Интервью Рава Бинского
– Здравствуйте, рав. Наше с вами весеннее интервью вызвало шквал похвал и ругательств, в частности, некий гусар обвинил нас обоих в самодовольстве. Вы этот грех за собой чувствуете?
– Пока нет, Арье, скорее, имею к себе претензии. Но, говорил царь Давид, «от всех учивших меня умудрялся я», обращу дополнительное внимание.
– Как бы то ни было, видно, что ваше мнение публике небезразлично. Давайте поговорим о «жареном». Одна из шумных тем в последнее время — призыв ешиботников в израильскую армию. Что вы могли бы сказать по этому поводу?
– Вы знаете, Арье, тема эта непростая, нет у меня чудодейственного эликсира, чтобы сразу все решить и прояснить. Вопрос обсуждается с самого создания Государства Израиль, дискуссия идет очень острая, и получить представление о сути ее, а в особенности о деталях и нюансах здесь, в Америке, очень сложно. Дело в том, что СМИ не дают объективную и реальную картину. Порой из-за того, что авторы сами не знают проблемы или не понимают ее, а нередко им мешают определенные идеологические штампы, за рамки которых они не могут и не хотят выйти. Поскольку многое не укладывается в их мировоззрение и комфортный образ жизни, они стараются создать привычную, удобную себе картину.
– Вспоминаю, только за последнее время, «автобусные баталии», «скромность одежды», «смешанные школы», «возможность ездить по Шаббатам где заблагорассудится»… И каждый раз крику столько… просто птичий базар. Всегда этим накручивается раскол, конфликт в нашем народе. К чему стремятся и чего опасаются политиканы и идеологи СМИ? Простые читатели и слушатели?
– Прежде всего, конфликт вызван самой природой нашего народа — евреи любят добиваться истины. Сам по себе поиск истины — вещь, несомненно, позитивная и необходимая, но поскольку «истина у каждого своя»… А точнее, свой взгляд на нее. В русской классике это называется «горе от ума». У каждого, пусть он даже не имеет никакого отношения к затрагиваемым темам и очень слабо в них информирован, обязательно будет «свое собственное мнение». А за ним — не столько факты и концепции, сколько эмоции. Вот и крик.
– Рав, слегка в сторону. Мне приходится просматривать новостные сайты и изучать отдельные темы в них — журналистская обязанность; и меня поражает, как бесшабашно высказываются авторы статей и особенно комментаторы. Часто до прямой грубости, хамства, до откровенного мата. Отчего это — от доступности средств массовой информации в наши времена, Интернета — или от общей деградации публики?
– В первую очередь, это от того же поиска истины и горячности в отстаивании своего взгляда на нее. И, конечно, возможность сразу и быстро высказаться, не особенно углубляясь и вдумываясь в вопрос, приводит к поверхностным заявления, эмоциям вместо мыслей, порой с переходом границ литературности. Мне как раз на память приходит пример, я слышал его лет 30 назад от одного известного раввина, на лекции которого ходил в Израиле. Раз он ехал в автобусе. Израильский автобус — это не средство передвижения, а философия жизни. Как только человек входит в автобус, он попадает в сообщество. В Европе и Америке автобус останавливается, затем открываются двери и люди начинают входить, вежливо здороваясь с водителем. Если нету места, ждут следующего автобуса. В Израиле автобус с открытыми дверями подруливает к остановке, на входе и выходе евреи общаются, много шума, и набивается столько, сколько может войти. До России, Египта или Индии мы, конечно, еще не добрались, но направление понятно. Более того, в дороге работает радио, люди слушают новости и им есть, что обсудить. По крайней мере, так было в те времена.
И вот раввин едет в автобусе, мест нет, не протолкнуться, он стоит совсем рядом с шофером. По радио передали новость, что в Греции израильская баскетбольная команда победила греков. Народ начал ликовать. Шофер говорит раввину: «Ну, ты слышал, мы победили греков!» Раввин отвечает: «Да, я слышал, что греческая команда выиграла у израильской». Шофер поправил: «Ты ослышался — это мы выиграли у греков!» Раввин: «Нет, передали, что наоборот». Шофер: «Эй ты, дос (презрительное обращение к религиозным, типа «жид» в России), ты че, глухой?!» Конфликт перешел совсем в другую плоскость. Раввин имел в виду, что если для еврея самое главное — победить в баскетбольном матче, то греки победили: во времена Маккавеев именно к этому они и пытались евреев приучить.
Надо прибавить: еврейская Традиция ничего не имеет против спорта, наоборот, забота о своем здоровье — одна из важных заповедей Торы. Но речь идет не о спортивных рекордах, а именно о здоровье, духовном и физическом. В автобусе конфликт в конечном итоге перешел на личности и взгляд на мир. Водитель честно предупредил: «Будешь много разговаривать — выброшу из автобуса!» Это как раз то, что вы говорили о грубости в комментариях. Если кто затронет мою жизненную позицию — публика сдерживаться не привыкла. Правда, дальше криков тогда дело не пошло.
– Рав, а что вы скажете о только что закончившихся Олимпийских играх? Олимп, помнится, гора, где весело проживали греческие боги, развлекались, как умели. А Олимпийские игры — символ Греции и ее культуры. Это я вам как олимпийский чемпион решительно заявляю.
– Арье, я уверен, что многие читатели информированы здесь куда больше меня. Выскажу только пару соображений. Во-первых, Олимпийские игры в последние 40 лет традиционно имеют антисемитский душок, на этот раз проявившийся более явственно. И то, что на открытии Олимпиады не нашлось 60 секунд, чтобы почтить память погибших израильских олимпийцев, особенно это подчеркивает. Намек истории — спортсмены были убиты террористами на Олимпиаде в том же Мюнхене, с которого начиналась реальная политическая история нацистской партии (со знаменитого Пивного путча). И где за 36 лет до того в гитлеровской Германии состоялась Олимпиада, на которую не были допущены некоторые спортсмены-евреи.
– Добавлю мой опыт — я летал через Мюнхен, и нас, израильтян, на «секьюрити» раздевали буквально до трусов, откровенно издевались…
– Парадокс, что еврейские спортивные клубы часто называют «Маккаби», еврейская Олимпиада — «Маккабиада». Знали бы об этом Маккавеи!.. Ну а на Олимпиаде израильтяне особых лавров не снискали, что меня совершенно не огорчает. Еврейский народ избран Создателем не только для бросания мяча и толкания штанги.
– А как же «в здоровом теле здоровый дух»? Вот и Рамбам пишет, что пророк должен быть, кроме духовного величия, физически здоров и крепок.
– Арье, эта фраза, столь знакомая нам с детства: «В здоровом теле здоровый дух» — пожалуй, одна из самых извращенных по смыслу. Римский сатирик Ювенал, к которому она восходит, в своей 7-й сатире писал: «Молить надо богов о том, чтобы дух был здоровый в теле здоровом». На основе этого сложилась известная римская пословица: «В здоровом теле здоровый дух — редкая удача!» Римляне, уж на что солдаты и атлеты, понимали: избыток внимания к телесному здоровью скорее всего принесет душе не пользу, а вред. Что же касается пророков, Рамбам имеет в виду, что человеческому телу нелегко выдержать огромную мощь пророческого раскрытия, и оно должно быть подготовлено к этому, чтобы не разрушиться. Боюсь, сегодняшним культуристам это не грозит. Но повторюсь: забота о своем здоровье (и здоровье близких) — это прямая заповедь Торы, иначе человеку трудно станет служить своему Создателю. Наши мудрецы формулируют, что тело — инструмент, данный человеческой душе для работы в этом мире. А рабочие инструменты надо беречь.
– Однако вернемся к военному призыву. Вы хотите сказать, что в отношении к нему, как и в отношении к спорту, проявился конфликт светского и традиционного еврейства в Государстве Израиль?
Беседовал Арье ЮДАСИН
Продолжение следует