В этой статье я хотел бы продолжить обсуждение проблемы привлекательности иудаизма в современном мире, начатое в «ЕМ» № 704, а также коснуться полемики, разгоревшейся вокруг этой темы.
Когда-то Остап Бендер предложил нерадивому журналисту Ухудшанскому сборник слов и выражений, позволивших последнему добиться больших успехов на журналистском поприще. Остап оценил свои услуги в двадцать пять тугриков, я же предлагаю избавить критикующих мои статьи от мук творчества совершенно бесплатно. Стоит лишь воспользоваться следующим словариком:
1. Не могу молчать (в особых ситуациях заменить на «Не могу поступиться принципами»)
2. Позор! (количество восклицательных знаков оставляется на вкус писателя)
3. Наше наследие (чередовать с «деды и прадеды»)
4. Антисемит (по надобности предварять словами «наш» или «еврейский»)
5. На грязные провокации ответим увеличением производительности труда.
6. Кто дал вам право замахиваться на святое?
7. А ты кто такой?
Использовать эту лексику гораздо проще, чем обсуждать представленную проблему . Еще проще вообще притвориться, что проблемы нет, потому что «мой внук ходит в еврейскую школу». Забыть о том, что численность еврейского населения в США неуклонно снижается, а синагоги закрываются. Зайдите в некоторые синагоги еврейского Бруклина, некогда насчитывавшие тысячи прихожан, а теперь не собирающие даже простого кворума для молитвы. Там просто пахнет смертью.
Согласно опросу, проведенному конгрессом еврейских организаций UJC (National Jewish Population Survey), численность евреев США снизилась с 5.5 миллиона до 5.2 в период с 1990 по 2000 год. 46% евреев являются членами синагог, и только 22% из них заявляет о членстве в ортодоксальной синагоге. Всего 27% говорили, что посещают синагогу раз в месяц или чаще. Смешанные браки составляют 47% . Замечу, в этот опрос включены лишь данные о евреях, связывающих себя с иудаизмом или атеистах, за бортом остались перешедшие в другие религии. Это уже не радостные картины, рисуемые ревнителями нашей веры, наведывающимися в синагогу по праздникам. Это суровые будни.
Можно, конечно, броситься в другую крайность – сказать: ну и пусть себе исчезают, ни к чему нам эти бегающие по дискотекам и некошерным магазинам евреи. Пока они вымирают, мы размножимся, да так, что станем большинством, и еще раз докажем, что только ортодоксальный образ жизни способствует выживанию еврейского народа. При этом, конечно, никто не станет отвечать на вопрос, от кого произошли реформисты, коммунисты и другие «исты», коих мы так горячо ненавидим.
А можно обратиться к самому иудаизму и посмотреть, что же нас в нем не привлекает. Для этого вспомним столь любимый в ортодоксальной среде анекдот. В школу реформистских евреев приезжает ортодоксальный раввин. «О чем мне рассказать», – спрашивает он директора школы. «Может, о субботе?» «Не стоит», – говорит директор. Члены нашей синагоги субботу не соблюдают, им это не интересно». «Может, тогда о кашруте», – предлагает раввин и опять получает отрицательный ответ. Та же участь постигла и предложение разобрать со слушателями законы семейной чистоты. «Тогда о чем же мне говорить?», – вопрошает сконфуженный раввин. «Расскажите им лучше об иудаизме», – отвечает директор.
Поборов приступ смеха, стоит призадуматься. Неужели вышеперечисленные аспекты иудаизма являются основными? Неужели раввину нечего об иудаизме рассказать, кроме изложения нескольких обрядов? Между тем, когда мы говорим о приходе человека к иудаизму, речь идет, прежде всего, о ритуалах. А ведь духовный поиск начинается не с них. Ведь в идеале исполнение ритуалов не должно превращаться в самоцель, а к чему-то вести. Только к чему?
Наблюдая за «духовным ростом» десятков людей, пришедших к иудаизму, замечаю, как по мере приближения вопросы о смысле жизни заменяются рассматриванием этикеток на продуктовых упаковках. Согласитесь, уж очень вопросы «есть ли мне хлеб, потому что потом придется читать послеобеденные благословения»и «как бы в субботу вскрыть упаковку, чтобы не повредить буквы на ней» отличаются от вопросов «зачем я живу?» и «куда я направляюсь?», задаваемых ими изначально.
Тонут в мясомолочных реках и вопросы отношений между людьми. О, нет! Безусловно, общечеловеческие ценности в иудаизме присутствуют. Да и общечеловеческими они стали во многом благодаря иудаизму. Несомненно, нам расскажут о том, что межчеловеческие отношения занимают не меньшее место в иудаизме, чем отношения человека с Б-гом. Поведают и о том, что главная святыня еврейского народа – Иерусалимский Храм – был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Тем не менее, не ответят на вопрос, как именно суббота, кашрут, молитвы и другие ритуальные аспекты иудаизма помогают нам в достижении гармонии в отношениях между людьми.
А именно эту связь хотелось бы обнаружить мне. Именно поэтому я не спешу на дискотеки, на которые меня посылают заботливые читатели, а уже очень много лет пытаюсь увидеть связь мало что значащих для меня ритуалов с общечеловеческими (или, если вам угодно, еврейскими, по происхождению) ценностями – любовью, милосердием, честностью. К сожалению, очень многие низводят ритуалы до практических объяснений: кашрут становится другом желудка, шаббат – способом отдохнуть. Непонятно только, почему из всех систем самосовершенствования, вариантов отдыха и систем здорового питания нужно выбирать именно еврейские, не говоря уж о сомнительных научных обоснованиях для такого выбора.
Более традиционные религиозные объяснения тоже не удовлетворяют, так как предполагают, что некоторые законы необъяснимы, а даже если мы и в состоянии пролить какой-то свет на их смысл, не рациональностью должны мы руководствоваться, исполняя заповеди, а лишь желанием следовать воле Творца. Быть может, и найдутся люди, готовые вести себя подобным образом, но, как по мне, такой человек-исполнитель мало чем отличается от робота. Природа человека такова, что ему необходим поиск смысла.
Таким поиском, дорогие читатели, я и занимаюсь. Вы, конечно, вольны обвинять меня во всех смертных грехах, благо, приведенный выше словарик значительно облегчает эту задачу, но лучше – давайте искать вместе!
Леонид ГЕЕР
Давайте искать вместе!
Уважаемый Леонид!
Вы не одиноки в своем поиске «иудаизма с человеческим лицом». Этим поиском занимались евреи во всех поколениях. Кстати, о терминах. На мой взгляд, используемый Вами термин «иудаизм с человеческим лицом» является незаслуженным оскорблением. В отличие от социализма, иудаизм никогда не творил сталинских репрессий, ни инквизиций, джихадов, погромов…
Любопытно, что я услышал приводимый вами анекдот из уст крупнейшего авторитета еврейского закона, рава Файвеля Кохена, когда он говорил о поднимаемой Вами проблеме в своей бруклинской синагоге в субботу.
«Некоторые жалуются, почему, выступая по субботам перед общиной, я говорю о философии и морали, а не о том, как соблюдать еврейские законы, – начал свое выступление рав Кохен. – Отвечу вам шуткой.
Однажды президент реформистской синагоги проводил интервью с одним раввином по поводу его возможной работы в этой общине.
– О чем бы ты говорил с людьми в синагоге? – спросил президент раввина.
– О том, как соблюдать субботу, – ответил раввин.
– Нет, это нас не интересует, никто из нас субботы не соблюдает.
– О законах кошерной пищи.
– Нет, никто из нас не соблюдает кашрута.
– Может быть, о важности еврейского образования для детей? – предложил раввин.
– Нет, наши дети не учатся в еврейских школах.
– О чем же мне тогда говорить? – взмолился раввин.
– Говори о еврействе! – воскликнул президент.
Вы смеетесь над президентом реформистской синагоги, думая, что же это за еврейство без субботы, кашрута и еврейских школ для детей? – продолжил рав Кохен. – Вы удивитесь, но согласен с президентом!
Прежде всего человек должен открыть для себя красоту и глубину Торы, лишь тогда он будет с вдохновением скрупулезно выполнять ее законы».
Рабби Акива говорил, что главное правило Торы – «возлюби ближнего, как самого себя!» Любовь к ближнему – это не главная заповедь, а именно правило, которое включает в себя все без исключения законы Торы. Каждая заповедь – это лишь одежда, внешняя форма, в глубине которой скрывается суть и душа закона – любовь к людям.
«Все заповеди Торы – это не самоцель, а наковальня, на которой куется человеческая личность!» – повторял мой учитель рав Эзрахи в Иерусалиме.
«Давайте тогда любить друг друга, и не нужно соблюдать никаких заповедей!» – возразите Вы мне, Леонид.
По этому пути пошло христианство, утверждая, что «важно не что на устах, а что с уст». То есть важно не что ест человек, а что говорит. Они жестоко ошиблись в понимании человеческой природы, связи души и тела. Вся история христианского мира – тому подтверждение. Они говорили о любви, советовали подставить другую щеку… а на деле? Главной проблемой любого общества оставался вопрос, как создать систему воспитания человеческой личности. Еврейская история свидетельствует не только об истинности ценностей Торы, но и о том, что наша система воспитания работает из века в век.
Мы согласимся с тем, что первичным является моральный облик человека. Опыт показывает, что одних пустых разговоров на общие темы – о любви к ближнему недостаточно. Жизнь состоит из многочисленных деталей, которые влияют на наши души, формируют наши характеры. Человек – это то, что он видит, слышит, читает, смотрит, и в том числе то, что он ест и делает.
Человек может прослушать много лекций о том, как важно быть щедрым. Однако до тех пор, пока он не преодолеет своей природной жадности и не поделится с бедняком тем, что у него есть, все лекции останутся только теорией. В первый раз ему будет трудно преодолеть свой характер, но с каждым разом щедрость будет становиться все больше частью его души, его природы.
«С заповедью милосердия все понятно, – возразите Вы. – Но при чем здесь кошерная еда или соблюдение субботы?»
Вот в этом-то и состоит суть изучения Торы, утверждал рабби Акива: в каждой, без исключения, заповеди искать и находить любовь к ближнему! Тогда это изучение возвышает вашу душу, а осмысленное исполнение вдохновляет вас творить добро.
Позволю себе лишь намек. Заповедь не смешивать молоко и мясо проистекает из запрета Торы «варить ягненка в молоке его матери». Молоко матери дает жизнь ребенку, как же можно его варить в нем? Это урок милосердия ко всему живому! Когда вы поете «Шалом Алейхем» – «Добро пожаловать, мир вам!», принимая субботу, то учитесь радостно и гостеприимно принимать гостей. Когда отказываетесь от заработка во имя соблюдения субботы, вы учитесь доверять не только Б-гу, но и людям и строить с ними отношения взаимного доверия. Не рекомендую Вам откладывать исполнение заповедей до лучших времен, мол, когда пойму, тогда и начну исполнять. Настоящее понимание исходит не только от разума, в результате интеллектуального осмысления, но и от сердца, в результате порыва чувства и поступка. Исполнение заповеди возвышает душу человека, и тогда он удостаивается понять, осознать и прочувствовать новую для его разума и души концепцию.
Трудно сохранить ценности любви к людям, а тем более передать это нашим детям, без тех самых мелочей и деталей, над которыми Вы посмеиваетесь, без изучения и соблюдения законов Торы, возвышающих и освещающих человеческую душу.
Не случайно, когда нееврей попросил Хилеля «объяснить суть Торы, стоя на одной ноге», тот ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе! Это суть Торы, все остальное – это комментарии, иди и учи их!» Хилель не ограничился общей декларацией любви (или хотя бы преодоления ненависти) к ближнему, а призвал этого человека идти и учить детали. Ибо в этих деталях душа еврейства, в них кроется глубина и красота Торы.
Нет, я не буду обвинять Вас во всех смертных грехах, а отвечу Вам Вашими же словами: «Давайте искать «иудаизм с человеческим лицом» вместе!»