– Должен ли я прощать тех, кто преднамеренно обидел меня? — спросил меня Алекс на уроке Торы в преддверии Йом Кипура. — Я прощаю лишь тех, кто обидел меня нечаянно.
– А хотите ли вы, чтобы Всевышний простил вас за грехи, совершенные вами преднамеренно? — спросил его я. — Просили ли вы когда-то прощения у человека, которого обидели нарочно? Согласились ли бы вы с его логикой, если бы он сказал вам в ответ: «Я прощаю только тех, кто обидел меня нечаянно»?
Давайте откроем молитву, которую читает еврей перед сном: «Всевышний! И вот я прощаю каждого, кто обидел меня или согрешил против меня, нанеся ущерб телу моему, либо имуществу моему, либо доброму имени моему, либо всему, что есть у меня, по принуждению или по своей воле, вольно или невольно, словом или делом или даже мыслью… и да не будет наказан из-за меня никто. Да будет воля Твоя, Всевышний, чтобы я не грешил в будущем, а за те грехи, которые я совершил пред Тобой, прости меня в милосердии Своем великом!»
Мы прощаем не только тех, кто согрешил против нас вынужденно или нечаянно, но также и тех, кто сделал это по своему желанию, намеренно. Лишь простив других людей, мы осмеливаемся просить прощения у Всевышнего. Ведь Всевышний относится к нам так же, как мы относимся к другим людям. Прощающий других людей человек удостаивается прощения Небес. И в той мере, в какой человек прощает других, он сам удостаивается прощения.
– Нужно ли простить человека, который не просил у тебя прощения? — спросила Леа.
– Прощение важно не только для обидчика, но и для обиженного. Ненависть, которую продолжает хранить в своем сердце обиженный человек, разрушает его изнутри. Прощая, человек никоим образом не соглашается с тем, что было совершено против него.
– Я не прощаю, потому что боюсь, что этот человек вновь обидит меня, — возразила Леа.
– А разве прощение всегда связано с возможностью новой обиды? Ведь человек может вновь и вновь обижать и того, кто не простил его. Если же вы простили кого-то, но опасаетесь, что этот человек может нанести вам урон, то имеете полное право держаться от него на расстоянии. Прощая, вы освобождаете свое сердце от обиды и ненависти. Конечно же, каждый, пережив обиду, испытывает боль. Однако мы обладаем свободой выбора — продолжать хранить обиду или простить и освободить свое сердце от ненависти. Прощение помогает человеку избавиться от комплекса жертвы и подчинить свои силы тому, чтобы другие не страдали подобно ему. В то время как хранящий обиду может наносить другим боль.
– Значит ли это, что мы должны прощать преступления Холокоста?
– Еврейское прощение — это не всепрощение. Тора обязывает нас помнить о том, что сделал нам народ амалек, когда мы выходили из Египта, для того чтобы мы помнили и уничтожили его. «Любящие Всевышнего, ненавидьте зло!» — писал царь Давид в своих псалмах. Ненависть к злу является неотъемлемой частью любви к добру. Защищающий с оружием в руках свою Родину и свою семью солдат будет ненавидеть вторгнувшихся в его страну врагов. Однако зачастую мы переносим ненависть к фашизму на близких людей, которых нужно любить и прощать.
– В прошлый Йом Кипур я просил прощения у Всевышнего за совершенные против Него грехи и не совершил их вновь, должен ли я опять просить прощения за эти грехи в наступающий Йом Кипур?
– В Талмуде приводится мнение, что человек должен вновь раскаяться, для того чтобы всегда помнить о совершенном грехе и не повторить его в будущем. Тем не менее Талмуд заключает, что если человек просил прощения у Всевышнего в Йом Кипур и не повторил грех, ему не следует вновь просить прощения через год. Ведь он просил прощения у Всевышнего в Йом Кипур и должен был, веря в Его милосердие, ощутить себя прощенным. Он должен сбросить тяжесть прошлого, чтобы чувство вины не разрушило его. Раскаявшись, он должен ощутить себя новым человеком. В Йом Кипур Всевышний как будто творит его заново, он теперь больше не грешник, а хороший и праведный человек. Если же год спустя он вновь скажет: «Я согрешил», то мысленно вернется к своему прошлому, свяжет свое новое «я» со старым грехом.
– Но я не могу поверить, что Всевышний простил меня…
– Нам следует помнить о великом милосердии Всевышнего, простившего евреев за грех золотого тельца и с тех пор прощающего в Йом Кипур. Однако вопрос в том, прощаете ли вы себя? Зачастую люди продолжают жить с чувством вины, долгие годы гневаясь на самих себя. И этот гнев на себя они проецируют на других. Тот, кто не в состоянии простить себя, не прощает и окружающих за нанесенные ему обиды.
Для того, чтобы любить других людей, человек должен научиться любить самого себя, как сказано в Торе: «Возлюби ближнего, как самого себя!» Тот, кто не умеет любить и уважать себя, не умеет и прощать не только себя, но и окружающих людей. Человек, ощутивший в Йом Кипур, что Всевышний любит и милосердно прощает его, ощущает себя любимым и прощенным и с любовью и милосердием прощает других.
– Зачем прощать, ведь испорченные отношения все равно не восстановишь?
– Отношения, испорченные конфликтом, могут не только восстановиться, но и углубиться, в каком-то смысле стать еще лучше. Искренние раскаяние и просьба о прощении и прощение от всего сердца обладают огромной силой объединять людей. Вспомните историю первой еврейской семьи — двенадцати сыновей Яакова. Братья, которые вначале собирались убить Йосефа, в конце концов продали его в рабство, там он страдал в тюрьме и провел в общей сложности двадцать два года вдали от любимого отца. Для чего Тора приводит столь драматический конфликт семьи, которой было суждено стать основой единства нашего народа? Для того, чтобы научить нас: если Йосеф смог простить братьев и вся семья добилась примирения, то и мы сможем прощать близких и друзей, и мы сумеем добиться примирения и единства в наших общинах и семьях. В этом урок. Великодушное прощение — это признак не слабости, а силы, оно способно обратить ссору в крепкую дружбу, а ненависть — в искреннюю любовь.
«Почему за Днем прощения Йом Кипур следует праздник Суккот?» — спрашивал Виленский Гаон. В Суккот евреи сидят в шалашах в память об облаках славы, защищавших народ от знойного солнца Синайской пустыни во времена Исхода. После греха золотого тельца эти облака славы исчезли, однако после того как евреи удостоились прощения в Йом Кипур, Всевышний вернул им свое покровительство, и облака вновь начали защищать евреев. То есть в шалаше Всевышний принимает вернувшихся к нему евреев!
Сколько должно быть стен у сукки? Талмуд отвечает: хотя бы две стены, а третья может быть длиною в ладонь. Две стены и ладонь — это намек на руку Всевышнего, объясняет Виленский Гаон. Всевышний прощает в Йом Кипур, обнимает в Суккот и радует в Симхат-Тора вернувшегося к Нему человека.
Так же и мы должны уметь прощать, принимать с распростертыми объятиями и радовать наших близких.