Пинхас Полонский о динамике развития современного иудаизма

Наш гость — преподаватель Бар-Иланского университета, один из основателей просветительской организации «Маханаим», исследователь иудаизма и автор многих книг Пинхас Полонский.
Я обратился к нему с просьбой рассказать о предстоящем турне с лекциями по городам Северной Америки.
– Главной темой, которой я занимаюсь, является современное развитие иудаизма. Я вообще уверен, что будущее еврейского народа зависит от того, насколько будет активно и динамично развиваться сам иудаизм как религия, насколько он сможет повлиять на развитие Израиля и вообще мира.
В прежние мои приезды в Америку я в основном давал базовую информацию о том, что такое развитие иудаизма, как религия может развиваться и изменяться, сохраняя при этом свою ортодоксальность, рассказывал о сущности религиозного сионизма и проблемах, возникающих в нем. Это все мы можем найти в книге «Рав Кук: личность и учение» и в книге по лекциям рава Ури Шерки «Израиль и человечество».
Вещи, о которые я рассказываю, не базовая теория, а применение данного к сегодняшней жизни в Израиле.
– Какие же главные события в развитии иудаизма, ты считаешь, сейчас происходят?
– Одно из важнейших — это формирующееся сегодня движение «Бней Ноах», создающее ситуацию, при которой неевреи могут исповедовать иудаизм, не проходя гиюра и не становясь евреями, т.е. фактически превращение иудаизма в универсальную мировую религию. Об этом я, в частности, буду рассказывать на лекциях.
– Разве может быть иудаизм интересен неевреям, если он евреям не всегда интересен?
– То же самое о Библии. Почему это вдруг мы думаем, что книга, в которой все действующие лица — евреи, вдруг станет интересной человечеству? Да еще такая книга, где сказано, что евреи — избранный народ, что именно им Б-г передал откровение и т.д. Тем не менее, это факт, и именно такая книга стала основой всей западной цивилизации. На самом деле, интерес неевреев к иудаизму сильно зависит от того, какую часть или уровень иудаизма мы рассматриваем. Если мы говорим об иудаизме диаспоры, т.е. об иудаизме прежде всего Талмуда, индивидуального соблюдения заповедей, субботы и кашрута, то, действительно, такой иудаизм не всегда интересен народам мира. Но если мы говорим об иудаизме библейском как о чувстве диалога с Б-гом, диалога как индивидуального, так и общенационального, — то это совсем другое. Такой иудаизм производит огромное впечатление на все человечество. И сейчас в иудаизме происходит возрождение именно библейского уровня, который, конечно, никак не отрицает талмудический уровень, а интегрируется с ним. В процессе этого возрождения иудаизм приобретает ту энергетику, которая действительно делает его для всех интересным.
– Чем ты занимаешься сегодня?
– Последние несколько лет я стараюсь прежде всего издавать новые книги, чтобы ни года без книги, а лучше — без двух. В этот раз я привезу 3-й и 4-й тома моего комментария на Книгу Бытия. Комментарий основан в большой степени на идеях рава Иегуды-Леона Ашкенази-Маниту и рава Ури Шерки, но существенную часть комментариев я сформулировал сам, осознавая их в процессе преподавания Торы.
– Выпускаешь ли ты книги в электронном формате?
– Да, мы открываем сейчас Интернет-магазин Ejwiki-books.com, где можно будет приобрести книги и прослушать все аудиокурсы.
– В твоем проспекте еще значится книга «Иудея и Самария — историческая родина еврейского народа». Что это за книга?
– Это новый вид путеводителя по Израилю — путеводитель по Иудее и Самарии, который мы подготовили в сотрудничестве с известным израильским экскурсоводом Мариной Магриловой (Воробьевой), фотографом Михаилом Магриловым и туристической фирмой «Гайд-21». В обыч­ных путеводителях маршруты по Иудее и Самарии практически не приводятся, и туристы, которые даже, может быть, и хотели бы сюда приехать, не знают, с чего начать и к кому обратиться. Но ведь Иудея и Самария — это действительно историческая родина нашего народа. Если возьмем библейские еврейские места, то, наверное, всего 10% из них находятся на территории «маленького Израиля», т.е. в границах до 1967 года, а остальные 90% — в Иудее и Самарии.
Такое разделение вовсе не является случайным. Дело в том, что когда еврейский народ в 1948 году, после Второй мировой войны, строил государство, то главной целью государства были безопасность и экономика, выживание народа. И поскольку целью была безопасность, то Всевышний позволил нам получить только ту часть Эрец Исраэль, которая не является столь уж существенной с точки зрения связи с историей и библейским наследием. А вот к 1967 году мы уже «повзрослели», и поэтому Творец дал нам возможность в Шестидневной войне завоевать следующую часть Земли Израиля, которая является ее главной исторической и духовной частью: Старый город Иерусалима, Хеврон, Шхем и Бейт-Лехем, Бейт-Эль, Шило и десятки других библейских мест. Соответственно, Израиль разделился. Те, кто считает целью еврейского государства только безопасность и экономику, видят центр своей жизни в Тель-Авиве. Те же, кто понимает, что продвижение Израиля — это духовный процесс и что безопасность и экономика — это еще не все, что необходимо национальное и религиозное возрождение народа в своей стране, — те понимают важность Иудеи и Самарии и поддерживают поселенческое движение.
Конфликт между этими двумя силами и определяет фактически историю Израиля последние 40 лет. Вначале поселенческое движение проявило огромную активность и построило на пустом месте десятки новых населенных пунктов, возрождая связь современности с библейскими временами. Левые увидели в этом опасность и стали наступать на поселенческое движение с помощью Ословских соглашений, которые с самого начала не имели никакого отношения к миру (а назывались так лишь для привлечения поддержки). Соглашения представляют попытку левых сил задавить поселенческое движение, чтобы Израиль превратился в пляж и убежище, но не имел связи с древней еврейской страной, библейскими текстами и еврейской миссией. Однако наступление, предпринятое этими силами в ходе Ословских соглашений, на сегодня фактически уже остановилось, потому что показало свою безрезультатность и проблематичность. И наоборот, поселенческое движение приобретает все большую поддержку и продолжает развиваться.
Сегодня дальнейшее развитие Государства Израиль зависит прежде всего от нас самих. Если мы будем поддерживать поселенческое движение и возрождение связи нынешнего государства с еврейской историей, библейскими текстами и еврейской миссией, то такое направление победит. И туризм в Иудею и Самарию является одной из весьма важных вещей в рамках этих усилий. У американских евреев есть огромное влияние на процессы, происходящие в Израиле, не формальное, но сущностное и духовное. И то, как туристы будут приезжать в Израиль и при этом посещать Иудею и Самарию, тоже является общей частью борьбы за продвижение поселенческого проекта. А книга, которую мы решили создать, даст возможность увидеть эти места.
– Каков маршрут твоей поездки?
– За месяц с небольшим я должен посетить около 20 городов, буду на Восточном побережье и в Майами, Хьюстоне, Калифорнии, Чикаго, Торонто, Монреале и т.д. Полное расписание на сайте http://ejwiki.org/Polonsky-USA-2012.
– Спасибо и до встречи!

Беседовал Юрий ЛИВШИЦ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора