Еврейские концепции, лежащие за нашими праздниками, многослойны и раскрывают нам новые горизонты самопонимания. Один из самых насыщенных смыслами праздников в нашем календаре — Суккот, который входит сразу в два блока праздников.
С одной стороны, это один из трех праздников Шалош Регалим — Песах, Шавуот и Суккот, — в которые евреи приходили на паломничество в Храм.
С другой стороны, Суккот и Симхат Тора являются второй частью из четырех «осенних праздников», которые начинаются с «серьезных» Дней Суда и раскаяния и переходят в Дни радости.
Из трех праздников паломничества два — Песах и Шавуот — имеют историческую привязку к конкретным датам выхода из Египта и дарования Торы. Суккот связывают в целом с 40 годами «бездомного» странствия по пустыне, но сама дата Суккота не имеет конкретной исторической привязки, и мудрецы «перепривязали» дату Суккота, соединив одновременно и с Днями Суда, и с периодом после сбора урожая.
Психология и мистика
В концепции сидения в сукке (шалаш) парадоксально сочетаются несколько идей. С одной стороны, мы выходим из уютного дома, с другой стороны — мы входим в Дом Б-га, который одновременно связывает нас и с духовными Небесами, и с материальной природой.
У евреев в традиции не так много привязок к природе. Если большинство народов, стремясь сохранить архаичные корни, наполняют традицию природными действиями вне дома, евреи подчеркивают надприродность и поэтому большинство наших традиций связаны или с синагогой, или с домом — с помещениями. И, контрастируя с доминирующей тенденцией домашнести в еврейской традиции, мы в Суккот выходим из уютных домов на свежий воздух природы.
Но, с другой стороны, это не пикник под открытым небом. Мы создаем необычное пространство, соединяя и природность свежего воздуха, и замкнутость с помощью стен и крыши сукки.
Рассмотрим психологические и мистические аспекты этой идеи. На уровне визуальных ощущений сукка составляет для нас замкнутое пространство, так как стены отделяют нас от внешнего мира. Сидя внутри сукки, мы чувствуем свою отделенность от того, что происходит за стенами. Но, с другой стороны, тонкие стены и крыша с просветами дают нам ощущение связи с внешним миром. То есть мы одновременно и отделены, и связаны.
Кстати, для многих русскоязычных евреев сукка напоминает о палаточном опыте походов в нашей молодости. И это — очень ценное воспоминание, так как наши походы частично были связаны с желанием оторваться от официоза общественной культуры совка, и этот воздух свободы роднит и палатку, и сукку.
О какой свободе идет речь? В еврейском контексте Дом имеет два противоположных смысловых аспекта. С одной стороны, дом — это позитивная интимность наших внутрисемейных духовных переживаний. Но, с другой стороны, в негативном смысле дом символизирует «крепость» нашего эго. Это конгломерат привычек, инертности, желание спрятаться от духовности, своего рода панцирь.
Каждый из нас должен периодически пересматривать коллекцию своих блоков и панцирей и избавляться от тех, которые мешают нашему духовному росту. И одна из ключевых идей Суккота — это выход из своих привычных рамок, уход от своих инертных блоков, выход на свободу.
Но в данном случае мы выходим из дома (эго) не на простор, а в «другой Дом» — в Дом Б-га, который при этом связан с природой. И, сидя в сукке, мы парадоксально ощущаем свою связь и с природой, и с Б-гом, который является Хозяином Природы. И здесь мы видим гениальность «авторов» и «разработчиков» традиций Суккота. Они смогли создать такую форму в виде сукки, которая будет сочетать и открытость природе, и замкнутость «Б-жественной капсулы». Мы уходим от «панциря» эго и входим в «капсулу» Б-га, которая при этом создает для нас связь с природой.
Мудрецы дают нам еще одну интересную параллель. Есть две заповеди, в которые мы «погружаемся всем телом». Это миква — бассейн, в который окунается человек, и сукка, в которой мы сидим. Но в микве невозможно долго «усидеть», так как подводная стихия не является для нас естественной. А в сукке мы можем находиться хоть круглосуточно, и если мы сможем при этом сохранить ощущение погруженности в мир святости, значит, мы смогли соединить два аспекта праздника — святость и радость, чего мы желаем нашим уважаемым читателям.