Конституция — что дышло…

Недельная глава Торы «Шофтим»

В сегодняшнем разделе интересно сформулированы требования, предъяв­ляемые к еврейскому царю: «Только пусть не заводит он себе много коней… и пусть не обзаводится он множеством жен, дабы не развращалось сердце его, и пусть не умножает он себе серебра и золота чрезмерно. А когда взойдет он на престол царства своего, пусть напишет себе две копии Торы этой в книге… И пусть будет она при нем, и пусть читает он ее все дни жизни своей, чтобы приучился он бояться Б-га…» (гл. 17).
Молитву «Амида», состоящую из девятнадцати благословений, мы читаем стоя и кланяемся четыре раза — два раза вначале и два в конце. Первосвященнику полагалось кланяться 19 раз — в конце каждого благословения, а царь кланялся в конце и начале благословений, всего 38 раз! По другому мнению, первосвященник кланялся в начале и конце каждой «брахи», а царь низко склонялся один раз в начале молитвы и в таком положении читал ее до конца.
Чем выше социальное положение человека, тем смиреннее он должен вести себя перед Б-гом, ибо всеми своими достижениями и приобретениями он обязан Ему. Не должен думать царь, будто он выше Творца, чтобы не увериться в своем абсолютном всесилии и безнаказанности.
Именно поэтому царю полагается иметь два свитка Торы, один из которых он держит всегда при себе. Тора постоянно напоминает ему, что он всего лишь слуга Б-га и Его Закона, что он обязан скрупулезно выполнять Закон, не меняя в нем ни буквы.
Еврейский Закон был дан нам Самим Творцом на Синае. Он действует уже тридцать три столетия, успешно выполняя одну из своих главных задач — сохранение еврейского народа. Те, кто требует принятия Конституции в Израиле (во избежание его превращения в «государство Галахи»), должны учесть, что любой закон требует уважительного отношения к себе.
Но если глава правительства, опираясь на депутатское большинство в Кнессете, считает себя вправе изменить по своему произволу основной закон, ограничивающий количество министров в правительстве в угоду товарищам по партии и коалиционным партнерам (а ведь так уже было не раз), то получается как в известной поговорке: «Закон — что дышло…»
Зачем нам тогда Конституция, готовая «кланяться» любому новому хозяину?
Без пропущенных звеньев
Устанавливая на все времена механизм преемственности в иудаизме и динамичного применения Галахи, Тора пишет в сегодняшнем разделе: «И приди к коэнам, левитам и к судье, который будет в те дни (т.е. в каждом поколении), и расспроси, и скажут они тебе, каков закон» (17:9).
Рабби Иегуда а-Наси не переносил запаха чеснока. Об этой слабости великого мудреца и составителя Мишны знали все его ученики. Однажды он сделал паузу во время занятий и строго сказал: «Тот, кто ел чеснок, пусть выйдет из комнаты». Вышли сразу несколько человек, включая рабби Хию.
На следующий день рабби Шимон (сын рабби Иегуды) упрекнул рабби Хию в бестактности: «Зачем вы ели чеснок перед уроком? Вы же знаете, что моей отец не может терпеть чесночный запах?»
«А я и не ел чеснока, — ответил рабби Хия. — Я встал и вышел, чтобы избавить от смущения человека, который действительно ел чеснок, чтобы никто из присутствующих не догадался, кто именно вызвал раздражение нашего учителя».
Откуда рав Хия научился беречь чувства и достоинство других людей? Талмуд сообщает, что он перенял эту самоотверженную тактичность у рабби Меира, поступавшего так же в подобных случаях. Но кто научил этому рабби Меира? Шмуэль а-Катан. А Шмуэль? У кого он научился деликатности? — У Шании из Книги Эзры. Шания в свою очередь перенял эту привычку у Иегошуа бин-Нуна, а тот — у самого Моше-рабейну.
Почему мудрецы Талмуда сообщают нам все эти подробности? Почему сразу не скажут: «Рабби Хия учился беречь достоинство ближнего на примере благородного поведения Моше-рабейну»? Зачем все эти имена? Не лучше ли перескочить через них и прийти сразу к первоисточнику?
Мы стоим сегодня в конце непрерывной цепи поколений. Эта цепь уходит в глубину веков и заканчивается у горы Синай, где Моше, величайший пророк и законоучитель, стоял «лицом к лицу» с самим Творцом Вселенной, получая от него Тору.
Однако мы связаны с этим уникальным моментом истории не через Моше, а благодаря личному контакту с еврейскими мудрецами своего поколения. В нашей цепи преемственности нет «пропущенных звеньев». У каждого ребе был свой ребе. Поэтому, чтобы найти ответы на животрепещущие вопросы, мы должны обращаться в первую очередь к соседнему звену — к знатоку Торы, который нам ближе, которому мы доверяем.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора