Недельная глава Торы «Ки теце»
«Куда пойти учиться?» Этот вопрос вновь встал передо мной вскоре после моего приезда в Израиль в 1981 году. И если в Москве в 1977 году мой выбор был ограничен теми немногими институтами, в которые принимали евреев, то на этот раз я думал о том, в какой иешиве мне изучать Тору.
С нетерпением ожидая отъезда в Израиль и по крупицам хватая знания об иудаизме на подпольных уроках, я мечтал о том времени, когда наконец смогу изучать Тору в полную силу в созданном для этого учебном заведении — иешиве. Буквально за день до отъезда мой учитель Элиягу Эссас встретился со мной и дал свои наставления, рекомендовав год изучать Тору в иешиве. Элиягу дал мне телефон своего друга Натана Файнгольда, который уже несколько лет жил в Иерусалиме. Натан в свою очередь познакомил меня со своим соседом — ученым-физиком профессором Бенционом Тавгером. Через несколько дней ко мне пришел сын профессора Элиягу Тавгер, который уже много лет учился в израильской иешиве.
– Какая самая лучшая в Израиле иешива? — спросил его я. — Мой учитель Элиягу Эссас посоветовал мне один год учиться в иешиве, после чего я планирую продолжить светское образование. Поэтому в течение года я должен взять максимум того, что возможно.
Конечно, Элиягу мог бы улыбнуться и сказать, что после года серьезной учебы я, может быть, лишь начну прикасаться к пониманию Талмуда. Однако Элиягу решил со мной не спорить, а сказал, какие три иешивы, по его мнению, самые лучшие, указав среди них и иешиву, в которой он учился, «Атерет Исраэль».
Тогда я попросил Элиягу назначить мне встречу с главой иешивы «Атерет Исраэль» равом Борухом Эзрахи.
Признаюсь, что моя мама принимала самое активное участие в моей жизни. Я всегда видел маму с книгой, готовящейся к экзамену или к докладу. Когда в конце 8-го класса меня не хотели переводить в 9-й класс, а предложили отправиться в ПТУ, мама пришла к директору школы и сказала: «Пожалуйста, дайте ему шанс, я обещаю, что он станет лучшим учеником».
В то время я увлекался шахматами и не уделял внимания школе. Однако мама объяснила мне, что если я не начну учиться, то не смогу поступить в институт и отправлюсь в армию, что отдалит исполнение моей заветной мечты — уехать в Израиль. Тогда я сказал себе, что отныне школа — это мои шахматы. Так, с азартом, я пошел в 9-й класс, готовясь к каждому школьному дню, как к игре в шахматном турнире, в котором я хочу добиться победы. В течение нескольких месяцев я получал только пятерки.
После окончания школы я попытался поступить в МГУ. После этого я вместе с мамой пришел к директору школы и начал рассказывать ему, как всех евреев завалили на сочинении. «Когда мы с мамой поступали в университет…» — с этих слов я начал свой рассказ, и тогда мы все вместе рассмеялись. Вспоминая об этой и о других подобных ситуациях, мы часто шутили: «Когда мы с мамой поступали в университет…» Так мы с мамой поступали в 9-й класс, в университет, в Институт связи. Точно так же мы с мамой поступали в иешиву.
– Вся суть нашей иешивы — это «штайген» (идиш), стремление к духовному росту! — сказал рав Эзрахи на встрече с нами. — Не знаю, подходит ли наша иешива для человека, который только приехал из России…
Мама знала лишь несколько слов на иврите и на протяжении беседы молчала, однако в конце подвела итог разговору.
«Арье по!» — вдруг с улыбкой воскликнула мама. Арье, на иврите Лев, является моим еврейским именем, а слово «по» — это «здесь».
Глава иешивы на мгновение застыл от неожиданности, задумался, а потом повторил ее слова.
«Арье по!» — сказал рав Эзрахи и принял меня в иешиву.
Через несколько лет железный занавес начал приоткрываться, и в Израиль начали прибывать мои московские друзья, которые искали место для изучения Торы. Так в нашу иешиву пришел 16-летний Элиша Гринберг, который сегодня возглавляет «русское» отделение «Атерет Исраэль», Александр Барак, сегодня глава иешивы «Оель Авраам» в Бейтаре, Моше Гойхберг (Иерусалим — Москва), Гидон Итенберг (Нью-Йорк), Ариэль Бердичевский (Чикаго), Элиэзер Димарский (Чикаго), Реувен Хаскин (Нью-Йорк — Иерусалим), Гедалия Моковецкий (Иерусалим — Москва), Борух Шухман и многие другие, оказавшие огромное влияние на духовный облик целого поколения русскоязычных евреев.
Любопытно, что эти слова моей мамы — «Арье по!» — запали в душу раву Эзрахи. Почти три десятилетия спустя мой сын Авроми стал учеником иешивы «Атерет Исраэль». В субботу перед его свадьбой рав Эзрахи, давая ему благословение, обратился к тремстам ученикам иешивы: «Все началось с того, что бабушка жениха привела ко мне своего сына и сказала: «Арье — здесь!»
Несколько лет спустя в стенах иешивы отмечалась бар-мацва моего сына Аарона, и вновь поздравляя его в субботу, рав Эзрахи рассказал ученикам о том, как его бабушка сказала: «Арье — здесь!», и эти ее слова повлияли не только на судьбу ее сына, судьбу внука и, конечно же, повлияют на поколения ее потомков…
Какие родители преуспевают более в воспитании детей? Те, кто управляют детьми и доминируют, решая за них все вопросы, подавляя их инициативу и понижая самооценку? Или те, кто дают детям полную свободу, создавая впечатление вседозволенности и родительского безразличия?
Опыт показывает, что самые лучшие родители — это те, которые умеют балансировать: любят и уважают детей, но проявляют интерес и участие к их судьбе.
Тора рассказывает о том, как отец и мать восставшего против них и всего общества 12-летнего сына могли привести его к судьям города. Мудрецы Талмуда утверждают, что не было в истории ни одного случая, чтобы родители привели своего «сошедшего с пути и непослушного» сына в суд и потребовали наказать его за воровство и пьянство смертной казнью. Весь смысл этого рассказа в том, говорят мудрецы, чтобы мы «изучали этот закон и получили награду» (Сангедрин, 71).
Возможно, урок этого закона заключается в том, что родители должны участвовать в жизни детей, думать о том, куда они их ведут.
Когда ребенок подрастает, то его ведут в еврейскую школу, а не в суд, когда же он женится, то
отец и мать ведут его под хупу.
Рав Харлап(זצ»ל )и Рав Ойербах (זצ»ל ) ни за что не соглашались хоть на короткое время покинуть Эрец…