Упразднить, чтобы сохранить

Недельная глава Торы «Экев»

«Но если забудешь ты Б-га и пойдешь за богами чужими… то предостерегаю я вас сегодня, что погибнете вы совершенно» (8:19).
Комментируя это грозное предупреждение, мудрецы в трактате «Тмура» Вавилонского Талмуда делают парадоксальный и малопонятный, на первый взгляд, вывод: лучше сознательно отменить изучение Торы, чем забыть ее.
Тора, как известно, это основа иудаизма. В Иерусалимском Талмуде Б-г говорит, обращаясь к евреям: «О, если бы они только покинули Меня, но хранили (помнили, изучали) Мою Тору! Свет, который она содержит, вернул бы их ко Мне».
Но что все-таки означают эти странные слова из трактата «Тмура»? Величайший мудрец довоенного поколения Хафец-Хаим (рабби Исраэль Меир а-Коэн, 1838–1933, Польша) так объясняет: «Пусть лучше евреи будут вынуждены прекратить изучение Торы под внешним давлением, чем сами пренебрегут ею и забудут ее. Когда нееврейские власти преследуют их, издавая законы, запрещающие изучать Тору, евреи сопротивляются. В тех странах, где насильственно закрывали иешивы, возникали подпольные группы; они продолжали учебу в подвалах, заброшенных домах, демонстрируя порой чудеса изобретательности. В результате, несмотря на все попытки антисемитов искоренить еврейскую ученость и еврейский образ жизни, им это не удавалось: Тора побеждала.
Но когда сами евреи пренебрегают Торой, ее огонь постепенно угасает. Никому нет дела до нее, потому что невежество порождает высокомерное презрение и агрессивное нежелание знать. Учитывая страшные последствия такого забвения, Моше в конце книги «Дварим» ободряет нас: «Не забудется она [Тора] в устах потомства». Иными словами, в каждой эпохе и в каждом поколении найдутся евреи, верные своему духовному наследию и готовые передавать его дальше по цепочке поколений.
В 1891 году министр народного просвещения России утвердил «Правила о Воложинском ешиботе», согласно которым администрация знаменитой Воложинской иешивы должна была выделить в учебной программе два часа в день на изу­чение светских предметов.
Получив сей циркуляр, глава иешивы рав Берлин собрал на совещание ведущих религиозных авторитетов. Все понимали, что насильственное внедрение нееврейских дисциплин имеет своей целью подорвать основы еврейского образования, вытеснить Тору из умов и душ еврейской молодежи. С другой стороны, неповиновение могло привести к закрытию самой иешивы. Большинство мудрецов были склонны принять меньшее из зол: ладно, пусть будут другие предметы, лишь бы иешива жила.
С ними категорически не согласился авторитетнейший раввин Йосеф-Дов а-Леви (рав из Бриска). Он сказал: «Мы все обязаны укреплять Тору и передавать ее следующим поколениям, но лишь теми методами, которые нам завещали великие предки. Преподавать Тору, пользуясь новомодными средствами, — не наша обязанность. Мы должны уйти, и пусть Тот, Кто доверил нам Свою Тору, позаботится о Ней». Его предложение было принято.
Спустя некоторое время мудрость и дальновидность рава из Бриска стали очевидны для всех. Если бы Воложинская иешива приняла ультиматум властей и внесла в программу двухчасовое изу­чение русского языка и арифметики (на первый взгляд, такое нововведение принесло бы только пользу), этим бы дело не ограничилось: два часа превратились бы скоро в четыре, затем в шесть и, наконец, два часа оставили бы только для Торы. Иешива превратилась бы в гимназию.
Когда речь идет о сохранении Торы, компромиссы бывают опасны. Хотя непокорную иешиву действительно закрыли, произошел эффект блокированного фонтана: Тора «растеклась» по всей Литве и Польше, а затем и дальше — в Эрец Исраэль и Америку. Воложинская учебная методика используется теперь повсеместно в мире иешив. Тора была сохранена в чистом, незамутненном виде — как при своем даровании у горы Синай.
Вспоминая эпизод с уничтожением первой пары скрижалей, мудрецы в талмудическом трактате «Шаббат» благодарят Моше за этот поступок: «Спасибо, что ты разбил их». Потому что иногда для сохранения Торы надо ее на время… упразднить.

Летающие синагоги
«…Чтобы продлились дни ваши на земле, которую поклялся Б-г отцам вашим дать вам и потомству вашему» (11:9).
Несколько лет назад германская газета «Бильд», специализирующаяся на сенсационных, но зачастую непроверенных новостях, сообщила: «Многие израильтяне достигают поистине библейского возраста. Более шести тысяч граждан страны перешли столетний рубеж (при общем населении около 7 млн). Если верить списку избирателей, получается, что тридцати израильтянам миновало 120 лет. Трое отметили свое 150-летие. А Эли Рахамим из Кирьят-Аты прожил целых 175 лет. Данные уточняются».
В каждом абсурде есть доля истины. Израиль занимает одно из ведущих мест в мире по средней продолжительности жизни, а если учитывать только еврейское население, то, возможно, мы вошли бы в лидирующую тройку. И это несмотря на отставание от западных стран и Японии по уровню жизни и качеству экологии, вопреки тесноте, шуму, тяжелому климату, постоянным стрессам и очень напряженному ритму жизни израильтян.
Обещание долгой жизни содержится в сегодняшнем разделе: «Исполняйте же все заповеди, которые Я повелеваю… чтобы продлились дни ваши на земле, которую поклялся Б-г отцам вашим дать вам и потомству вашему».
Когда составителю Иерусалимского Талмуда рабби Йоханану (Тверия, III–IV вв. н.э.), сообщили, что в Вавилоне, ведущем центре еврейской учености той эпохи, люди доживают до глубокой старости, он удивился: ведь в вышеприведенном стихе долголетие обещано только жителям Эрец Исраэль. Ему сообщили, что эти старики приходят в синагогу рано утром и поздно вечером: благодаря своей привязанности к дому молитвы они удостоились долгой жизни.
И все же непонятно, какая тут связь. Ведь Тора ясно пишет о продлении жизни «на земле» — в Стране Израиля, а синагоги, о которых идет речь, находятся в Вавилоне. Виленский Гаон отвечает на этот вопрос, ссылаясь на талмудический трактат «Мегила»: рабби Элиэзер говорил, что синагоги Вавилона со временем будут перенесены в Эрец Исраэль. Следовательно, они уже теперь имеют экстерриториальный статус, являются частью Страны Израиля, и люди, «живущие» в них, старятся как бы не в Вавилоне, а в краю «библейского долголетия».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора