America, back to School! Учиться и еще раз учиться

Согласно результатам государственных экзаменов по чтению, почти 70% детей, живущих в старых районах городов, по окончании четвертого класса
не обладают даже элементарными навыками чтения.

Чему теперь учит американская школа? Спросите ее недавних выпускников. Вот они, за углом, под лозунгом «Occupy Wall Street». Скажут, что их научили отнимать и делить. А чему учили в американских школах прежде? Правильно: прибавлять учили и умножать. Оттого и пошел в Америке бизнес — мелкий, средний, крупный — и всем от этого было хорошо. Так не вернуться ли Америке в ту школу?
В чем разница между американскими строителями коммунизма-социализма и хорошо нам знакомыми ленинцами? В стратегии существенной разницы не вижу, а в тактике она налицо. Давайте-ка вспомним, читатель, как перед сражением с капиталом наставлял Владимир Ильич своего, образно выражаясь, «человека с ружьем». Что тому надлежало брать в первую очередь? Вокзалы, учил Ленин, почту и телеграф. В тех условиях это, возможно, и верно было, но в Америке иначе — по сравнению с Россией 1917 года это совсем иная цивилизация, и брать здесь вокзалы, почту и телеграф никакого смысла нет. «Мы пойдем другим путем», — перехватили ленинскую фразу его американские последователи и давно уже наметили себе совсем другие цели — взять в свои руки школы и университеты. Гениальная была мысль. Двадцать-тридцать лет — и общество преображается, бери его теперь хоть голыми руками. Что, увы, и случилось в 2008-м под примитивными лозунгами «Change!» и «Yes, we can!».
Back to school — это теперь везде. Дети возвращаются в школы. Идет бойкая сезонная торговля школьными товарами. Я же, видя эту рекламу, вкладываю в нее более широкий общественный смысл: Америка, давайте-ка хоть мысленно возвратимся в школу, присядем и подумаем, на каком мы свете, куда движемся, какие жизненные уроки за прошедшие четыре года усвоили, чему научились и чего ждем впереди.
Будущее стремительно приближается. Всего два месяца до него. Съезд Республиканской партии уже утвердил Митта Ромни своим кандидатом в президенты США в паре с Полом Райаном на пост вице-президента. Когда эта статья выйдет в свет, будут известны персоналии, которые на эти посты предложит электорату съезд Демократической партии. Никакой загадки здесь нет, так что участники гонки уже, как выражаются спортивные комментаторы, вышли на финишную прямую. Трибуны ревут, беснуются, мы же — Back to school — присядем и спокойно подумаем.
Президент Обама рвет и мечет в попытке настроить народ против Конгресса. Имея в виду, конечно, не весь Конгресс, а лишь потерянную его партией на выборах 2010 года Палату представителей. Сенат, где Демократическая партия еще сохраняет большинство, блокирует работу законодательной ветви власти, и это, как ни странно, как ни противоестественно, в предвыборной ситуации использует президент.
Вот красочный пример. Палата представителей проголосовала за программу помощи фермерам, пострадавшим от самой сильной за четверть века засухи. И что? Глава демократического большинства в Сенате, четко исполняющий волю президента, до ухода на летние каникулы «не успел» поставить этот законопроект на голосование. Результат мы все увидим в росте цен на продукты питания.
Образ недееспособного Конгресса, вдалбливаемый в массы президентом и подконтрольными Демократической партии СМИ, уже, как пишут, сказался на рейтинге Конгресса, который, если верить публикуемым опросам, ниже плинтуса, хотя, если подойти объективно, никогда мы еще не имели такую работоспособную и проамерикански настроенную Палату представителей. Сохранить ее и по возможности еще усилить — наша задача на предстоящих выборах. И добавить республиканцам места в Сенате. И выбрать президента… Ну, ладно, не буду забегать вперед, остановимся на претензиях президента к Палате представителей Конгресса.
Недавно в одной из еженедельных речей президент обвинил Конгресс в непринятии мер для трудоустройства школьных учителей. Он сказал, что число рабочих мест в сфере образования с 2009 года (когда он вступил в должность) сократилось на 300 тысяч, и вместо того, чтобы вернуть в школы уволенных учителей и избежать новых увольнений, «республиканцы проголосовали за экономический план, предусматривающий налоговые льготы для миллионеров и миллиардеров».
В этой сентенции присутствуют две части, никак между собой не связанные. Вроде как в огороде бузина, а в Киеве дядька. Поэтому безработицу учителей давайте рассмотрим отдельно. Виноваты ли в ней республиканцы? Очевидно, нет, поскольку более двух лет из четырех президент Обама имел совершенно послушный ему Конгресс, в обеих палатах которого большинство мест занимали его однопартийцы-демократы. С них, значит, и спрос за безработицу. Этот момент наш президент или его помощники-спичрайтеры упустили. Чтобы обвинять в безработице республиканский Конгресс, ему не с 2009 года надо было считать, а с 2011-го! Но разве только в этой речи такие ляпы? Они в президентских речах встречаются постоянно.
Еще вопрос: отчего у учителей безработица? Тут причиной может быть их перепроизводство, то есть число учителей превысило нужду в них. Если так, возможна переквалификация и переход образованных людей в другие сферы деятельности, где в них есть нужда. Но мне причина безработицы учителей видится в другом.
Мне вспоминается инициатива предыдущего президента, Буша-младшего, — его план реформ в системе образования, теперь почти забытый. Я нашел этот документ 2001 года, он обширен и интересен. Но, увы, в должной мере не выполнен. Очевидно, трагедия 9/11 тому виной, отчасти и другие препятствия. Нет времени сейчас в этом разбираться, но приведу одну красочную цитату из вступительной главы плана Буша: «Согласно результатам государственных экзаменов по чтению, почти 70% детей, живущих в старых районах городов, по окончании четвертого класса не обладают даже элементарными навыками чтения. При проведении международных тестов по математике выясняется, что наши ученики выпускных классов средней школы отстают от учащихся Кипра и ЮАР. И почти треть первокурсников колледжей обнаруживают, что им необходимо пройти дополнительный курс обучения прежде, чем они смогут приступить к занятиям».
Да, захваченные левыми американские школы плохо учат детей. Об этом, кстати, много писали специалисты. Что же нам делать? По моему мнению (а я в этом деле кое-что понимаю), надо присмотреться к учителям, непригодных от преподавания отстранить, для замены найти лучших, если они есть, руководствоваться при этом принципом «лучше меньше, да лучше», ибо плохому учителю не должно быть в школе места — он вреден даже в том случае, если ничего не делает. В неудовлетворительной работе школ виноваты, наверно, и университеты, готовящие учителей не из лучших своих абитуриентов и выпускающие их профессионально недостаточно подготовленными, а только социально сориентированными.
План Буша предлагал обширные реформы, многое из него мог бы еще цитировать, например, о предоставлении школам большей самостоятельности в разработке учебных планов и подборе учителей. Но остановлюсь на главном. Я увидел в нем опору на конкуренцию — сколь благотворна она в бизнесе, столь благотворной будет в любой сфере деятельности, в том числе и в образовании. План предусматривал право родителей на информацию о квалификации учителей и на выбор школы для своих детей. Те школы, где учат лучше, получили бы больше учеников и соответственно средств, те школы, где учат хуже, получили бы необходимую им практическую помощь, квалифицированные учителя были бы поощрены, неквалифицированные — уволены.
Это, я думаю, как раз те 300 тысяч уволенных учителей, которых хотел бы вернуть в школы президент Обама. Ему-то они нужны — не как учителя, сведущие в науке и способные научить детей, а как воспитатели, прививающие детям с малых лет левизну, от которой потом аж до старости некоторые отделаться не могут.
Тут мне из глубины веков поможет Чацкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова):
Ах, к воспитанью перейдем.
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать
учителей полки,
Числом поболее,
ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки…

— Зато сильны их с нами узы,
Их держат крепко профсоюзы,
мои министры и царьки!

Извините, Александр Сергеевич, три строки после строк Вашего героя я добавил из современности, уловив их в президентской речи. А мы с вами, уважаемый читатель, поговорив о «бузине в огороде», теперь вернемся, ну, если не к «киевскому дядьке», то к «миллионерам и миллиардерам», которым, по словам Обамы, республиканцы хотят сохранить налоговые льготы. Если Обама видит в них только «миллионеров и миллиардеров», богатеньких людей (что ему удобно в общении с простыми людьми), то конгрессмены-республиканцы, как и все разумные люди, видят в них работодателей, которым налоговые льготы помогут скорее вывести американскую экономику из кризиса к благополучию.
Вот и переходим мы к экономике, спасение которой от безответственного разбазаривания станет главной темой грядущих дебатов. Не случайно Митт Ромни взял себе напарником Пола Райана, главу Бюджетного комитета Палаты представителей, специалиста, разбирающегося в экономике получше некоторых нобелевских лауреатов. «Обеим сторонам — республиканцам и демократам, — заявил Райан, — придется работать вместе, чтобы вытащить страну из хаоса и беспорядка. Реальная проблема состоит в том, что мы тратим намного больше денег, чем получаем… Мы предлагаем сократить расходы президента, а не пенсионные фонды».
Последние слова, очевидно, вызваны наветом, исходящим от команды Обамы, будто Райан обрушит Медикер. Не обрушит, а спасет от неминуемого краха, грозящего ему в ближайшие годы, если не принять срочные меры сейчас. Его план состоит в том, чтобы эту программу в отношении лиц, которым в настоящее время 55 лет и менее, частично приватизировать, дабы конкуренция между частными страховыми компаниями привела к снижению стоимости страховки. Интересы нынешних клиентов Медикера от этого никак не пострадают. До сведения американского электората республиканцы, наверно, смогут это довести, несмотря на вой, образно говоря, глушилок.
Итак, учиться, учиться и учиться, на своих ошибках в том числе, чтобы не повторить их в очередном выборном цикле. И на давнем советском опыте, и на нынешнем печальном европейском, чтобы не соблазниться и не дать себя опутать сомнительной социальной демагогией образца французской кухни с соусом в стиле мадам Помпадур, отдающим теперь еще и специфическим греческим привкусом паленой резины на улицах и государственного банкротства.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора

1 комментарий к “America, back to School! Учиться и еще раз учиться

  1. «Да, захваченные левыми американские школы плохо учат детей. Об этом, кстати, много писали специалисты. Что же нам делать? По моему мнению (а я в этом деле кое-что понимаю), надо присмотреться к учителям, непригодных от преподавания отстранить, для замены найти лучших, если они есть, руководствоваться при этом принципом «лучше меньше, да лучше», ибо плохому учителю не должно быть в школе места — он вреден даже в том случае, если ничего не делает».

    Семен, решение этой проблемы Обама найдет например в Швеции. Мэрия городка Staffanstorp на юге Швеции приняла стратегичекое решение под названием «Школа будущего». Левые борцы за тоталитарное равноправие решили окончательно покончить с остатками дискриминации и отряхнуть его прах с усталых ног: В «Школе Будущего» не будет больше классов, не будет уроков, не будет учителей, не будет учеников. Дети должны сами решать, что и сколько они будут делать. Такой подход даст возможность неограчинному и не отягащенному развитию личности человека будущего в результате чего «День будет завершен с большим успехом, чем его начало». Только школьники имеют право определить «Какую цель и какое значение имеет их путешествие в будущее».

    Журналисты, опубликовавшие эту статью, хотя и сами приверженцы «всеобщего равноправия», всетаки видимо сохранили крупицу здравого смысла и вкусив Liberté, Égalité, Fraternité в чистом виде, сами пришли в ужас: «Такое могло прийти в голову только Пеппи Длинный Чулок. Поколение 68-х, имеющих подобное «видение» видимо накурились излишнюю порцию Joint.»

Обсуждение закрыто.