателя фильма».
Поддержала продвижение в США мусульманских идеалов либеральная пресса. Когда-то Вольтер вроде бы произнес: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». Сильные слова. Для контраста: на телеканале MSNBC обозреватели М. Барникал и Д. Дойч сошлись с профессором Пенсильванского университета А. Батлер во мнении, что создатель фильма о Мухаммеде, как и пастор Джонс, должны быть арестованы за «пособничество в убийстве». Йона Голдберг заметил в NRO: «Интересно наблюдать, как убежденные либералы идут в ногу с исламистским правительством Египта, требующим от американского правительства принять судебные меры против создателей фильма».
Меня удивило, как ироничное клише из советской жизни «критик в штатском» стало применимо к американской жизни. Обама, Хиллари, все кому не лень, ругают фильм, который наверняка не смотрели и который, неясно, существует ли в природе. Если из-за каждого плохого фильма, сварганенного в Голливуде, сжигать по ресторану фаст-фуда, как поступали с американскими ресторанами в ходе волнений в арабских странах, всем американцам вскоре придется есть в дорогих ресторанах. При этом только наша умница-госсекретарь может поверить, что реальной причиной мятежа в годовщину 9/11 действительно стал ролик на YouTube. Заявление Клинтон об убийстве американцев в Ливии — «Как такое могло произойти в стране, которую мы помогали освобождать, в городе, который мы помогали спасать от разрушения?» — показывает, что она просто несведуща в международных делах и не знает, что существует такая организация «Аль-Каида», в руки которой политика ее и ее шефа вручила богатую нефтью Ливию.
Позорной мне представляется и травля либеральным истеблишментом Америки создателя злосчастного фильма копта Сэма Базиля. Коптское меньшинство Египта — около 8 миллионов человек — потомки древних египтян, возможно, первыми принявшие христианство, жестоко преследуются мусульманами. Их церкви сжигают. После прихода к власти «Мусульманских братьев», сотни тысяч коптов стремятся покинуть свою страну. Кто может ожидать от коптов пиетета к воинственному создателю ислама? Мне кажется, для американской традиции куда естественней солидарность с коптами, чем с их преследователями.
Я думаю, что противостояние с исламом, с его традицией насилия может сыграть положительную роль для возвращения Америки к идеям, заложенным в ее основании. Как в 1980 году иранские исламисты, удерживавшие 444 дня 52 американских заложника, показали американцам гибельность пути их президента — либерала Картера, так и сегодня, в преддверии новых выборов президента, агрессия мусульман может напомнить американцам об их ценностях и понудить их сменить правящую политическую клику, враждебную этим ценностям. Произойдет ли это, мы узнаем 7 ноября.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора