Мода на евреев

Недельная глава Торы «Ницавим»

«И возвратит Б-г изгнание твое, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов…» (30:3).
Это пророчество сбывается уже сегодня, буквально у нас на глазах. Речь идет о приближении мессианской эры и окончательном избавлении евреев от бед физического и духовного изгнания.
Согласно одному из 13 принципов еврейской веры, сформулированных РАМБАМом (каждый принцип начинается со слов: «Ани маамин бе-эмуна шлема» — «Я верую полной верой»), мы обязаны неустанно ждать прихода Мошиаха: «Я верую полной верой в приход Мошиаха, и, хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его».
В талмудическом трактате Шаббат (31а) говорится, что, представ после смерти перед Небесным судом, каждый еврей должен ответить на шесть вопросов, один из которых гласит: «Предвидел ли ты спасение?»
В начале прошлого столетия духовный лидер религиозного еврейства Хафец-Хаим сокрушался, что многие не выполняют эту заповедь из-за нескончаемых гонений и несчастий. «Можно ли надеяться на скорый приход Мошиаха, — вопрошали евреи, — когда другие народы так ненавидят нас, насмехаются над нами? Возможен ли прыжок из бездны презрения к высотам всеобщего уважения?»
Затем, уже после смерти Хафец-Хаима, наступила Катастрофа, предельно увеличившая разрыв между страшной реальностью еврейской жизни и обещанным Торой идеалом.
На самом деле, объяснял Хафец-Хаим, такой контраст далеко не нов. Б-г часто строил еврейскую историю по принципу: «Из мусорных куч поднимает Он страждущих» (книга Псалмов).
Это делается сознательно, с глубоким смыслом — чтобы ярче высветить чудо нашего выживания и показать, что для Всевышнего нет никаких непреодолимых преград.
Бездетные Авраам и Сара родили своего единственного наследника Ицхака в глубокой старости, когда ему было сто, а ей девяносто лет. Яаков пришел в Харан нищим, до нитки ограбленный своим племянником Элифазом, сыном Эсава, но, несмотря на козни будущего тестя Лавана, женился на двух его дочерях-праведницах и стал отцом родоначальников 12 колен Израиля. Сын Яакова Йосеф получил должность премьер-министра Египта в день своего неожиданного освобождения из тюрьмы. Моше, прежде чем возглавить еврейский народ, вывести его из египетского рабства и стать величайшим пророком и законоучителем, едва не утонул в реке еще младенцем.
И кто бы мог подумать, глядя на еврейских рабов в Египте, на их унижение и нищету, что в один прекрасный день они выйдут на свободу с гордо поднятой головой, и сам фараон, высокомерный правитель крупнейшей империи Древнего мира, будет на коленях умолять их поскорее уйти, чтобы прекратились страшные Б-жественные казни?
А потом, несколько столетий спустя, когда первый советник персидского царя Аман разослал указ об уничтожении всех евреев — мужчин и женщин, стариков и детей — и тысячи погромщиков сладострастно ждали заветного дня, кто мог представить себе, что жребий перевернется: Амана вздернут на дереве, которое он самолично приготовил для еврейского лидера Мордехая, погромщики сами заплатят кровью за попытку геноцида, а многие персы, боясь мести евреев, заявят о желании перейти в иудаизм?
То же самое произойдет и с нами, когда Б-г решит наконец прислать нам Мошиаха, утверждал Хафец-Хаим около ста лет назад. Его прогноз начал сбываться лишь после страшной ночи Катастрофы. Вначале на карте мира появилось возрожденное еврейское государство и, одержав ряд блистательных побед над врагами, стало собирать рассеянных изгнанников.
Конечно, у нас еще много врагов, винящих нас во всех мировых проблемах, стремящихся сбросить нас в море. Но факты, как известно, упрямая вещь. Всего двадцать лет назад Израиль значительно отставал от США и СССР по численности еврейского населения, а теперь, далеко обогнав бывшую «империю зла», сравнялся с Америкой.
Согласно прогнозам демографов, лет через десять или даже раньше в Израиле будет жить абсолютное большинство мирового еврейства. Такого не было со времен даже не Второго, а Первого Храма. Впервые за 2800 лет евреем стало быть модно, престижно и выгодно, хотя Храм еще не восстановлен, а нашим сегодняшним лидерам еще ой как далеко до великого и мудрейшего царя Шломо.

В одной лодке
«Вы, все вы стоите сегодня перед Б-гом…» (29:9).
В начале сегодняшнего раздела «Ницавим» мы читаем, как Моше собрал всех евреев в последний день своей жизни: мужчин и женщин, молодых и старых, мудрецов и простаков, чтобы заключить с ними новый завет.
Но для чего потребовался этот завет? Ведь уже были заключены два других завета: один у горы Синай почти сорок лет назад и второй — совсем недавно, здесь в степях Моава.
Третий завет был необходим, потому что он утверждал взаимную ответственность всех евреев. Суть этой ответственности состояла не только в том, что евреи должны помогать друг другу, кормить голодных и заботиться о немощных и больных. Это была всеобъемлющая ответственность: каждый должен был отвечать за поступки своего родственника, друга, соседа — как старший брат.
Эта мысль скрыта в самых первых словах раздела: «Вы, все вы стоите сегодня», стоите плотной группой, плечом к плечу.
Евреи — это искры одной души. Между всеми нами существует мистическая связь. Поступки одного еврея влияют на судьбу другого еврея, даже если они не знакомы и их разделяют тысячи километров пространства. Еврей не может сказать: «Послушайте, ребята! Если вы хотите соблюдать шаббат, пожалуйста, соблюдайте. Но я-то здесь при чем? Почему я должен делать вещи, в которые я с детства не верю? В конце концов, моя жизнь — это моя жизнь».
Нет, при всем уважении к тебе — это не твоя жизнь. Она не принадлежит тебе. Ты получил ее в дар — от родителей и Б-га. И ты отвечаешь за нее перед ними. Каждый твой поступок расходится кругами, как от камня, брошенного в воду, в самые отдаленные уголки нашего физического мира и достигает духовных миров.
Человек — это не пустынный островок в океане. Мы все сидим в одной лодке, и дырка в днище опасна для каждого из нас…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора