Медный грош

Недельная глава Торы «Аазину»

«Ибо доля Б-га — народ Его; Яаков — область удела Его» (32:9).
Вильно. Конец XIX века. Еврейский мальчик в мешковатом пальто и мятом картузе медленно бродит у входа в деревянную синагогу, внимательно осматривая землю под ногами. Время от времени он нагибается и ощупывает утоптанный грунт руками, вглядываясь в его неровности. Он явно что-то ищет, но не может найти. По его щекам уже катятся слезы разочарования.
Наступает время «Минхи», послеполуденной молитвы. В синагогу идут люди. Заметив, как плачущий мальчик возится в земле, они спрашивают его: «Что ты ищешь?»
«Мама дала мне две копейки, — ответил он, — но я потерял монетку по дороге в хедер».
Люди стали помогать ему в поисках. Они осмотрели весь крошечный двор, каждый квадратный сантиметр его поверхности. Никакого результата.
Тогда кто-то догадался спросить мальчика: «Скажи, где именно ты потерял монету, покажи это место». Мальчик поднял невинные глаза и сказал: «Я потерял ее не здесь, а на улице».
«Так почему же ты ищешь ее тут, возле синагоги?», — удивленно спросили люди.
«Потому что на улице очень грязно, и я не хотел пачкать ботинки».
Мистические источники сообщают, что, кроме нашего мира, существует еще много других миров. По сравнению с ними наша грешная Земля, где мы живем, мрачна и нестройна; она дальше всех миров от идеала — средоточие низких страстей и грубого материализма, место сокрытия Высшей Истины. Но если, как сказано в сегодняшнем разделе, «доля Б-га — народ Его, а Яаков — область удела Его», то почему Всевышний поместил нас в столь низкий мир, почему не дал нам для обитания более высокую по духовности среду?
Тора — это концентрированная сущность всего творения. Если бы не Тора, наш физический мир и все множество его законов никогда бы не возникли, а если бы и возникли, то не просуществовали бы и одной минуты. Тора была создана не для бесплотных духовных существ, населяющих высшие миры. Б-г пожелал, чтобы Тора пришла в наш самый низший из миров. Поэтому Он поселил нас на Земле, чтобы мы изучали Тору, проникали в ее сокровенные тайны, грызли гранит ее нау­ки — денно и нощно.
Когда бриллиант зарыт в куче навоза, у нас нет другого выбора, кроме как засучить рукава, зажать нос и приступить к поискам: руки и ботинки все равно будут испачканы. Если же мы ищем богатство не там, где оно скрыто, то, даже если поиски ведутся в самых комфортабельных условиях, с кондиционером и чашечкой кофе, результат все равно будет нулевым. Мы ничего не найдем, даже жалкий грош.

Бедный Яша
Евреи — единственный в мире народ, возникший вне географических границ. Все другие народы формировались на основе общих прагматических интересов — их объединяла единая культура, общее место проживания, а также топографические и климатические особенности этого места. Земля давала и дает народам их национальное самосознание. Вот почему, к примеру, русские «патриоты» называют себя почвенниками.
Совсем по-другому складывалась судьба еврейского народа. Б-г поместил его уже после того как он сформировался и окреп, в страну, занятую и развитую другими народами.
Задача сынов Израиля состояла в том, чтобы внести духовную, моральную и социальную культуру, полученную ими от Б-га, в эту материально развитую страну и весь остальной мир. Именно в таком порядке: вначале культура и лишь потом территория. Не наоборот.
Народы мира обожествляют свою землю, родину-мать. Мы «обожествляем» своего Отца небесного, Б-га. Наше физическое и духовное благополучие целиком зависит от Него. Другими словами, удел других народов — их земля; а наш удел — Всевышний: «Ибо доля Б-га — народ Его; Яаков — область удела Его».
Именно поэтому отца-основателя нашего народа зовут Яаков, а не Израиль. Израиль — слишком сильное, могучее имя для него. Яаков, от слова «акев», «пятка», уже много веков цепляется за пятку истории, из последних сил пытается удержаться на плаву, не захлебнуться в волнах ненависти и злобы.
Такова его судьба. Яаков остается неприкаянным, бездомным и одиноким на протяжении всей долгой ночи изгнания. Он не имеет никаких шансов создать для себя земную обитель, сформировать империю и красивую культуру, чтобы потом ей же и поклоняться. Яаков — пария, отверженный, идентифицирующий себя лишь по одному признаку: он — удел Всевышнего.
У других народов нет времени для установления контактов с Б-гом и тем более с Его Торой. Они слишком увлечены поклонением своим рукотворным богам, которые, как они считают, дают им силу и величие. Их побуждения весьма далеки от императивов морали, от подлинной справедливости и любви, которые лежат в основе Торы.
Всем им противостоит Яаков. Невероятно тяжелые и нескончаемые тяготы изгнания превратили его в жалкого, грязного и окровавленного персонажа, с презрением отвергаемого объединенными нациями. Но именно он, этот жалкий еврей, удостоился стать наследием Б-га в этом низшем из миров…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора